Полюбить — так царицу
Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ
Математики в школе всегда уделялось много внимания, объём знаний, который дают по этому предмету, постоянно растёт. Сегодня в 11-м классе изучают программу, которую раньше давали на первом курсе вуза. Попробуем разобраться, на чём строится успех в освоении «царицы наук» и что стоит взять на заметку учителям, ученикам и родителям?
Профессионализм и честность — главное в работе учителя, считает Татьяна Глушкова, учитель математики новосибирского лицея №185. Год назад она стала победителем конкурса «Учитель года» в Новосибирске, а ещё раньше — выиграла конкурс Сколково «Наставник PRO».
Нейробиологи Института изучения когнитивных процессов и мозга человека имени М. Планка (Германия) в 2020 году опубликовали данные исследований, согласно которым за математические способности отвечает ген ROBO1 и индивидуальное развитие правой теменной доли мозга ребёнка. Математические способности формируются благодаря сложному взаимодействию генов и окружающей среды и часто передаются по наследству. Однако влияние окружающей среды не менее велико. «Есть дети, которым математика даётся плохо. Тут многое зависит от мастерства учителя, чтобы таких детей в классе было не 30 процентов, а хотя бы 10. Учитель сам должен любить и понимать свой предмет, без этого невозможно доверие учеников. Основная проблема — отсутствие интереса, если ребёнку неинтересно, он не будет пытаться понять. И если этот интерес не подавлен в основном звене, с пятого класса, если весь класс вовлечён в работу и у ребят получается, тогда на этой волне интереса даже самые немотивированные включаются», — уверена Татьяна Александровна.
Она преподаёт математику 22 года, учитель высшей квалификационной категории, её ученики показывают высокие баллы в ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в олимпиадах и конкурсах. Учитель в третьем поколении (дед преподавал географию, а вернувшись с фронта, основал школу в селе, мама всю жизнь преподавала химию), Татьяна Александровна выбрала математику, потому что в школьные годы сама с удовольствием решала задачи, предмет ей давался легко. Преподаёт в 10–11-м классах, в том числе и нематематическом. В класс заходит с улыбкой, старается сделать урок запоминающимся, создать ситуацию успеха. К примеру, изучая фракталы, ребята могут создать кабинет, где мебель расставлена в форме фрактала — парты стоят не рядами, а по кругу.
Способность к математике может быть выражена по-разному, если это, конечно, не дискалькулия, когда даже 4 + 3 = проблема, — это врождённое расстройство, впрочем, заработать его можно и в течение жизни — из-за психологических травм, когда ребёнка чрезмерно ругают за ошибки или силой заставляют учиться. Есть те, кому математика даётся нелегко, есть способные к математике дети, которые успешно занимаются в профильных классах, но по-настоящему одарённых — единицы. Об этом говорят и данные ЕГЭ: если по русскому языку 100 баллов в 2023 году набрали 49 выпускников Новосибирской области, то по математике — всего двое, и те выпускники СУНЦ (бывшей ФМШ) НГУ.
— В нашем лицее средний балл ЕГЭ по профильной математике в этом году был 64, это выше среднего по области. Мы выпустили два класса — общеобразовательный и математический. Чтобы попасть в математический класс, после окончания начальной школы дети пишут входную контрольную. По-настоящему одарённых в математике детей единицы. В основном речь идёт о способных к математике, и вот в таком классе совершенно другой уровень воспитания, развития и отношения к предмету. Мы больше успеваем сделать за урок. Ребята заинтересованы, мотивированы, и все подтягиваются, — рассказывает Татьяна Александровна.
Право на ошибку и возможность её исправить — один из успешных приёмов обучения математике. Важно, чтобы ребёнок не боялся допустить ошибку. «Бывают такие сложные задачи, которые мы сами вечером не можем решить, а на утро решаем. Дети должны иметь право исправить ошибку, и мы им такую возможность даём. Если задано выучить аксиомы, тут понятно: знаешь или не знаешь — оценка определённая. А если речь идёт о контрольной или проверочной работе, ученик может подойти и спросить: я понял, в чём ошибся, можно пересдать? Другое дело, что тут нужно регулировать, не допустить постоянных исправлений. И здесь мы тоже выставляем границы, потому что совсем без границ нельзя. Но исправить всегда можно, таким образом ребёнок может расти, — делится секретами Татьяна Глушкова.
Не делайте домашнее задание с ребёнком, тем более за него. Вы можете контролировать процесс или быть рядом, но решать он должен сам, не лишайте его радости от успешного решения задачи. Он сам должен почувствовать этот драйв: «Эврика!». Так юный исследователь совершает свои открытия, поднимаясь по лестнице к собственному будущему. Если он в школе всё понимает, а дома отказывается решать задачи самостоятельно, возможно, это лень или нежелание принимать решение — математика ведь этому учит.
