Тим Бёртон и барроко
«Старый дом» превратит Новосибирск в столицу ультрасовременного искусства.
«Дорогой мистер Смит», Санкт-Петербург.
Международный фестиваль актуального театра «ХАОС-2021» начинает обратный отчёт: меньше чем через месяц публику ждёт феерия эстетики и интеллектуального наслаждения — благодаря сотрудничеству с «Золотой Маской» новосибирцы увидят спектакли из Воронежа, Казани, Омска, Архангельска, Томска, Санкт-Петербурга и Москвы.
Фестиваль актуального театра «ХАОС» родился в 2019 году в стенах театра «Старый дом», который идёт сегодня в новосибирском авангарде современного искусства. В этом году партнёром «ХАОСа» стала Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» — такое сотрудничество позволило заметно расширить географию фестиваля, захватив и талантливую российскую глубинку, где сегодня представлены невероятные театральные эксперименты. Основная программа фестиваля вместит 14 спектаклей, которые покажут на сценах «Старого дома», «Глобуса», «Красного факела» и «Первого театра». «Мы хотели попробовать нашим фестивалем представить максимально широкую палитру современного театрального искусства», — говорит главный режиссёр театра «Старый дом» Андрей Прикотенко.
Многие из заявленных в программе «ХАОСа» театров приедут в Новосибирск впервые: Театр на Бронной, Московский театр на Таганке, Санкт-Петербургский ТЮЗ имени А. А. Брянцева, Никитинский театр и Архангельский молодёжный театр. К примеру, Никитинский театр из Воронежа привезёт «Чернобыльскую молитву» — спектакль Дмитрия Егорова по тексту нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич.
— Слово «Чернобыль» уже давно поселилось в нашем сознании как что-то страшное и пугающее, — рассказывает о своём спектакле режиссёр. — Всего 50 лет назад его произносили с гордостью. Чернобыльская атомная станция на тот момент была самой большой в Европе, для её обслуживания был специально построен город Припять. Ничто не предвещало беды. И вдруг — авария. Почему весь мир говорит о Чернобыльской катастрофе как о крупнейшей техногенной аварии в истории? Почему необходимо помнить о ней? Как эти события отражаются в сегодняшнем дне?
«Lё Тартюф», Москва.
А вот что пишет о спектакле «Lё Тартюф» креативный продюсер «Старого дома» Оксана Ефременко: ««А как Тартюф?» — спрашивает Оргон уже 357 лет подряд. На фестивале «ХАОС» мы отвечаем: а вот так забойно и фантастически красиво, как в спектакле режиссёра Юрия Муравицкого и художника Гали Солодовниковой. Усилиями Театра на Таганке в пьесе Мольера пробуждается эксцентричная и масочная природа в совершенно актуальном звучании. Рэп, барокко и мультяшная пластичность будоражат наше воображение и соединяют эпохи. Спектакль «Тартюф» меньше всего обличает пороки, он — про стремительный, фарсовый, витальный, смешной ход жизни. И удовольствие здесь намного важнее, чем сатирическое звучание».
— Нам хочется реабилитировать комедию, которую принято считать низким жанром, — признаётся режиссёр Юрий Муравицкий. — Смех, как и слёзы, имеет очищающий эффект, даёт возможность посмотреть на себя cо стороны. Наш спектакль играет с эстетикой площадного театра и его карнавально-фарсовой природой.
Спектакль по пьесе Максима Горького «Мещане» поставила на сцене ТЮЗа Санкт-Петербурга режиссёр Елизавета Бондарь, известная новосибирскому зрителю по постановке «Танцующая в темноте» на сцене «Старого дома». Как считает Оксана Ефременко, в «Мещанах» Лизы Бондарь демистифицируются наши школьные воспоминания. Персонажи пьесы выглядят, говорят и двигаются по новым правилам, подобно героям готических мультфильмов Тима Бёртона или вампирских сериалов-эпопей. В таких обстоятельствах социальный пафос «Мещан» иронически обыгрывается и открывает новые смыслы риторики прошлого — смех преодолевает страх и скуку.
Трёхкратный обладатель «Золотой Маски» Алексей Франдетти поставил в театре «Приют комедиантов» (Санкт-Петербург) мюзикл Пола Гордона «Дорогой мистер Смит», созданный по одноименной повести Джин Вебстер. Автор пьесы — либреттист Джон Кейрд, знаменитый режиссёр Бродвея и Вест-Энда, ну а сам мюзикл сыграют в России впервые именно на фестивале «ХАОС». Сюжет незамысловат и необычайно лиричен. Вот как этот мюзикл анонсируют сами организаторы фестиваля. «Милая Джуди Эббот выросла в приюте. Но одно-единственное событие переворачивает всю её жизнь: девушка получает стипендию на обучение в престижном колледже от анонимного благотворителя. По условиям соглашения Джуди должна писать тайному покровителю подробные письма о том, что с ней происходит, но ни на одно из них он не ответит. И Джуди пишет, ведь в её новой жизни столько неизведанного и захватывающего. Но желание узнать, кто же скрывается по ту сторону переписки, с каждым днём становится всё сильнее». Нелишним будет добавить, что Алексей Франдетти в прошлом сезоне уже отметил себя постановкой Cabaret в театре «Глобус», так что зрелище обещает быть фееричным.
Материалы по теме:
II Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» собрал в Новосибирске лучшие спектакли, а также зрителей и критиков из разных городов страны
Актёр, сценарист и шоумен Николай ФОМЕНКО — о дружбе с Владимиром Сорокиным, зависимости от гаджетов и эмоциональности
«Ведомости» пытаются разгадать культурный код актуального театра, представленного на фестивале «ХАОС»
Объявлена программа Международного Рождественского фестиваля искусств — он пройдёт в Новосибирске с 4 по 18 декабря
В начале октября Новосибирск примет лучшие музыкальные спектакли России и узнает имена победителей национальной премии