15.05.24

Школа понимания

Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло

ДОСЬЕ
ТАТЬЯНА ОСИНЦЕВА
Победитель городского и областного конкурсов «Учитель года-2024». Учитель начальных классов и преподаватель педагогики в профильном классе для старшеклассников в лицее №9 Новосибирска. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, 18 лет преподаёт в школе.

Не просто осуществить детскую мечту о своей профессии, но и стать одной из лучших в выбранном деле — именно это удалось победителю городского и областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяне Осинцевой. Уже 18 лет она работает учителем начальных классов в школе. Хотя с недавних пор в числе её учеников не только малыши: Татьяна преподаёт педагогику старшеклассникам в профильном классе новосибирского лицея №9. Является их тьютором, наставником. А ещё ей нравится удивлять детей неожиданными вопросами на уроке, писать с ними проекты и готовиться к олимпиадам. В свободное время, которого у неё, конечно же, немного, увлекается фотографией, любит ходить в театр и ведёт блог в интернете для детей и родителей.

— Для меня выбор профессии учителя стал очевидным. Я с шести лет хотела быть учителем начальных классов — мечта такая. Даже не знаю, как объяснить её, почему именно так. Ну, просто ребёнок хочет. Вот у меня бабушка была воспитателем детского сада, тем не менее у меня не возникало мечты стать воспитателем детского сада. Отец преподавал в авиационном колледже, там тоже другой возраст учащихся. А меня почему-то интересовала начальная школа.

— Помните свой первый урок, когда зашли в класс в качестве преподавателя?

—Я помню свой первый год в школе. Тогда можно было после третьего курса педуниверситета идти работать. И меня пригласили в прогимназию «Зимородок». Дали класс, кстати, я до сих пор с некоторыми этими ребятами общаюсь. Пришла по возрасту ненамного старше их, поэтому, наверное, тот год мне запомнился.

— Страшно было? Всё-таки дети считаются одной из наиболее сложных и зачастую непредсказуемых аудиторий.

— У меня страха не было никогда. Ни перед четвёртым классом, ни перед десятым. Сейчас именно в этих классах я веду занятия. Хотя мои родители перед началом занятий с десятиклассниками говорили, что, наверное, мне страшно будет с ними после малышей. Однако у каждого возраста свои плюсы и минусы. Если четвёртый класс больше ориентирован на учёбу в целом, они тебе, условно говоря, в рот смотрят, потому что им всё ново и интересно, то с десятым классом интереснее воспитательная работа, то есть какие-то диалоги именно о ценностях, жизненных ориентирах. Их в четвёртом классе мы тоже, конечно же, ведём, но они не столь глубокие, это зависит от возраста. Поэтому, наверное, мне интереснее четвёртый класс учить, а десятый воспитывать.

— Как попали на конкурс «Учитель года» и что представили на суд жюри?

— Ранее я уже принимала участие в этом конкурсе как учитель начальных классов. В этом году решила выбрать педагогику. В лицее я преподаю этот предмет у старшеклассников, которые учатся в профильном классе. В процессе работы я использую технологию продуктивного учебного диалога. Ученики прислушиваются не только к учителю, но и к мнению друг друга. Для того чтобы такой диалог состоялся, школьникам нужно давать задания, которые предполагают несколько вариантов решения. Ведь люди могут воспринимать один и тот же текст, факт совершенно по-разному. Однако если человек думает не так, как ты, это не означает, что он думает неправильно. Этому я и пытаюсь научить своих детей. Сегодня большая проблема в нашем обществе — услышать друг друга, прийти к компромиссу. Технологии «Школы понимания», которые я пытаюсь внедрять в практику, помогают услышать каждого внутри учебного диалога.

— О конкурсе «Учитель года» слышали многие, но мало кто представляет, по каким критериям осуществляется отбор победителей. Какие испытания пришлось пройти и что показалось самым сложным?

— На первом этапе все педагоги представляли свои методические системы, по которым они работают. Они либо авторские, либо модифицированные, то есть взятые у других авторов и переделанные под потребности своих детей. Второй конкурс — это открытый урок, который проводится в незнакомом классе для детей, которых видишь в первый раз. Выбираешь номер класса, тебя заводят к незнакомым детям, при этом за сутки сообщают тему урока, ты его должен успеть составить. Следующий конкурс — это вопросы учителю года. Их задают дети, старшеклассники, родители и коллеги. И последний конкурс «Слово учителю». Это такое выступление в формате TED. Нужно взять какую-то тему, наболевшую, животрепещущую. И поговорить об этом, договориться в течение пяти-семи минут, что педагоги, родители и дети могут сделать, чтобы эту проблему решить.

На конкурсе в этом году самый сложный вопрос задал представитель Совета отцов. Спросил, с какого возраста уместно с ребёнком говорить на «вы». Я помню, как мы из начальной школы перешли в среднюю, и учителя стали называть нас на «вы». Было полное ощущение, что учителя тебя не любят. То есть тебя любила учительница в начальной школе, ты пришёл в пятый класс, и тебя все сразу разлюбили. А это ведь совсем не так. Но в восприятии ребёнка такая проблема существовала. Поэтому надо спросить у ребёнка, как ему комфортнее, чтобы к нему обращались.

— Одни говорят, что современные дети стали глупее, другие, наоборот, ссылаются на данные, которые показывают, что подрастающее поколение знает и умеет больше своих родителей. Какого мнения придерживаетесь вы?

— В целом дети, мне кажется, такие же, как были раньше, с точки зрения интеллектуального уровня. Единственное, у них по-другому интеллект работает, потому что действительно все эти гаджеты меняют восприятие информации. Она воспринимается по-другому, а интеллект остался в среднем такой же. А вот информация, пожалуй, стала менее ценной, более ценится умение что-то с ней делать. То есть структурировать, анализировать и так далее. На это обращается больше внимания, нежели на саму информационную составляющую. Из изменений также отмечу, что сейчас стало много детей с особенностями здоровья.

— Некоторые уверены, что дети с ОВЗ мешают всему классу, создают проблемы и для сверстников, и для учителей.

— У меня в классе есть один ребенок, у которого стоит официальный статус задержки психического развития. И у него идеальное поведение. Он очень доброжелательный, чудесно общается со всеми, с ним все хотят сидеть, потому что он ведёт себя на уроке прекрасно и никаких неприятностей не доставляет. Он даже не списывает, поскольку находится на уровне развития 5-6-летнего ребенка, и у него нет понимания, что можно списать. Дети к нему относятся позитивно, и он в этой среде в целом осваивает школьную программу.

Если же говорить в целом о вопросе непослушания детей, то, например, в старших классах он уже не стоит. Взрослые ученики могут высказывать свою позицию, это можно обсудить. В третьем и четвёртом классах сложности с поведением случаются. И нужно понять, почему ребёнок не слушается. Если учитель видит, что дети устали, надо снизить нагрузку, дать игровое задание, и всё придёт в норму. Бывает, что не слушается только один ребёнок в классе, потому что ему нужно особое внимание. Учителю надо попробовать уделить ему это внимание, однако при этом обсудить с ним один на один, в какой форме это должно быть, чтобы это не помешало другим детям учиться.

— Чем можно увлечь современных школьников, кроме гаджетов?

— Если мы изучаем, например, камни и минералы, то у нас будет представлена коллекция, чтобы дети могли потрогать реальные объекты. Если мы говорим об органах чувств, то у нас обязательно на уроке будет что-то пушистое или что-то холодное, чтобы все каналы восприятия были задействованы.

— С родителями учеников бывают конфликты?

— Ни разу не встречала родителя, который сразу же пришёл с конфликтом и с претензией. Неразрешимых проблемных ситуаций не бывает. Наша бывшая завуч рассказывала, что если какой-либо родитель приходит сразу с претензией и может возникнуть конфликт, то она говорит ему: вы от меня лично хотите каких действий? И вот когда человек начинает в конструктив входить, объяснять, что он хочет по пунктам, то потом ему объясняешь, что вот это я могу, например, а вот это уже не в моей компетенции. И сразу градус негатива снижается.

— Как вы можете сегодняшнюю ситуация в российской педагогике охарактеризовать? В какую сторону она движется? Ведь существуют различные подходы к обучению детей.

— Мне кажется, сегодня в Новосибирске и в других крупных городах она выглядит как лоскутное одеяло. Существует много всего разного, и родителю, который в этой теме хочет ориентироваться, надо разговаривать с людьми, читать форумы, смотреть, что нравится, а что нет. Потому что даже государственные школы сильно отличаются друг от друга, и учителя в них очень отличаются друг от друга. И это не говоря о частном и дополнительном образовании. Бывает, услышали, что «учитель года» — и все к нему очень хотят в первый класс. На самом деле так делать не надо, потому что все педагоги очень разные. Хотелось бы, чтобы родители ориентировались не на фамилии, не на названия школ, не на баллы ЕГЭ, а на личность своего ребёнка и на то, где ему будет комфортно. Сегодня у нас есть и авиационные классы, и IT-кубы, и много чего ещё. Важно во всём этом не потеряться и понять, как ребёнка не перегрузить при этом.

Василий АКИМОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

29.09.23 Полюбить — так царицу

Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ

19.05.23 Поднебесный язык

Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык

12.05.22 Уроки русского

«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок

08.06.21 Честность и человечность

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников

08.10.20 Впечатления со всего света

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z

18.06.19 Большая перемена

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

27.04.17 Галопом по Европам

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

12.05.16 Готовая удивлять

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..

up