19.04.24

Жить, а не доживать

Как в Новосибирской области интегрируются в социум люди с особенностями здоровья?

Зона общения помогает закрепить важные навыки.

Взрослые дети

Общество меняет своё отношение к людям с ментальными и физическими особенностями, понимая, что если такого человека закрыть от социума в четырёх стенах, то рано или поздно это приведёт к психоневрологическому интернату, где зачастую не живут, а доживают. Поэтому в России появляется всё больше проектов по сопровождаемому проживанию, когда под присмотром тьюторов и психологов особенные люди получают навыки самостоятельной жизни в тренировочных квартирах. В нашем регионе такой проект заработал благодаря совместной работе регионального министерства социального развития и НКО «Ассоциация „Интеграция“» — сегодня молодые люди с различными особенностями проходят уроки социализации уже на двух площадках.

Председатель «Ассоциации „Интеграция“» Ирина Фёдорова считает, что самое страшное — это видеть глаза пожилых родителей, которые понимают, что жизнь конечна, а их ребёнок с особенностями закончит свой путь в интернате. 30 лет её детище «Интеграция» возвращает людей с ментальными и физическими особенностями в наш мир: помогает слепоглухим от рождения детям установить контакт с социумом, прививает навыки самообслуживания людям с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра, дарит радость движения ребятишкам с ДЦП. Пять лет назад у Ирины Фёдоровой и её единомышленников возникла идея: нам нужна тренировочная квартира, где бы «взрослые дети» от 18 до 35 лет получали необходимые в быту навыки. Первую квартиру открыли в районе МЖК: в девятиэтажном доме на первом этаже простодушные улыбчивые люди начали осваивать бытовые премудрости — готовили нехитрые блюда, убирали со стола после еды, загружали стиральную машинку, ходили в магазины за продуктами. Для нормотипичного человека — это повседневная обыденность на автомате, для людей с ментальными особенностями — настоящий подвиг. Сейчас «интегральщики» и специалисты минсоцразвития запустили в работу центр дневного пребывания «Квадрат», где родители могут оставить своих взрослых детей на какое-то время, чтобы заняться своими делами.

— У людей, которые здесь находятся и обучаются, нет возможности работать в коллективах, заниматься с педагогами в группах больше одного человека, то есть у них не хватает определённых навыков, — рассказывает Ирина Фёдорова. — Им необходимо время для того, чтобы наработать первичные навыки и выйти в свет. Приготовить себе еду, вместе со всеми поесть, за собой убрать. Дальше у нас есть зона общения, где можно вместе со всеми послушать, что происходит, задать вопросы, выучить правила поведения. Как я буду вести себя в кинотеатре, в кафе, в парке?

Для нормотипичных людей процесс глажки — обыденная рутина, для людей с ОВЗ — целое дело.

В «Квадрате» одновременно может заниматься десять человек: занятия проводятся с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00, а для каждого воспитанника в этом специализированном «детском саду» разработана своя индивидуальная программа. Маше надо научиться мыть посуду и аккуратно складывать её в шкафчик, Саше нравятся развивающие коллективные игры, Даша с удовольствием моет пол, а Петя наконец-то научился считать сдачу на кассе в магазине. Маленькие победы, благодаря которым эти люди останутся с нами. Кстати, Ирина Фёдорова — идейная последовательница основоположника теории «Сопровождаемое проживание» Андрея Царёва, где главной аксиомой звучит следующий постулат: чтобы выйти в самостоятельную жизнь, люди с ОВЗ должны проходить реабилитацию в тренировочных квартирах.

— Министерство приняло решение о развитии стационарно-замещающих технологий именно для ребят с тяжёлыми ментальными нарушениями здоровья, — отмечает заместитель министра труда и социального развития НСО Владимир Машанов. — Был запрос от родителей. Создание таких центров дневного пребывания позволит социализировать не только ребят, но и их родителей. Мамы и папы могут устроиться на работу. И главная задача этого проекта — чтобы дети после 18 лет не попадали в стационары.

Ширма для инвалида

Тема трудоустройства людей с ОВЗ постоянно звучит в повестке профильных министерств нашего региона. К примеру, в прошлом году был запущен пилотный проект, который вошёл в подпрограмму «Сопровождение инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, при трудоустройстве» государственной региональной программы «Содействие занятости населения». В нём приняли участие 11 региональных работодателей, которые трудоустроили людей с ОВЗ и получили за это субсидию от государства. У пилота была главная миссия: убедить работодателей, что особенные люди могут быть отличными сотрудниками — исполнительными и дружелюбными. К примеру, две девушки с ментальными особенностями благодаря этому проекту попробовали себя в роли швей в мастерской студии-ателье авторской одежды и аксессуаров «BeTheOne». У девушек был наставник, который обучил их самым простым алгоритмам портновского дела. Хозяйка ателье экспериментом осталась довольна и решила продолжить сотрудничать с девушками.

Вот за такой ширмой руководство ЦКИ предлагало Павлу Есипову «спрятаться от мира».

«Ветераном» этого движения можно смело назвать Павла Есипова — молодого человека, живущего с синдромом Дауна. В 2019 году он устроился в кинотеатр «Синема», подведомственный Центру креативных индустрий, подсобным рабочим: помогал с уборкой в зале, исполнял нехитрые поручения — в коллективе к нему относились с нежным уважением. Я лично знаю этого парня — всегда восхищалась его солнечной открытостью миру и трудолюбием. Но в апреле этого года мама Паши Татьяна Есипова написала на своей странице «ВКонтакте», что с приходом нового руководства обновлённый коллектив начал выстраивать против Паши негативную линию отчуждения. Был сокращён наставник, который курировал молодого человека, а после ремонта и вовсе Павла посадили в угол, отгороженный ширмой. Сразу на ум приходит рассказ Льва Толстого, где взрослые дети посадили своего старого родителя в чулан и кормили из деревянной коробочки. Разговоры с руководством ЦКИ результатов не принесли, поэтому мама Павла обратилась в прокуратуру и к заместителю губернатора НСО. Тему подхватили журналисты, скандал разгорелся, руководство кинотеатра «Синема» начало выстраивать линию защиты.

«От неожиданного внимания прессы Центр креативных индустрий стал „путаться в показаниях“, — пишет Татьяна Есипова на своей странице «ВКонтакте» 3 апреля. —Сначала министерству культуры руководитель учреждения сообщил, что на фотографиях реквизит. На основании этого министерство культуры Новосибирской области представило изданию BFM-Новосибирск следующий комментарий: „Представленный на фотографиях реквизит Центра креативных индустрий не является оборудованным рабочим местом. Сотрудник центра с ОВЗ в настоящее время находится в отпуске. Мама сотрудника Центра креативных индустрий с ОВЗ приглашена 9 апреля на личный приём в министерство культуры Новосибирской области“. Я действительно разговаривала с министерством».

Затем ЦКИ, судя по посту Татьяны Есиповой, уточнил свои «показания», рассказав прессе, что эта ширма предназначена только для удобства Паши. Вот решил он пообедать, раз — и схоронился за ширмой от посторонних глаз! Захотелось парню побыть одному — отгородился, и полный релакс. Чудо, а не ширма.

«А дальше ещё смешнее (или печальнее), — продолжает мама Павла. — Ширма стала достоянием всего коллектива, теперь она нужна всем. Изданию ИА „Регнум“ г-н Васильев (Андрей Васильев — исполняющий обязанности директора ЦКИ. — Прим. ред.) сообщил: „Ширма — это не его рабочее место. Это временная конструкция, которая у нас просто есть на балансе. На момент фото она стояла возле стола. Сейчас мы её убрали. Эта ширма огораживает зону отдыха любого сотрудника и постоянно перемещается. Она складывается и раскладывается в случае надобности. А ширму мы никуда убирать не собираемся. Она стоит в сложенном виде и, если кто из сотрудников захочет ей воспользоваться, я запрещать не буду“».

Вот такая печальная история. Очень надеемся, что из неё будут сделаны правильные выводы. Иначе зачем нужны все эти важные проекты по трудоустройству людей с ОВЗ, если де-факто случаются вот такие «ширмы»?

КСТАТИ
По данным министерства труда и соцразвития НСО, около 7% жителей Новосибирской области имеют инвалидность. Это примерно 189 тысяч человек. Из них около 12 тысяч — дети. Доля лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения в общем числе лиц с инвалидностью составляет около 5%.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото пресс-службы минсоцразвития и Татьяны ЕСИПОВОЙ
back

Материалы по теме:

05.06.24 Получить сертификат

Как в Новосибирской области помогают трудоустроиться людям с ограниченными возможностями здоровья?

15.05.24 Движение вперёд

В Новосибирской области продолжает работать программа по трудоустройству людей с ОВЗ

up