12.05.22

Уроки русского

«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок.

Любовь Мосолова с цветами

Любовь Евгеньевна Мосолова — учитель русского языка и литературы школы №1 города Бердска. Общий педагогический стаж её семьи — 67 лет. В 2022 году стала победителем XXIX регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» и получила премию правительства Новосибирской области на 200 000 рублей.
Маленькие секреты

— Любовь Евгеньевна, на церемонии награждения вас объявили как представителя педагогической династии…

— Моя бабушка была учителем географии и биологии, а мама преподавала музыку в школе, сейчас она музыкальный руководитель в детском саду. Какое-то время она вела ещё историю и МХК. Иногда, когда я была маленькая, я ходила с ней на работу.

— Почему сами выбрали другой предмет?

— А тут, наверное, сыграла роль моя вторая бабушка. Педагогического образования у неё нет, но она очень хорошо пишет стихи. Видимо, это передалось мне от неё — я тоже с детства на «ты» с языком, пишу стихи, рассказы, поэтому и выбрала филологическое направление. Я закончила Новосибирский педагогический университет, и сейчас подходит к концу седьмой год моей работы в школе. В этом году веду уроки в седьмом и девятом классах. У меня ещё есть младшая сестра, она школьница, пока планирует заняться искусством — любит рисовать. Может, и она захочет стать учителем рисования…

— Сейчас стало общим местом говорить о том, что дети ничего не читают. Но вы, наверное, знаете точно, правда это или нет?

— Конечно, дети читают! Их только надо правильно мотивировать. А для этого у меня есть свой секретный способ. Иногда перед тем, как дать детям задание прочитать книгу, я завуалированно пересказываю на уроке какие-то интересные факты из её сюжета, чтобы детям захотелось проверить, правда это или нет. Много детей читают и книги вне школьной программы — в основном это современные произведения. Бывает, что ученики подходят на перемене, чтобы поделиться впечатлениями от прочитанного. Или пишут сочинение по произведению из программы и упоминают там другие книги, с которыми это произведение вызвало у них ассоциации.

— Какие книги из школьной программы находят у детей самый большой отклик?

— Те, где говорится о понятной для них среде, например, о школе и учителях, те же «Уроки французского». Это им близко, они могут сравнить учителей прошлого и современности. А вот с историческими произведениями, например, с «Капитанской дочкой», уже сложнее. Это, кстати, одно из моих любимых произведений. Без знания исторического контекста там сходу может быть понятно далеко не всё. Тем более что школьный курс истории в этом плане не всегда совпадает с курсом литературы, поэтому какие-то знания по истории мне приходится давать на своём уроке.

— Что сейчас дети читают для себя?

— Самый любимый их жанр — фэнтези, на втором месте — детективы. Как-то, например, одна девочка спрашивала моего совета, что почитать из классических детективов, потому что подростковые детективы она уже прочитала.

— Те, кто читать не любит, тоже попадаются?

— Как и в любое время, но всё-таки их немного. Но и здесь у меня есть свой педагогический приём. Изучаемое произведение мы обсуждаем с классом, вот и тем, кто не читал, приходится как-то знакомиться с текстом, чтобы не быть совсем уж в неведении, о чём речь.

— Но вместо чтения кто-то ведь может ограничиться каким-нибудь справочником с кратким пересказом…

— Это можно проверить. Например, поставить вопрос по тексту книги так, что найти на него ответ в интернете не получится — только прочитать самому. Или на уроке специально сказать что-то, что противоречит содержанию книги, и понаблюдать за реакцией — сразу будет понятно, кто читал.

— А что вы любите читать сами?

— В основном зарубежную литературу. И периодически перечитываю русскую классику. Лучше её, наверное, ещё ничего не написали. Книги из школьной программы тоже регулярно перечитываю, чтобы освежить их в памяти. И каждый раз их прохожу с ребятами как будто заново.

Запятая убежала…

Любовь Мосолова на вручении с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым

Диплом и подарки Любови Мосоловой вручает губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

— А теперь о русском языке. И тут снова предложу вам подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что грамотность у детей год от года становится хуже.

— Отчасти это так. Ребят, у которых развита природная грамотность, сейчас действительно мало. Пишут диктант или проверочную работу — и там всё правильно, потом начинают писать мне сообщение, а запятые не ставят. Спрашиваю: «Ты же знаешь, что здесь должна быть запятая. Почему не поставил?» А они отвечают: «Так просто быстрее!» Вот и получается: второпях о правилах забывают, а когда есть время подумать — пишут правильно.

— Так может, и на диктантах они куда-то подглядывают?

— Такая возможность у них есть — телефоны никто не забирает, но предварительно я всегда говорю им, что моя задача — не понаставить им двоек, чтобы испортить четвертную оценку, а найти пробелы в их знаниях, чтобы помочь их исправить. Пятиклассники об этом ещё мало задумываются и порой пытаются подсматривать, а чем становятся старше, тем лучше осознают, что впереди итоговые экзамены и все слабые места надо вовремя подучить.

— Вы писали «Тотальный диктант» сами или с учениками? С какими результатами?

— С моим нынешним девятым классом я начала ходить на «Тотальный диктант», когда эти дети были маленькими. В прошлом году они уже ходили писать его без меня — кто захотел, конечно. Результаты были неплохие. Себя я, кстати, постоянной отличницей назвать не могу — скорее, хорошисткой, которой приходится дорабатывать какие-то моменты. Например, не всегда знаю, как правильно написать то или иное имя собственное — если это какое-нибудь малоизвестное название.

Необычный день рождения

— Как вы пришли на конкурс?

— Раньше я на такие конкурсы никогда не заявлялась, но пару лет назад мои ученики узнали о существовании «Учителя года» и спросили: «Любовь Евгеньевна, а почему вы там не участвуете? Вам тоже надо!» А в этом году я сама почувствовала, что «созрела» для него, что нужно думать о дальнейшем росте, а такие конкурсы дают хорошую возможность узнать что-то новое.

— Что для вас в конкурсной программе оказалось самым сложным?

— Справиться с эмоциями, когда надо выступать на публику. В школе ты знаешь детей, тебе привычна обстановка, а здесь ты на сцене, перед тобой микрофон… Чувствуешь себя не учителем, а каким-то другим специалистом.

Конечно, без поддержки было бы трудно. Я благодарна моим учителям, которые теперь стали моими коллегами. Они поддерживали меня во всех начинаниях от первого класса до сегодняшнего дня. Спасибо нашему директору, которая вселяла в меня уверенность и говорила, что всё получится, и, конечно, моим ученикам, которые, пока шёл конкурс, постоянно писали мне сообщения, как сильно по мне скучают и верят в меня.

— День подведения итогов конкурса совпал с вашим днём рождения — и подарок получился не самым обычным. А какие подарки вы больше всего любите в этот день?

— Искренние поздравления от своих учеников — это самая важная и трогательная вещь, какая только может быть для учителя! Они каждый год готовят мне открытки, рисунки, иногда даже пишут стихи с пожеланиями.

— Уже решили, как используете премию?

— Собираюсь направить её на саморазвитие.

— Свои дети у вас уже есть?

— Я не так давно замужем, и детей у нас пока нет. Муж у меня из другой сферы, но так получилось, что его мама тоже учительница — в начальных классах. Она с детства знает все подводные камни педагогики и поэтому тоже понимает меня и поддерживает.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Материалы по теме:

08.06.21 Честность и человечность

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников

08.10.20 Впечатления со всего света

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z

18.06.19 Большая перемена

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

27.04.17 Галопом по Европам

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

12.05.16 Готовая удивлять

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика