08.06.21

Честность и человечность

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников.

Лауреаты конкурса «Учитель года — 2021» в Новосибирской области стали известны в конце мая. Лучшим из лучших стала учитель начальных классов лицея №126 Новосибирска Марина Коршунова. Именно ей предстоит защищать честь педагогов региона на общероссийском этапе конкурса.

История с продолжением

— Марина Евгеньевна, учителями часто становятся, следуя примеру родителей. А как это было у вас?

— С одной стороны, так и было: моя бабушка 50 лет отработала в школе села Егоровка в Болотнинском районе, там же до сих пор трудится директором моя мама. Так что у нас настоящая педагогическая династия. Но при этом сама я учителем стать не планировала: много времени проводила в школе, когда была маленькая, и не хотела для себя такой участи во взрослом состоянии. А в итоге всё-таки в школу пришла.

— Как выбрали специальность?

— Я мечтала стать археологом. Собиралась поступать в НГУ, но провалила экзамен, расстроилась и пошла в педколледж — думала: поучусь год и снова попробую. А потом втянулась, закончила колледж, дальше пошла в педагогический университет, получила специальность «учитель истории». После вуза меня пригласила на работу учителем начальных классов директор школы №26. Вакансий было немного, работать очень хотелось, и я решила: пойду, а там вдруг появится возможность перейти на историю. Работа мне понравилась, я переквалифицировалась, прошла курсы, хотя в душе осталась историком.

— Сколько классов вы уже выпустили?

— Полностью законченных параллелей с первого по четвёртый класс у меня ещё не было. Либо брала класс, а потом меняла школу, либо пришла во второй класс и довела его до четвёртого. Сейчас у меня «первачки», с которыми работала ещё «подготовишками», надеюсь, что они и будут первыми, с кем отработаю все четыре года.

— За эти четыре года ребятишки меняются сильно?

— Они приходят совершенно открытыми и непосредственными, а на выходе становятся сосредоточенными, взвешенными, но и закрытыми. Взрослея, они делаются уже не столь яркими и эмоциональными, и, конечно, это немного горестно. Чем ребёнок меньше, тем точек взаимодействия с ним больше, а потом уже надо включать свой профессионализм, чтобы его «раскрыть».

— Современные дети действительно настолько сильно отличаются от предыдущих поколений, как говорят об этом специалисты?

— Это я вижу даже по моему сыну, который учится в третьем классе. Он совершенно по-другому мыслит, быстро реагирует на изменения в окружающем мире, больше подготовлен к реальной жизни. Вспоминая себя — я в его возрасте подходила к жизни менее рационально, жила в розовых очках. А сейчас дети с первого класса нацелены на достижения и результаты — как и их родители, и учителя. Это другой режим, другой формат мыслей. В первом классе у некоторых из моих детей уже толстенные папки с портфолио, есть чемпионы, которые занимаются чирлидингом и мечтают выступить на Олимпиаде, — они прожужжали мне все уши, что этот спорт скоро добавят в олимпийскую программу. А для первоклассников это очень тяжёлый спорт, я была на тренировках, и со стороны это смотрится даже страшно — маленьких девочек подбрасывают вверх и потом их ловят. В своём детстве я и подумать о таком не могла!

— Много страшилок рассказывается о родительских чатах, присутствие в них на самом деле так тяжело?

— Там главное — правильно выстроить работу с родителями. Я в начале года сразу обозначаю границы: когда можно туда писать, какие вопросы задавать уместно, какие — нет. Потом, если кто-то нарушает правила, другие родители указывают на это нарушителю. Могут, конечно, и в 11 вечера что-то написать, но это скорее исключение из правил. Хотя когда мессенджеры только появились, работать в них действительно было тяжело. Сейчас уже не так, тем более что родительский комитет моего класса решил, что вопросы для меня они будут формулировать совместно, а кто-то один потом задавать.

Развенчать мифы

— Как вы пришли на «Учителя года»?

— Олеся Васильевна Каблашова, заместитель директора лицея и тоже учитель начальных классов, сказала: «Надо». И я не отказалась. Раньше я участвовала только в профсоюзных конкурсах, а когда работала первый год, соревновалась с другими претендентами в конкурсе на должность президента Ассоциации молодых педагогов Калининского района и победила в нём.

— Из чего состоял конкурс?

— Традиционно: урок, внеурочное занятие, написание эссе, педагогическая мастерская, на которой я говорила о функциональной грамотности и развитии компетенций XXI века — прежде всего, о работе с информацией. Детям сложно найти и оценить то, что важно для них здесь и сейчас, что поможет им развиваться и двигаться вперёд, в том огромном потоке информации, который их окружает. Поэтому на своих уроках я много времени уделяю работе с информацией.

— Ученики часто задают неожиданные вопросы: правда ли то, что они где-то узнали в интернете?

— Да. А ещё с ними приходится очень долго и сложно спорить, если они что-то узнали от блогера, который является для них авторитетом. После просмотра некоторых Ютьюб-каналов у них складываются мифы, которые учителю приходится развенчивать. Я стараюсь донести до детей, что есть устоявшаяся информация, и если она вдруг меняется, то об этом выходит новость. С четвероклассниками мы, например, говорили о вреде вейпов. Где-то они услышали, что это не никотин, а просто безвредный пар, хотя сами, к счастью, его ещё не пробовали. И мы рассматривали с ними, что входит в состав этого пара, какие элементы таблицы Менделеева, — чтобы они подумали, захочется ли им вдыхать эту гадость. Я говорю детям, что надо находить какие-то доказательства услышанного в серьёзных источниках — в библиотеках, где хранятся научные издания, в словарях, чтобы уточнять значения слов, и так далее.

— Если блогеры для детей авторитет, то, может быть, надо искать блогеров, которые транслируют точную информацию?

— И это тоже делаю. Например, дети обожают канал «Сливки-шоу», где иногда показывают настоящую ересь с точки зрения науки. А я показываю им другие каналы — «Знай-ТВ», блогеров, которые серьёзно занимаются научным просвещением. Для этого приходится периодически просматривать контент Ютьюба и отмечать для себя новые каналы, которые действительно можно назвать научпопом, где идёт популяризация научных знаний на основе источников, которым можно доверять.

— На конкурс шли побеждать или просто думали о достойном участии?

— Второе, конечно. Больших планов не ставила ни в районном конкурсе, ни в городском. На областном, правда, уже хотелось попасть в пятёрку лауреатов. Но так случилось, что победила. Спасибо нашему директору Юлии Юрьевне Черявко, коллегам, которые поддерживали меня на всех этапах. Теперь ждём выхода положения об общероссийском конкурсе, который начнётся 21 сентября в Ростове-на-Дону.

— Ученики радовались вашей победе?

— Очень! Сами увидели в новостях, сами мне писали, звонили, некоторые чуть не плакали. Встретили с объятиями и поздравлениями. Это самое ценное, что дети верили в мою победу, были заодно со мной, хотя на время конкурса их приходилось оставлять с другими педагогами.

— Каким же должен быть сейчас учитель начальных классов, чтобы заслужить такой авторитет?

— В первую очередь — человечным и честным с детьми. Мы работаем с душой ребёнка, а в начальной школе она только формируется, и мы можем многое для этого сделать. Если учитель не готов вкладывать в ученика свою душу и личные качества, то наше образование, считаю, будет погибельным для будущего поколения.

Мама не учитель!

— С вашим сыном часто «включаете учителя»?

— Стараюсь этого не делать — я прежде всего мама, поэтому отношения у нас с ним доверительные. Он очень ответственный товарищ: пока мама участвовала в конкурсе, стал отличником за год, получил похвальный лист. Он тоже учится в нашем лицее, я иногда подменяю учителя в его классе, и он говорит, что очень гордится, когда я прихожу к ним вести уроки. Мне, кстати, было сложно учиться в школе, когда мама работала рядом: время было непростое, дети учителей вызывали насмешки и порой даже подвергались травле, я опасалась, что и с моим сыном будет то же самое, но теперь и дети другие, и отношение к профессии меняется.

— Он пока не думает продолжить династию?

— Одно время мечтал быть учителем, но недели две назад появилась новая мечта — теперь хочет попасть на телевидение и стать актёром. Я предложила ему выбрать какой-нибудь кружок или факультатив, чтобы попробовать свои силы — возможности для этого есть.

— Чем увлекаетесь помимо работы?

— Главные хобби — нумизматика и коллекционирование слоников. Монеты собираю без какой-то системы, всё, что попадается, самая старая, которая есть, — одна копейка 1898 года, её мне подарил папа. Стараюсь читать классическую литературу — Достоевский, Булгаков, Лермонтов, а для разрядки — фантастика или фэнтези, например, прочитала весь цикл Макса Фрая.

— Кино, театры, путешествия?

— Обязательно! Постоянно хочется пополнять свой внутренний мир новыми открытиями и эмоциями. Много ещё где не была, и не только по миру — наша страна широка и необъятна, наша область прекрасна. Планируем летом с сыном отправиться в город моей мечты, который я очень сильно люблю, — Санкт-Петербург.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up