В Новосибирске, который известен своим Академгородком и научными институтами, математика на особом месте. Выступая на Съезде работников образования Новосибирской области в августе этого года, губернатор Андрей Травников назвал повышение качества преподавания и интереса к математике одной из первоочередных задач. Не столько научить считать, сколько развивать мышление, логику, решать всевозможные проблемы и задачи — всё это пролонгированное действие уроков математики, она нужна ребёнку, чтобы освоить универсальные инструменты успешного действия и поведения, — утверждает создатель одного из учебников математики Людмила Петерсон.
— Люди будущего в большинстве своём будут работать не руками, а головой. Поэтому на уроках математики мы учимся думать, мыслить, запускаем этот процесс, — продолжает Татьяна Глушкова. — Ученики должны понимать, что этот процесс не бывает гладким. Одно дело, если ребёнок сидит с чистым листом и не пытается разобраться, а другое дело — я вижу его пробы, почеркушки, где что-то не получилось, но видна работа. Значит, мы пошли по ступенькам мыслительной деятельности. Математику важно именно красиво и просто подать.
Профильная математика — один из самых сложных экзаменов ЕГЭ. Первая часть рассчитана на способного ученика, который, выполнив все задания, может набрать 60 баллов. А вот вторая часть, особенно последние три задачи, требует творческого подхода — скажем, рассчитать банковский процент по кредиту. Одним из нововведений стали задачи по теории вероятностей — детей нужно готовить к тому, что жизнь не линейна.
— Образование идёт не в сторону идеальной науки, мы приспосабливаем ребёнка к жизни в окружающем мире. И теория вероятности, которую ввели недавно, даёт нам связь с жизнью, поскольку это практико-ориентированные задачи. Детям пока сложно их решать, они любят, когда задача идеальная: дан треугольник, всё на нём изобразили, применили теорему, получили ответ. В профильной математике на ЕГЭ сейчас два задания по теории вероятности. И учитывая то, что дети будут изучать предмет «Вероятность и статистика» с пятого класса, эти задачи будут даваться им всё легче, — уверенна Татьяна Александровна.
Напряжение и стресс в учёбе неизбежны, попробуйте 4-5 часов непрерывно заниматься мыслительной деятельностью, осваивая новое и отвечая по уже усвоенному. Особую нагрузку испытывают выпускники, которые, помимо учёбы, готовятся к экзаменам. Груз ответственности может быть таким сильным, что к апрелю ученик уже выбивается из сил. Татьяна Глушкова со своими учениками делают во время урока остановки, чтобы отвлечься, перезагрузиться, рассказать интересную историю, сделать зарядку или хотя бы просто встать из-за парты и пройтись. Задуматься об этом стоит и родителям. У ребёнка должны быть выходные дни с возможностью выспаться, а также время на занятия спортом, прогулки и увлечения.
Татьяна Александровна — многодетная мама. Старший сын имел способности к математике, но увлёкся музыкой, окончил специальную музыкальную школу, учится на 4-м курсе Новосибирской консерватории и сам преподаёт в музыкальной школе, Александр Глушков — победитель Дельфийских игр. Второй сын Дмитрий учится в 9-м классе, участник олимпиад по математике и информатике. Дочери шесть лет, она пока готовится к школе, считая игрушечных кошечек.
Есть у Татьяны Александры свои наработки и по развитию проектного мышления учащихся. В 2019 году она стала победителем конкурса «Наставник PRO», который проводит Сколково. Её технология, представленная на видео, собрала наибольшее количество голосов. «Я изучила сингапурскую методику сотрудничества в малых группах и позаимствовала её для работы над проектами, которые сегодня должны делать школьники, — рассказывает она. — Когда ребёнку даёшь тему, он часто не знает, с чего начать. Мы собираем группу старшеклассников, которые уже имеют опыт создания проекта: один консультирует по целеполаганию, второй — по актуальности темы, третий — по созданию продукта, четвёртый — по выводам. Ребята общаются с каждым консультантом, имея возможность за 5–10 минут задать все вопросы, и в итоге у каждого из них собирается план работы над собственным проектом».
Математиком станет не каждый, но то, что эта наука если не прямо, то косвенно готовит человека к большой жизни и будущему, — несомненно. Остаётся надеяться, что образование всё больше будет учитывать индивидуальные способности учеников, соизмеряя нагрузку и требования экзаменов.
Математика лучше усваивается, если:
- обучение проходит на позитивной волне
- учитель хорошо способен удивлять
- ученик имеет право на ошибку и возможность её исправить
- домашнее задание школьник выполняет самостоятельно
- у ребёнка есть возможность снять напряжение и стресс
Материалы по теме:
Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло
Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык
«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок
«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников
«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z
Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко
Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.
Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..