25.01.23

Трещина доверия

Холод в квартирах при горячих батареях: кто виноват и что делать?

В причинах появления трещины дома на Римского-Корсакова, 10 сегодня разбираются Следственный комитет и прокуратура.

Несмотря на глобальное потепление, хотя бы несколько раз в течение зимы погода всё же напоминает жителям Новосибирска, что они живут в Сибири. Тридцатиградусными морозами успел уже отметиться и 2023 год — как только закончились новогодние каникулы. В такую погоду главное желание людей — по возможности не высовывать носа из дома (благо кому-то это позволяют и возможности удалённой работы, и службы доставки). Тепло в квартирах при этом подразумевается как что-то само собой разумеющееся — и как же неприятно, если оно вдруг исчезает, когда этого ждёшь меньше всего! И дело здесь далеко не всегда можно свести к плохому отоплению, сделав «крайними» энергетиков.

В первые дни 2023 года на улице Римского-Корсакова, 10 от мороза в прямом смысле слова треснула старая пятиэтажка. Аварийной она официально не считалась, но уже несколько лет назад по одной из её стен поползли трещины. Последняя же зима оказалась критической: трещина выросла и пересекла весь дом сверху вниз, испортив несколько квартир. Как оказалось, она возникла не просто так. Когда-то к четырёхподъездному дому был пристроен ещё один подъезд, которого в первоначальном плане не было. И разлом прошёл аккурат в месте присоединения пристройки к основному дому. Специалисты Государственной жилищной инспекции Новосибирской области установили, что строительные работы проводились с нарушениями, не были сделаны температурный шов и отдельная стена, прилегающая к существующему дому. Причина, скорее всего, очень проста — экономия денег и средств. Как бы там ни было, теперь в этих причинах разбираются Следственный комитет и прокуратура.

Конечно же, никакой экспертизы проекта пристройки тоже не проводилось. Кстати, теперь такие ситуации вполне могут произойти не только при достраивании старых домов, но и при строительстве новых — либерализация требований к застройщикам и сокращение возможностей Росстройнадзора начинает проявляться на рынке.

— Из опыта знаю, что низкая температура в новых домах часто может объясняться не только нарушениями технологии строителями, но и недоработками проектировщиков, которые, в свою очередь, не были своевременно выявлены — ещё в процессе проектирования — экспертизой. Поэтому выясняются подобные ошибки лишь в результате повторной экспертизы, которая проводится после жалоб жильцов таких квартир. По её итогам станет понятно, кто обязан устранить нарушения, застройщик или проектировщик. За многие годы работы мы неоднократно сталкивались с такими примерами, когда специалисты «Эксперт-проекта» проводили повторную экспертизу. Может оказаться, что в проекте был занижен диаметр трубопровода или технические характеристики, качество стройматериалов не соответствует климату. В каждом случае могут быть свои особенности. Но причина чаще всего одна — некомпетентная экспертиза проекта, а порой и вовсе отсутствие фактической экспертизы при соблюдении формальностей. К сожалению, на строительном рынке и сейчас есть экспертные организации, которые за день выдают экспертное заключение по проекту, а это означает, что экспертиза просто не проводится, — говорит заместитель директора ООО «Эксперт-проект» группы компаний «Центр экспертиз и оценки соответствия» Дмитрий Зубко.

Сегодня исправить проектные ошибки или недочёты невозможно — в отличие от того времени, когда Госстройназдор контролировал и процесс строительства дома, и ввод его в эксплуатацию. Сегодня у него нет возможности предъявить претензии, даже если есть нарушения на этапе строительства. Финансовые и репутационные риски теперь в основном ложатся на застройщика — и вопросы пострадавшие собственники будут задавать ему. Значит, тем, кто сэкономил на стройматериалах или инженерных решениях, провёл формальную экспертизу проекта или закрыл глаза на рекомендации экспертной организации, придётся платить как минимум дважды.

А мы напоминаем: если в квартирах начинает холодать, первым делом надо обратиться в вашу управляющую организацию. Если при этом остывают батареи, звонок имеет смысл продублировать диспетчеру СГК по телефону 8 (383) 289-01-45. На тот случай, если никто не ответит, есть Единая диспетчерская служба мэрии Новосибирска с номером 051.

Алексей КОТОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

29.12.22 Если тепло ушло

Каков порядок действий потребителя при нарушении качества коммунальной услуги по отоплению?

06.04.22 Проверить поверку

Что делать потребителю, если окончилась поверка индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов?

01.04.22 На основании нормативов

Каков порядок оплаты вывоза твёрдых коммунальных отходов и предоставления компенсаций расходов?

17.02.22 Положено по закону

Какие льготы предоставляются пенсионерам при оплате услуг ЖКХ?

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика