Самый ироничный
Известные российские театроведы Борис ГОЛДОВСКИЙ и Нина МОНОВА — о новых технологиях, вечных темах и домашнем театре кукол
Борис ГОЛДОВСКИЙ — автор книг по истории театра, драматург и педагог, худрук Московского театра кукол, заслуженный работник культуры России, доктор искусствоведения, персональный член Международного союза кукольных театров (UNIMA)
Нина МОНОВА — театральный критик, руководитель литературно-драматургической части ГАЦТК им. Сергея Образцова, заслуженный работник культуры России, член жюри фестиваля-премии «Золотая маска»
Известные московские театроведы в Новосибирск приезжают не впервые: дважды работали в составе жюри Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток» — в 2022 году и в нынешнем июне, когда оценивали спектакли 11 российских и четырёх международных коллективов. Борис ГОЛДОВСКИЙ — персональный член Международного союза кукольных театров (UNIMA), а Нина МОНОВА — почётный член российского отделения союза. Как меняется сегодня самый ироничный из театров, зачем нужны спектакли для взрослых и какие куклы отвечают духу нашего времени?
— Борис Павлович, Нина Валерьевна, театр кукол сегодня всё чаще обращается к взрослому зрителю. Не значит ли это, что все мы немного впадаем в детство? И не отходит ли театр кукол от детской аудитории?
Борис Голдовский:
— Дети для театра кукол — главные зрители, он от них никогда не уйдёт. Это ему просто невыгодно — благодаря детям театр кукол живёт, обеспечивая себе экономическое благополучие. Кроме того, кукольники в душе — всё равно дети и к детям тянутся. Но актёрам-кукольникам нужно создавать спектакли и для взрослых. Сколько бы мы ни говорили, что для детей работать нужно, как для взрослых, только лучше, — это хорошие и правильные слова, но если театр ставит спектакли исключительно для детей, качество актёрское и качество самих постановок постепенно снижается. Дело в том, что дети — очень благодарные зрители, им всё нравится. В таких условиях несложно скатиться до уровня пляжного аниматора. А взрослые спектакли, на мой взгляд, позволяют театру кукол держать профессиональную планку — мастерство актёров, режиссёров, сценографов. Кроме того, нужно учитывать, что театр кукол — это «другой театр», с собственной системой образов, своими законами и выразительными средствами. Он не дублирует драматическое искусство. Короче — «другой театр».
Нина Монова:
— Более того, театр кукол с его эксцентрикой, с его чувством юмора, пародийностью изображения окружающей жизни — это особенное зеркало, отражающее сегодняшний день, его суть.
— Современное поколение детей воспитано на новых технологиях, его сложно удивить. Как театру кукол существовать в условиях жёсткой конкуренции?
Нина Монова:
— Человек остаётся человеком, чувства, мечты, эмоции не исчезли. Вопрос в другом — поменялась форма контакта, множатся каналы связи. У современных детей другой тип восприятия. Это не только клиповое сознание, посмотрите тот же «ТикТок», в котором дети сами снимают ролики, — преобладает дискретность, когда всё состоит из фрагментов. С другой стороны, это структурирование мира. Создание особенного мира. Именно поэтому искусство играющих кукол настолько интересно сегодня, почти в каждом театре кукол есть своя студия. У нас в Театре Образцова сначала открылось детское отделение, а потом и взрослое, потому что оказалось, взрослые люди тоже хотят в своё свободное время научиться делать кукол, создать домашний спектакль.
— Новосибирский областной театр кукол в этом году объявил свой фестиваль семейных любительских кукольных спектаклей. Интерес к домашним театрам возвращается?
Нина Монова:
— Сегодня это действительно очень популярно. И такой фестиваль можно только приветствовать. Для семей это прекрасная возможность для совместного объединяющего творчества. Стоит вспомнить чудесную мысль Павла Флоренского о том, что театр кукол открывает для человека утерянный рай, потому что, повзрослев, человек теряет в себе то самое состояние ребёнка, о котором говорит Библия.
Борис Голдовский:
— Более того, фестиваль объявлен в городе с большими театральными традициями. Новосибирск известен и своими драматическими и музыкальными театрами, и воспитанными театральными зрителями, и учебным заведением с замечательными театральными педагогами. У Новосибирского областного театра кукол есть свой фестиваль, причём международный, что в наше время непросто организовать. Это важно не только для самого театра, который находится в хорошей профессиональной форме, хотя нет предела совершенству. Это важно и для деятелей театра — актёров, режиссёров, художников России и зарубежных стран, которые могут посмотреть, что делается у нас и на каком уровне. И судя по фестивалю «Перекрёсток», уровень российского театра кукол достаточно высок.
— Наше время уже нарекли эпохой цинизма. Какие темы сегодня, на ваш взгляд, особенно актуальны для зрителя?
Нина Монова:
— Для того чтобы очертить этот круг тем, существует такая форма, как театральная лаборатория. И в ряде театров они построены именно на вовлечении зрителя, когда берутся истории, реально случившиеся. Скажем, школьники рассказывают о своём опыте — общения, каких-то внутренних конфликтов, взаимоотношений, и эти непридуманные истории становятся основой спектакля. В этих сложных, уникальных, сегодняшних историях есть всё о человеке — о дружбе, о любви, о предательстве, о том, имеешь ли ты право или нет. С другой стороны, замечательно, когда за основу спектакля берётся, как говорится, местная история. К примеру, в Луганском театре кукол поставили спектакль по пьесе Анны Константиновой по мотивам миниатюр Геннадия Цыферова «Сказки старинного города» — они его рассказали о своём городе, про самих себя. И получилась новая история, которая объединила людей — создателей спектакля и жителей. И в Ханты-Мансийском театре кукол создали спектакль на основе истории города.
Борис Голдовский:
— Если театр не звучит актуально, значит, это мёртвый театр, или вообще не театр. Куда раньше горожане шли узнать новости? На площадь, на базар. Там играли и кукольные представления, в которых часто обсуждалось, какой сегодня утром вышел указ, что случилось, кто отличился… Кукольники всегда быстро реагировали на злобу дня.
— Во многих театрах, драматических и музыкальных, сегодня используются куклы или приёмы театра кукол. Чем это можно объяснить?
Борис Голдовский:
— Замечу, что почти во всех театрах кукол используется искусство драматической игры. Так что это процесс взаимообмена, театр вообще всё больше движется в сторону синтетического искусства.
Первый Фестиваль семейных любительских кукольных спектаклей «Ты, я, он, она — театральная семья» в Год семьи объявил Новосибирский областной театр кукол. Семьям-участникам фестиваля предлагается представить мини-спектакли (10–15 минут) на основе сказок, литературных произведений и семейных историй. Приём заявок уже объявлен и продлится до 15 сентября. Для участников будут организованы мастер-классы и консультации специалистов — режиссёров, художников, мастеров и актёров. Итоговое событие с показом спектаклей состоится на главной сцене театра кукол 4 ноября.
Материалы по теме:
Новый сезон в Новосибирском областном театре кукол — много премьер, обменные гастроли и фестиваль семейных театров
В центре Новосибирска встретились кукольники России и Азии — чем запомнится фестиваль «Перекрёсток-2024»?
Как победить огненного дракона, кому помогают куклы и что покажут на фестивале «Перекрёсток» с переводом на жестовый язык?
Публикуем программу III Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток» в Новосибирске, который пройдёт с 7 по 12 июня
Гулливер, праздничное шествие, особый звук и угощение — объявлена программа Международного фестиваля театров кукол «Перекрёсток»
Обряд открытия, забастовка фермеров и Тадж-Махал — новосибирские кукольники вернулись из Индии триумфаторами
Новосибирский областной театр кукол покажет в Индии спектакль про Петрушку и пригласит на свой фестиваль «Перекрёсток» театры из разных стран
«Ревизор», «Три медведя» и «Новый год в замочной скважине» — о главных событиях 90-го сезона театра кукол рассказывает директор Юрий ГОРЛАТЫХ
Новосибирский областной театр кукол представил спектакль «Мойдодыр» к 100-летию публикации популярной сказки
«Ведомости» побывали вместе с Новосибирским театром кукол на выездном спектакле и увидели, как спектакль начинает жить на новой сцене
Режиссёр театра кукол Эльмира КУРИЛЕНКО — о гаджетах и одиночестве, культурном возрасте и театре жестокости, кукле и творчестве
Директор Новосибирского областного театра кукол Юрий ГОРЛАТЫХ — о фестивалях, сюжетных конфликтах и традициях детского театра
Первая «Сибирская школа кукольника» соберёт в Новосибирске выдающихся представителей российского театра кукол
Присылайте нам фото любимой куклы или игрушки — выигрывайте билеты на фестиваль театров кукол «Перекрёсток»! Ждём фото до 25 мая
1 июня карнавальным шествием по улице Ленина, от площади до театра кукол, откроется II Международный фестиваль театров кукол
Второй международный фестиваль кукольных театров пройдёт в Новосибирске с 1 по 5 июня
Директор театра кукол Юрий ГОРЛАТЫХ — о том, какие сказки лечат, зачем куклы взрослым и когда Новосибирск станет столицей кукольников