30.06.20

С чего начинается Мыс?

В селе Казачий Мыс ищут свои корни, не верят легендам и хранят кости мамонтов.

Школьный оркестр, 1940 год.

От Февроньи до Динары

Казачий Мыс — казачья история. Здешние жители всегда были боевыми; чувство долга не давало им сидеть дома, когда супостат на страну наступал. Многих в Мысу не досчитались в Великую Отечественную войну. У Февроньи Плотниковой из восьми сыновей погибли семеро. И сама она не зажилась, ушла в 1949-м — какое материнское сердце выдержит… Братья Плотниковы теперь вписаны в Книгу памяти, работу над которой в селе закончили перед 75-м Днём Победы. В ней почти 450 фамилии — 208 погибших и пропавших без вести, 234 вернувшихся. Книга пока существует в электронном виде, но будет и печатная.

Историю Февроньи собирала её прапраправнучка, ученица 11-го класса местной школы Динара Шулубаева. Семьи в Казачьем Мысе были многодетные, родственников много. У Динары папа — казах, мама — русская; а в родословной — 16 участников Великой Отечественной войны, 10 из них не вернулись с фронта. Один из прадедов Динары — Владимир Васильевич Стекленёв — восстанавливал храм в селе, но это тема исследовательской работы другой его внучки — Виктории Лейб.

— Казачье движение — это современное явление российской жизни и региональной действительности. Возникновение общественного движения привело к тому, что очень много людей вспомнили о своих казачьих корнях, и оказалось, что у нас в Новосибирской области казачество появилось с Дона, с Кубани, ещё с конца XVIII — начала XIX века. Как выяснилось, много атрибутов казачьего быта хранилось в сундуках, на чердаках. И многие ценности казачьей культуры до сих пор живы в их семьях, — говорит этнограф, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, профессор НГУ, доктор наук Ирина Октябрьская. Ирина Вячеславовна является составителем Этноконфессионального атласа «Новосибирская область: Народы, культуры, религии», подготовленного Институтом археологии и этнографии СО РАН по заказу и при активном содействии министерства региональной политики НСО.

Движение по возрождению казачества в Новосибирской области началось в конце 1980-х, как и по всей стране. 15 сентября 1990 года инициативная группа учредила Новосибирское отделение землячества имени атамана Ермака Тимофеевича. Ежегодно этот день отмечается как день образования Новосибирского казачества. В настоящее время на территории региона зарегистрировано 23 казачьих организаций и общества, в них состоит около 1 000 мужчин, достигших 18 лет.

Не мифом единым

Олеся Стекленёва — активная участника музейного поиска

Программа «Мой родной край» — одно из направлений дополнительного образования, которое ведёт учитель истории Казачемысской СОШ и руководитель школьного комплексно-краеведческого музея Лариса Алферова. Заниматься краеведением ребята начинают с пятого класса. И первое, что делают, — составляют свою родословную.

— Ребятишки разные: кто как эту программу осваивает — некоторые очень увлекаются. Занятий — шесть часов в неделю. Начинаем с истории рода, параллельно ведём историю села, — рассказывает Лариса Алферова. — Катя Сапрыгина, учась в пятом классе, собрала в этом году 187 человек в своей родословной. Пока это только фамилии — самые первые намётки, дальше будем прорабатывать подробности. Сапрыгины — одна из ветвей потомков основателей нашего села. Сейчас заниматься краеведением, с одной стороны, сложно, потому что старожилы уходят, многих память подводит; а с другой стороны, интересно — много архивов открывается, выкладывают оцифрованные документы. К примеру, на сайте Государственного архива Томской области мы нашли документы, которые помогли нам в изучении истории нашего храма.

В этом году в Казачьем Мысе Татарского района планируют отмечать юбилей — 295 лет. Цифра эта пока не подтверждается документально, а школьный музей продолжает исследование. Сегодня комплексно-краеведческий музей школы один из крупнейших в области — 96 кв. м.

Брод для казаков

Мастер-класс по ткачеству на дощечках.

Село стоит на живописном берегу Оми, река здесь огибает большой мыс. По одной из версий, казаки Андрея Воейкова, которые шли на Ирменскую битву с ханом Кучумом, переходили в этом месте брод. Говорят, был на мысу и острожок. Но всё это пока только легенды. Единственно достоверно известно, что первыми поселенцами в этих местах были казаки. Другим известным фактом стало возведение здесь храма имени святого Дмитрия Солунского, покровителя казачества. И в «Списках населённых мест Томской области» деревня, а потом и село значились как казачье. Ветры перемен заносили сюда разный люд. Позже заселялось село преимущественно крестьянами. Самое ранее обозначение местоположения села — на атласе Томской губернии 1821 года выпуска. Первыми фамилиями были здесь Климовы и Черниковы.

В хронике села есть воспоминания Нины Павловны Климовой: её прапрабабка Евдокия Климова на Пасху ходила на Дон, где были её корни, чтобы помолиться в храме, выходила задолго до окончания поста, молилась и возвращалась в Сибирь. А было это до 1861 года, когда в Казачьем мысе на средства верующих построили наконец первую церковь.

Столетие спустя, в 1960-м, во время постройки водопровода на месте, где стояла старая церковь и был погост, обнаружили могилу, из которой достали крест и молитвенник. Сама надгробная плита с именем священника Казачемысской церкви Александра Пушкарёва, похороненного в 1892 году, хранится в краеведческом музее Усть-Таркского района. Занимаясь поисковой работы, Лариса Алферова с учениками выяснили имена ещё нескольких священников, псаломщиков и диаконов, которые служили в церкви до 1915 года.

