17.11.23

Не всё идёт по плану

Выплаты из областного бюджета по ГЧП-проектам и концессионным соглашениям в 2024 году могут не уложиться в установленные рамки

На заседании бюджетного комитета.

На заседании комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности состоялось последнее обсуждение проекта бюджета области на 2024 год перед вынесением его на сессию в первом чтении. Документ традиционно представил министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко. Он отметил, что прогноз социально-экономического развития области достаточно оптимистический, на это опираются и макроэкономические показатели, заложенные в бюджет.

Министр сообщил, что собственные доходы бюджета запланированы на уровне 261 млрд рублей — с приростом к текущему году на 12%, этой суммы хватит, чтобы полностью обеспечить все приоритетные расходы бюджета, заложенные в сумме 240,2 млрд рублей. К этим статьям относятся затраты на зарплату работников бюджетной сферы, меры соцподдержки, взносы в ФОМС за неработающее население, дорожный фонд и транспортное обслуживание, господдержку экономики. Остальные расходы составят 67 млрд рублей. Самые большие объёмы в этой сумме заложены на строительство, здравоохранение, ЖКХ и образование.

Виталий Голубенко сообщил, что между первым и вторым чтением проекта федерального бюджета в Госдуме в него вносятся коррективы, согласно которым, в частности, Новосибирской области запланировано выделить дополнительно 14,5 млрд рублей — в дополнение к уже заложенным в областной бюджет 18,2 млрд рублей федеральных трансфертов.

Дополнительные средства будут направлены на дорожно-транспортную сеть, модернизацию первичного звена здравоохранения и на развитие сферы образования.

Вопросов к проекту бюджета у депутатов возникло множество. Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко выразила озабоченность объёмами коммерческих кредитов в структуре госдолга — удастся ли, учитывая ещё и выплаты по концессионным соглашениям и проектам ГЧП, выдержать бюджетную нагрузку? Виталий Голубенко заверил, что удастся.

Реализация ГЧП-проектов и концессионных соглашений стала основной темой вопросов, которые депутаты задали министрам регионального правительства. Сейчас в Новосибирске по таким проектам строятся шесть школ, семь поликлиник и платный четвёртый мост через Обь.

Большинство из них должны были вводиться в строй в 2023 году, однако уже ясно, что этого не произойдёт, — при благоприятном раскладе удастся ввести лишь одну поликлинику, все остальные стройки в лучшем случае будут закончены в 2024 году, но и это не факт.

Заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук поинтересовался, как при строительстве таких объектов учитывается неуклонный рост их стоимости. Министр строительства области Алексей Колмаков ответил, что стоимость всегда закладывается с учётом роста в пределах 10%, сейчас идёт экспертиза проектов, пересчитанных ранее, чтобы получить актуальную цену.

Депутат Николай Машкарин напомнил, что выплата из регионального бюджета частным партнёрам по всем этим соглашениям, согласно областному закону, не должна превышать 2,5% от собственных доходов бюджета, но уже очевидно, что в 2024 году в эти рамки уложиться не удастся. «Что намерено предпринять правительство?» — спросил он.

Виталий Голубенко пояснил, что рост стоимости реализуемых проектов беспокоит все профильные министерства, пока же принято решение подождать до конца первого квартала 2024 года, а по истечении этого срока уже детально оценить ситуацию и определить пул объектов, которые реально можно достроить.

Ирина Диденко обратила внимание на то, что область выплачивает концессионерам средства из бюджета на проекты, которые по плану должны быть сданы в 2023 году, но этого точно не произойдёт, — можно ли как-то синхронизировать выплаты в соответствии со сроками? Министр ответил, что, согласно законодательству, выплаты должны идти по плану, заложенному в действующие соглашения.

Заместитель министра образования области Юрий Савостьянов добавил, что в ситуации с задержкой строительства школ (а с ними дела обстоят особенно печально) нарушивший сроки концессионер уже добровольно сократил стоимость на 2%, что составило 261 млн рублей, за дальнейшие срывы сроков будут ежедневно начисляться штрафные санкции. Он выразил надежду, что в 2024 году многострадальные школы всё же удастся достроить.

Кроме того, депутатов интересовало финансирование программ по чистой воде, газификации и ремонту школ. Большинство вопросов предполагается снять между первым и вторым чтениями проекта закона, когда в него будут вноситься поправки. В итоге законопроект вынесен на ноябрьскую сессию заксобрания в первом чтении.

Спикер заксобрания Андрей Шимкив поблагодарил министров правительства области и депутатов за большую проделанную работу и напомнил, что продолжается обсуждение проекта федерального бюджета на 2024 год. Он выразил уверенность, что депутаты Госдумы от Новосибирской области постараются сделать всё возможное, чтобы региону было выделено как можно больше федеральных средств.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

05.07.24 Бюджетная динамика

Изменения в бюджет Новосибирской области рассмотрели на профильном комитете заксобрания НСО

01.07.24 Тенденция сохраняется

Поправки в областной бюджет обсуждают в Законодательном собрании НСО. В частности, дополнительные средства выделят на повышение зарплат бюджетников

16.04.24 Раздача под задачи

Депутаты Законодательного собрания рассмотрели первые поправки в областной бюджет 2024 года

20.12.23 Согласованно и гладко

Законопроект о бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов принят в третьем, окончательном чтении

14.11.23 Вполне оптимистично

На что область будет тратить деньги в 2024 году? Депутаты ознакомились с проектом закона о бюджете и высказали свои пожелания

up