Статус важен
Победитель областного конкурса «Учитель года — 2025» Михаил ШАБАНОВ — о том, как мотивировать учеников, как изменить статус учителя и как искусственный интеллект портит наш мозг
МИХАИЛ ШАБАНОВ
Победитель областного конкурса «Учитель года — 2025». Учитель обществознания и истории, советник директора по воспитательной работе в лицее №13 посёлка Краснообск Новосибирской области. Окончил Новосибирский государственный педагогический университет, 13 лет преподаёт в школе.
Михаил является воспитанником школы №8 города Бердска, и, несмотря на то что завершал он своё обучение в другой школе, судьба вновь связала его с альма-матер: свой педагогический путь он начал именно с той школы, куда пошёл в первый класс.
— Вы помните тот день, когда поняли, что хотите стать учителем, или это был планомерный процесс?
— Всё же это был планомерный процесс, потому что он состоял из нескольких важных моментов. Самый первый произошёл на отработке педагогической практики в детском оздоровительном лагере, где, общаясь с детьми в отряде и со своими товарищами-вожатыми, я поймал себя на мысли, что, может, и не зря пошёл именно в педагогический вуз. Затем, на практике в школе, хоть и непродолжительной, начала проявляться некая уверенность. И завершающим моментом, когда последние сомнения рассеялись, стало то, что мой первый директор и по совместительству мой первый учитель истории Наталья Краморова утвердила мой статус как педагога, позвав после диплома работать к ним. В первые годы преподавания, конечно, возникают перипетии, и тут важно, чтобы рядом были наставник и коллеги, которые окажут поддержку. В этом плане мне повезло с моим первым коллективом. А что касается волнения на первых уроках, то без него никуда. Я вообще на свой первый урок опоздал. Вот с такой кинематографичной картины начался мой путь в педагогике.
— Все говорят, что важно подготовить ребёнка к началу учебного года, но и учителям она не менее нужна. Как готовитесь вы?
— Могу сказать, что 13 лет назад дети были несколько другие, а следующая молодёжь будет отличаться от нынешней. И те же информационные технологии, которые внедряют каждый год, тоже дают о себе знать и накладывают определённый отпечаток на работу учителя. Поэтому важен отдых, чтобы были силы к этому всему адаптироваться. Когда наступает отпуск, подготовка разбивается на два этапа. Сначала нужно самому набраться сил, например, можно уехать на Алтай — помедитировать и отвлечься от городской суеты. Конечно, нужно выспаться и настроить себя на положительные мысли. Дальше уже обычная работа педагога: подготовка классного часа на 1 сентября, знакомство с классом и другое. Ещё можно встретиться со своими коллегами в неформальной обстановке и просто пообщаться. После всего этого понимаешь, что у тебя есть заряд на новый учебный год.
— Как вы попали на конкурс «Учитель года», и была ли победа для вас ожидаемой?
— В 2016 году я занял призовое место в муниципальном конкурсе, но на область не попал, потому что нужно было многому научиться. Но меня не покидала мысль о том, чтобы вновь принять участие. И когда в прошлом году поступило предложение, я согласился. Три этапа прошли в честной и довольно изнурительной борьбе, потому что тратишь очень много эмоциональных ресурсов. В итоге мне посчастливилось стать победителем и защитить честь лицея. Силы к концу испытаний иссякли, но когда проходит время, ты переосмысливаешь всё, что произошло, и появляется дополнительный стимул. В этот раз победителем стал я, но думаю, если убрать все условия и правила конкурса, то здесь не будет лучшего педагога. Все учителя были достойны победы. Я был счастлив, что просто попал в пятёрку финалистов, и перед оглашением результатов решил выдохнуть. А на церемонии награждения было замешательство, бесконечные удивление и радость.
— Излюбленная фраза детей: «Это мне в жизни не пригодится». Как вы мотивируете детей на учёбу?
— Сейчас главным мотиватором служит разговор о том, что в наше конкурентное время, чтобы занять определённую нишу, нужно получать знания. Безусловно, когда мы говорим о том, зачем всё знать, мы объясняем детям про кругозор. Возможно, ты не будешь химиком и тебе не понадобятся химические формулы, но одно дополняет другое. Химия взаимосвязана с математикой, а математика взаимосвязана с геометрией и даже с историей. Чем шире твой кругозор, тем больше вариантов, куда в будущем пойти. Из всех разных предметных областей нужно черпать информацию, чтобы сформировать единую систему мира. К тому же самообразование сейчас играет ключевую роль, но здесь ребёнку нужно понимать, чего он хочет. Если он замотивирован и у него есть цель, он сам будет к этому двигаться. В пятом классе это объяснить сложнее, чем в старших классах. Поэтому здесь важны разговоры с семьёй. Родители играют для детей колоссальную роль: они для них пример, друзья и наставники.
— Учитель — это тот, кто учит. А чему вас научили ваши ученики?
— Они дали мне понимание другой эмпатии. Когда ты сам учишься в школе, у тебя один «угол» эмпатии, а ученик и его проблемы тебя учат совершенно другим чувствам. Мы общаемся с учениками на равных, соблюдая, конечно, субординацию. Когда ты заходишь в кабинет к детям, ты должен заходить туда в первую очередь как человек, а не как функция, то есть улыбаться и непринуждённо общаться с ребятами, чтобы настроить их на урок. А когда пошёл уже рабочий процесс, можно включать функцию, но помнить, что в вершине всего ты — человек. Такому человеческому отношению меня тоже научили дети. У нас есть сердце, душа, мозг, чем мы должны уметь пользоваться, и мы этому с детьми усердно учимся.
— Что вас в первую очередь волнует как учителя?
— Как учителя истории меня волнует, что период Великой Отечественной войны изучается не так подробно, потому что на это нет дополнительных часов. На конференциях я выступал с предложением выделить этот период в отдельный курс, потому что сейчас складывается плачевная ситуация, когда девятиклассники выпускаются без подробного изучения Великой Отечественной войны. Беспокойство вызывает и современный тренд на искусственный интеллект, который сделал наш мозг менее мобильным — мы перестали думать. Дети массово списывают, даже сами учителя используют чаты для подготовки к уроку. Надо больше читать и больше думать, размышлять, развивать критическое мышление и креативное мышление, а мы стараемся уйти от этого и передать всё интернету, но это часть мира, от которого не уйдёшь. Очень сложно в нынешних реалиях выстраивать общение с родителями. Все предпочитают решать вопросы дистанционно, а нужно садиться вместе и всё обсуждать. Без доверия многие семьи начинают учить учителей, как работать, но я ведь не учу пилота, как управлять самолётом. Хочется, чтобы статус учителя в обществе стал непререкаемым. Он в последнее время повысился, но разговоры о том, что учителя делают что-то правильно, а что-то — нет, продолжаются.
— А что вам больше всего нравится и не нравится в профессии учителя?
— Как может не нравиться твой собственный выбор? Я пришёл в эту профессию добровольно, понимаю свою миссию и ответственность. Когда я иду на уроки, то никогда не говорю, что поехал на работу. Приземлённо — да, я зарабатываю деньги на жизнь, но это всё же моё призвание. Человек, который закрепился в системе образования, в ней уже навсегда. Какая бы школа ни была консервативная, изменения и развитие в ней есть. Например, приходят молодые педагоги, которые понимают современные тенденции, и им проще подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Появилось огромное количество разных инновационных площадок, кружки и секции внутри школ, где дети получают дополнительное образование. Хочется верить, что школы будут развиваться дальше и наше российское образование станет одним из ведущих в мире, потому что у нас замечательные традиции и великолепные учителя.
Материалы по теме:

Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло

Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ

Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык

«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..