По «Списку населённых мест Томской области», в 1868 году здесь насчитывалось 115 дворов, 873 жителя. Ещё до строительства «чугунки» — Транссибирской железной магистрали — пришли в село «самоходами» на подводах со всем скарбом семьи Лариных, Левиных, Пешковых, Аксиньиных и Прошиных. Все они были из разных мест, встретились в Тамбове и вместе отправились в Сибирь, «за Камень», как называли Урал. Село встретило их ухоженным и зажиточным: дома в нём были крепкие с тесовыми крышами, топились по-белому — чего они прежде не видели. Рассказывают, один из Лариных позже, уже по железной дороге, ездил в гости на родину и там построил печь в доме, так вся деревня собралась посмотреть, как «дым пускают», потому что их избы ещё топились по-чёрному.

Школа как форпост

Экскурсию в музее школы проводит Лариса Алферова.

Первые переселенцы женились между собой, но были и случаи умыкания невест. Один из Сапрыгиных украл невесту из Уреза, татарку, вместе они провели ночь. Братья кинулись в погоню, но было поздно, а на утро он объявил её своей женой. Семье пришлось смириться — так родилась новая линия. И в семье Сапрыгиных половина родичей голубоглазые, а половина — кареглазые. Другой Сапрыгин, Игнатий, вернулся с Первой мировой войны «ранетый», как рассказывала бабушка Анастасия Сысоевна. Она тогда была юной девушкой, хотела посмотреть, «как он с фронта вернулся». Пришла, пообщалась, стала собираться домой, он пошёл её провожать… Так и задружили они, и полюбили друг друга — создалась семья. Жили долго и счастливо, а потомки этой пары сегодня живут практически по всей деревне.

В Казачьем Мысе делали свой кирпич из местной глины — качество такое, что дома стоят до сих пор, и обжигали свою глиняную посуду — в музее большая коллекция утвари. Столыпинская реформа разделила село на две части: новоприбывшие селились ниже по Оми, эту часть прозвали «Россейкой». Старожилы — чалдоны — жили выше по Оми, в «Сибирке». Местные и переселенцы долго притирались друг к другу. С тех пор в селе многое изменилось. Да и мало что осталось от Россейки, — к 1939 году она выгорела почти вся.

— Мы с детьми берём письма наших прадедов, читаем их, а поскольку родственных пересечений много, всем интересно. Воспоминания дедушки и бабушки — это первые исторические источники, а так у нас всё дышит историей, — продолжает Лариса Алферова. — Недавно отмечали 110-летие школы, но это официальная дата. Мы же вели свой поиск, и буквально на днях получили документ из Омского архива — крестьянский запрос 1866 года на выделение ассигнований на постройку школы.

Официальная история ведёт отчёт от волостной школы, которая была построена в Казачьем Мысу в 1910 году, с образованием Казачемысской волости. Здание было большое, дети приходили из 12 окрестных деревень.

В Великую Отечественную войну учились в две смены — по 190 человек в каждой. На второй год войны в село привезли детский дом — почти 100 ребятишек, разместили их в здании школы. Детский дом здесь работал до 1956 года, а школа переехала в клуб. Среди преподавателей и детей были и эвакуированные ленинградцы.

Трёхэтажное школьное здание построили в 1978 году. Оно рассчитано на 460 учеников, а учится сегодня чуть больше пятидесяти. «Раньше было много учеников, а теперь всё меньше. Село стоит на реке, у нас очень красиво, но при этом всё сходит на нет», — горько замечает Лариса Анатольевна.

Некогда зажиточное село, где производилось масло, отмеченное в 1939 году золотой медалью на Парижской гастрономической выставке, приходит в упадок. Маслозавод, работавший в советское время, поставлявший масло на экспорт, а в годы войны на фронт отправлявший до 50 пудов, — десять лет как закрыт. В здешних местах действовало три колхоза, объединённых затем в один.

В перестроечное время создали АО, сократили полевые площади, потом отказались от животноводства, а теперь и вовсе здесь нет производства. Люди живут домашним хозяйством. В 2017 году здесь проживали 654 человека, а в 2002-м — 816. Школа остаётся стержнем Казачьего Мыса — его надеждой и последним форпостом.

Марина ШАБАНОВА

 

back

Материалы по теме:

09.01.23 Кто я и откуда?

Новосибирцы всё больше интересуются историей своей семьи и места, в котором они живут, — куда обращаться и какие ресурсы использовать?

14.04.21 Что бы это значило?

Курья, Баган, Чаны, Сокур, Искитим… Краеведы из аула Нижнебаяновский Карасукского района составили словарь тюркской топонимики Новосибирской области и Алтая

15.07.20 Сибирь расписная

Жительница Ордынки создала и запатентовала новый вид росписи — о нём теперь знают не только в России

21.05.20 Лёгкость перевода

В маленьком селе, основанном двести лет назад, конструируют мотоблоки и переводят старые названия для словаря тюркской топонимики

15.01.20 Удачи Неудачина

Пять лет существует в Неудачино дом-музей Абрама Яковлевича Штеффена, единственный в своём роде за Уралом

11.11.19 Басенки-куралесинки из Чирухи

В деревне Поротниково в рекруты «провожают», страшилки рассказывают и устраивают представления с погружением в быт русских старожилов Сибири

up