Поднебесный язык
Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык
Заместитель директора по учебно-воспитательному процессу и учитель китайского языка школы №207 Новосибирска. Победитель городского конкурса «Учитель года-2023». Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2023».
— Алина Дмитриевна, как вы решили связать жизнь с образованием?
— Во многом это был случайный поворот судьбы. Учителей у нас в семье не было — когда мы отмечали победу на областном конкурсе, родители сказали в шутку, что, наверное, кто-то всё же был. А вообще у меня первое образование экономическое — СГУПС, специальность «Мировая экономика и право». Там же я учила и китайский язык. Поработала по специальности, потом решила, что и сама уже могу кого-то научить. А тогда, семь лет назад, в школе №207 дальновидный директор Валентина Владимировна Вержук ввела обучение китайскому языку. Зимой туда пригласили преподавателя, но через несколько месяцев она уехала в Петербург в магистратуру, поэтому в школу требовался учитель на постоянной основе. Я пришла туда — и так и осталась. Педагогическое образование получала уже параллельно с работой.
— Страшно не было?
— Когда шла в школу, об этом не думала. Наверное, какая-то методическая жилка у меня есть, тем более я и сама хорошо учусь, так что процесс прошёл безболезненно. Какие-то сомнения, конечно, были — наверное, каждый учитель должен так отрефлексировать свою деятельность. А потом профессия меня «приняла» — начались успехи.
— Помните свой самый первый урок и эмоции, с ним связанные?
— Помню, как впервые пришла на урок к моей предшественнице, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. Удивила необычная атмосфера — ты посторонний человек, но ты на виду, с тобой все здороваются, и ты начинаешь думать: «А так ли я смотрю, так ли говорю?». Публичным в школе становишься очень резко. Сначала китайский вводили как факультатив в седьмом классе, а уже осенью впервые набрали языковой пятый класс.
— Первым выпускникам «китайского» класса уже пригодились полученные на ваших уроках знания?
— Тот мой самый первый класс, седьмой, был чудесный, я до сих пор общаюсь с этими ребятами. Одна девочка поступила на бюджет в Дальневосточный федеральный университет на специальность «Востоковедение», у неё прекрасный китайский язык, и на третьем курсе она поедет учиться в Китай. Ещё одна бывшая ученица рассказывала, что пошла учиться на врача, и там ей тоже нужен китайский — просила посоветовать хорошие книги по предмету.
— Те, кто в школе учил английский, часто сталкиваются потом с тем, что полученные в школе и оцененные там на пятёрку знания в действительности не помогают общаться с носителями языка. С китайским дело обстоит по-другому?
— Конечно, в обычных школьных классах иностранный язык изучается два часа в неделю, это только ознакомительный формат. Выработать серьёзный навык он не даст, если сам учащийся не проявляет сознательности. Свои классы я поэтому ориентирую на научно-практическую работу и участие в олимпиадах. В этом году на городскую олимпиаду у нас вышли 40 человек — пришлось даже заказывать автобус, чтобы туда поехать. И на региональной олимпиаде в этом году у нас было два победителя.
— Три года назад границы с Китаем закрылись, это как-то сказалось на живых контактах с носителями языка?
— Да, если раньше мы ездили в НГУ, где действует Институт Конфуция, и для олимпиад высокого уровня наших детей готовили китайцы, то потом пришлось перейти в онлайн. Кстати, обычно на занятиях в формате зум-конференций у детей в основном тёмные иконки, они стесняются включать видео. Мои тоже сначала стеснялись, но при этом единственные не боялись говорить и отвечали на вопросы по-китайски.
— Дети устраивали вам «испытания на прочность» на первых порах?
— Мне — нет, мне вообще с детьми очень повезло. Наоборот, бывали такие случаи: например, мы готовимся к интеллектуальной игре в НГПУ, а тут объявляют эвакуацию. Казалось бы, дети могут разойтись по домам, а они сами предложили мне сесть где-нибудь на лавочке и продолжить подготовку. Я знаю, что на этих детей я могу опереться в любой ситуации. Как завуч я занимаюсь работой с одарёнными детьми, ищу для них конкурсы, где они могли бы раскрыть свои таланты, направляю их на перспективу поступления в вуз.
