17.01.22

Фастфуд для души

Как распознать шарлатана-психолога в соцсетях и почему рынок сегодня перенасыщен «скороспелыми» специалистами?

Эксперты ресурса hh.ru зафиксировали: в 2021 году люди на 90% больше стали обращаться к психологам, чем в 2019-м. Причины очевидны: стресс, страх, неопределённость и желание опереться на внутренний костыль — не все могут избрать путь «ёжика в тумане», чтобы спокойно плыть по течению. Тем более что сегодня онлайн-пространство психологических услуг населено, как центральный рынок в воскресный день: гештальтисты, расстановщики, психодрамщики, телесники, нарративщики-терапевты — подходи, дорогой, покупай консультацию на любой вкус. Но все ли эти рыночные специалисты одинаково полезны?

Вчера — майор, сегодня — инстагуру

Как человек, увлекающийся социальной антропологией, я иногда трачу деньги на психологические модули, где обучают разным подходам в консультировании. Рефлексировала, что не имею права учиться без базового психологического образования, но потом успокоилась — многие мои однокурсники работали в очень далёких от психологии сферах. «Сегодня в тренде — расширение своих горизонтов», — считала я, и шла на очередной курс. Но теперь вижу своих однокурсников в Инстаграме: люди вдруг стали профессиональными психологами-консультантами, ведут частную практику, рекламируют свои услуги и изрекают каждый день мысли, взятые из попсовых книжек по психологии. Образно говоря, вчерашний бухгалтер из строительной фирмы теперь работает с трудными подростками, а майор МВД на пенсии «помогает женщинам обрести себя». Я ничего не имею против саморазвития и новой деятельности. Но зачем обманывать людей, что у тебя 10 лет практики психолога-сексолога, когда ты в это время работал корреспондентом районной газеты?

Известный психиатр Рави Чандра считает, что психологические посты в соцсетях можно сравнить с фастфудом: они вызывают привыкание, содержат много «вкусовых добавок» и в лучшем случае — бесполезны. Это всегда очень упрощённая подача серьёзного материала, которая находит отклик у определённой группы людей, лишённой критического мышления. Если сравнить странички таких специалистов, то они будут похожи как сиамские близнецы: вчера мы говорили о сепарации, сегодня говорим об обиде, завтра — о трёх шагах принятия решения. Главная цель таких постов всегда — продать свои услуги.

Психолог — это специалист с высшим психологическим образованием. Он может заниматься наукой, преподавать или оказывать психологические консультации. А врач-психотерапевт — это человек с медицинским образованием. Он может применять психотерапию и назначать медикаментозное лечение.

— Три прочитанные книги по популярной психологии, пара онлайн-тренингов и трёхмесячные онлайн-курсы с получением сертификата психолога-консультанта — это, конечно, прекрасный повод для профессионального аккаунта в инсте, — иронизирует психолог-консультант Евгения Новосёлова. — На самом деле я резко отрицательно отношусь к подобным специалистам. Считаю, что у человека должно быть профессиональное высшее образование — реальная база, на которую уже можно вешать различные курсы.

Кандидат психологических наук и известный блогер Лариса Суркова считает, что подобная тенденция в России сохранится очень долго: спрос рождает предложение, а человек всегда мотивирован на «быстро заработать». Соцсети сегодня, условно говоря, — та самая мутная вода, где можно активно порыбачить. «Я скептически отношусь к быстрым курсам, на которых человек без опыта получает сертификат профессионала, — пишет практикующий психолог. — Экспресс-курсы могут помочь повысить квалификацию или обеспечить профессиональную переподготовку, но без базы там делать нечего — углублённых знаний они не дают. Процент шарлатанов, мнящих себя психологами, астрологами и тарологами, на российском рынке очень большой».

— В России не существует психологических традиций — эту научную ветвь не развивали 70 лет, — считает психолог-психоаналитик Екатерина Затримайлова. — С психикой практически не работали, в приоритете было изучение мозга. Поэтому мы сейчас имеем совершенно дикий рынок психологических услуг, и, чтобы привести его в цивилизованное русло, нужно время.

Закона на них нет

Психолог-консультант в области «немедицинской психотерапии» Елена Кизилова считает, что сетевые психологи — это отдельный феномен последних десяти лет. Группа социально разнородная: в ней есть место и откровенным проходимцам, и недоучкам, выпавшим из профессионального контекста, и коучам, пришедшим в консультационное поле из НЛП-традиции.

— А есть самородки, красиво работающие в процессуальном подходе, — отвечает Елена Кизилова на моей странице в Фейсбуке. — Вопрос исключительно границ и контекста. И понимания меры своей ответственности перед клиентом. На мой взгляд, сейчас формируется какая-то очень особая «помогающая» ниша, то есть ещё один формат помогающих услуг. Ещё один игрок на рынке. Со временем они станут так же привычны, как сейчас привычны разного рода регрессивные гипнологи, целители, православные психологи и прочие. Мне эта форма деятельности мало близка. Однако это не мешает признать, что их бизнес-проекты очень и очень успешны. А это значит, что они своей деятельностью эффективно закрывают какие-то клиентские потребности.

Наталия ГОНЧАРОВА, психолог-консультант:
— Ко мне клиенты часто приходят после общения с инстапсихологами и всяческих их марафонов. И показывают их «экспертные» посты, где на самом деле мало ценной информации.

Кстати, термин «немедицинская психотерапия» сегодня особенно популярен, и в эту сферу обычно приходят двумя путями. Первый путь — получить высшее психологическое образование, а потом несколько лет учиться определённому психотерапевтическому подходу. Второй — пройти программу переподготовки на базе непрофильного высшего образования. Но переподготовка — это не краткосрочные курсы, а долгоиграющие программы обучения с обязательной супервизией (один из методов повышения квалификации). Кстати, последователь нарративного подхода Вячеслав Москвичёв считает, что наличие психологического образования — это ещё не гарантия хорошего специалиста. Особенно если человек не получил дополнительной подготовки по какому-либо психотерапевтическому направлению, не проходит супервизии и не находится в диалоге с профессиональным сообществом. Ну окончил ты факультет психологии в НГПУ, а дальше что? Если стоишь на месте, то вряд ли можешь называться профессионалом. В общем, сколько психологов — столько и мнений. Единственно, в чём сходятся «специалисты души» — в России качество услуг лежит на совести самого психолога.

Летом прошлого года президент РФ на всероссийской акции «Мы вместе» заявил, что пора заняться лицензированием в психологической сфере деятельности. Потому что сегодня в нашей стране ей можно заниматься без профильного высшего образования — отсутствие закона это позволяет. Четыре года назад Госдума пыталась работать над законопроектом «О психологической помощи населению в Российской Федерации», но финал так и не случился. По факту психологическим консультированием можно заниматься с дипломом кулинарного техникума — Роспотребнадзор вас не накажет, а что касается совести или иных нравственных моментов, так это уже дело частное. Сегодня соцсети заражают нас вирусом тщеславия, а противоядия, кроме самоиронии, никто ещё не придумал.

Кроме того, работа психолога не предполагает государственной лицензии, а это существенное «подспорье» для влюблённых в психологию неофитов. Скажем, в той же Европе эта сфера лицензируется и строится на прописанных в законодательстве критериях. К примеру, в Австрии профессия психолога требует обязательной государственной лицензии: специалист должен иметь диплом, 150 часов личной терапии и 100 задокументированных супервизором консультаций.

Но это всё пока не про нашу страну. И, как говорят эксперты, вся история с инстапсихологами только начинается: мы совершаем затяжной квантовый скачок в соцсети, где в будущем наличие своего «психолога в смартфоне» будет обычным делом. Поэтому учимся выбирать настоящих профи и бережём своё психическое здоровье. На личном опыте проверено: оно очень хрупкое.

Как выбрать настоящего психолога?
1. Спрашиваем у него диплом о высшем образовании и сертификаты о получении образования в области психотерапевтических подходов — гештальт, психоанализ, психодрама и др.
2. Психолог должен сам проходить личную терапию у другого психолога — он помогает вам собой. Узнайте у него, имеет ли он опыт индивидуальной терапии? Супервизия — обязательное условие работы специалиста.
3. Главный ваш ориентир — собственные ощущения. Если возникают доверие, симпатия, ощущение спокойствия, то есть шанс, что это ваш психолог.
4. Обратите внимание на речь — в сторис, в постах и при живом общении. Если в ней изобилуют фразы из серии «ты в ресурсе», «ты в потоке» — будьте осторожны. Настоящие психологи-гуру, как правило, избегают попсовости в своём лексиконе. Но если вы услышали фразу «ты в моменте», «здесь и сейчас» и «о чём это для тебя?» — всё нормально, это гештальт-терапевт.
5. Ищите отзывы о специалисте в соцсетях. Не доверяйте сторис, где инстапсихологи тиражируют положительный контент, поищите тех, кто действительно был на приёме у конкретного специалиста.
Наталия ДМИТРИЕВА | Иллюстрация Александра ПАВЛОВА
back

Материалы по теме:

15.01.24 ТОП-7 крещенских гаданий

Раз в крещенский вечерок девушки гадали… Собрали для вас лучшие способы заглянуть в будущее — готовьте свечи, зеркала и чувство юмора

21.12.23 Сила мысли

Почему исполняются наши желания и как правильно загадать их в новогоднюю ночь?

12.12.23 Включаем логику

Почему тренд на саморазвитие связан с магическим мышлением и как не попасть в ловушку «улучшенной версии себя»?

21.02.23 Побег от реальности

Секты маскируются под тренинги «успешного успеха» и шаманские практики, но их суть от этого не меняется. Почему люди продолжают попадать в эти сети?

15.12.22 Закрыть гештальт

Почему мы заимствуем в бытовой речи термины из психотерапии и ставим себе и другим «диагнозы»?

08.12.21 Ничего научного — просто бизнес

Что скрывают блогеры, когда предлагают подписчикам «похудеть за три недели»?

up