— ЕГЭ по китайскому ваши ученики сдают?
— Конечно, кто-то выбирает этот язык, хотя я сама этого делать не рекомендую. Экзамен по китайскому списан с экзамена по английскому, письменная часть очень простая — у меня с большей частью такого экзамена могут справиться шестиклассники. А устная часть — наоборот, сложная.
— Чья была идея подать заявку на конкурс «Учитель года»?
— Руководства школы. Я считаю, что если тебе предлагают такое — это кредит доверия, и передо мной стояла задача достойно представить школу, далеко идущих целей не было. Для меня это первый педагогический конкурс, раньше я только детей готовила к конкурсам. На всех этапах конкурса — отборочном, городском и областном — было по шесть испытаний, основное из которых — урок, а ещё воспитательное мероприятие с детьми, методическая мастерская, мастер-класс для коллег, разговор с общественностью, а на областном уровне добавилось новое испытание «Слово учителя»: надо было выбрать проблему, которая слабо разработана в отечественном образовании, и найти пути её решения.
— И на какой проблеме остановились вы?
— Сейчас становится актуальным разговор про сквозные компетенции, или софт-скиллс. Как говорится, сейчас принимают на работу за хард-скиллс, то есть знания, а увольняют за софт — способность или неспособность выстраивать работу. Учение в школе в последние годы больше сосредотачивается на натаскивании учеников для экзамена, чем на привитии софта — самодисициплины, тайм-менеджмента, умения искать информацию в разных источниках и анализировать её. В результате на первых курсах вуза вчерашние школьники оказываются беспомощными. Я говорила о том, что эти вещи надо так же включать в нацпроект «Образование», как и патриотизм, и цифровую школу, и тому подобное.
— Готовиться к федеральному этапу конкурса уже начали?
— Приступать действительно уже пора — к 1 июня должна быть готова видеовизитка. Область надо представить достойно, раскрыв тему Года педагога и наставника и индивидуальность преподавателя. Сейчас обсуждаем с областным минобром, как это лучше сделать. Сам конкурс начнётся 22 сентября и закончится к Дню учителя 5 октября. Он будет проходить в Подмосковье, поскольку прошлогодний победитель был из Орехово-Зуево. Урок и воспитательное мероприятие должны будут состояться в гимназии имени Евгения Примакова.
— Что Год педагога и наставника значит для вас самой?
— Это как очередное приключение, а приключения у меня каждый год, поскольку я стараюсь подключаться к любым мероприятиям. Если есть научно-практические конференции — давайте пробовать, в итоге один год были просто участниками, а шесть лет становились призёрами, причём один раз — победителями. Есть олимпиады — тоже давайте: у нас теперь семь победителей города и два — региона.
— Когда вы сами впервые познакомились с Китаем?
— Мне тогда было семь лет — родители привезли нас в Пекин. Самое яркое впечатление — как все хотели сфотографироваться с моим братом, потому что он блондин. Это был тогда ещё наивный ламповый Китай с кучей велосипедов на улицах, и люди там выглядели совсем не так, как сейчас. Потом, когда я работала переговорщиком, бывала во многих городах — Шанхай, Циндао, Далянь, Гуаньчжоу, Шэньчжэнь, Урумчи...
— Любимые места там у вас есть?
— Наверное, это Уданьшань — комплекс монастырей, где зародилась гимнастика цигун. А вообще мне, наверное, повезло: то, что показывают руководители предприятий во время деловых командировок, не увидишь ни в какой турпоездке: они приглашали в свои рестораны, показывали интересные местные уголки. Ну а китайскую кухню можно только принимать или не принимать. Конечно, привыкшие к европейской кухне там страдают, а у тех, кто принимает многообразие кухонных традиций, она вызывает восторг.
Материалы по теме:
Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло
Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ
«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок
«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников
«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z
Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко
Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.
Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..