Сибирь расписная
Жительница Ордынки создала и запатентовала новый вид росписи — о нём теперь знают не только в России
Нина Мухлынина взяла за основу своих узоров флору и фауну Караканского бора.
Синяя лучезарная краска, белые морозные завитки, охра летних пейзажей — это ордынская роспись, самая молодая в России; ей всего около 20 лет. Но и за этот короткий срок она получила признание на международных фестивалях. Её изучают в изостудиях и Домах детского творчества, а иностранцы узнают Сибирь на ордынских сувенирах и без подписи.
Автор ордынской росписи — Нина Мухлынина, преподаватель Ордынской детской школы искусств и руководитель студии для взрослых и детей.
— Все дома — брёвнышки друг к дружке, накрываем крышей, ставим трубу, из неё дымок пошёл — объясняю детям. Поставили дом, посадили дерево, загородили забор — штакетничек. И так постепенно ребёнок начинает создавать пейзаж, без карандаша, простой капелькой, — рассказывает Нина Ивановна. — Капельки — это наш главный приём, они бывают маленькие, толстые, длинные, короткие, чуть изогнутые. Есть ещё кружочки и завитушки. Как изобразить мороз или ветер? Есть элементы, которые передают настроение. Не нужно предварительных зарисовок — только разные кисти. Как раз это и развивает воображение: ребёнок думает, вспоминает, дорисовывает, что-то я ему рассказываю, как сказку. Результат достигается быстро. Техника письма простая, доступна каждому.
Выпускница Абрамцевского художественно-промышленного училища декоративно-прикладного искусства переехала в Сибирь в 1990-е годы из Киргизии. Родом Нина Ивановна с Брянщины. Рисует с детства. В семье она такая не одна: обе сестры — художницы, одна даже член Союза художников России, и брат — художник по дереву, краснодеревщик.
— Мы все в отца, он был от природы талантлив. Воевал связистом, ранило его под Кёнигсбергом. Всю жизнь он мечтал рисовать, но тогда, после войны, было не до того. И всё это нам передалось. Окончила я восемь классов — у нас в деревне в Брянской области больше и не было — и поехала учиться в Москву, — делится своей историей Нина Мухлынина.
Ордынская роспись получила признание, её стали изучать в некоторых Домах детского творчества.
Владея всеми известными росписями — городецкая, мезенская, хохлома, палех, гжель, жостово, — Нина Мухлынина свою роспись создавала со знанием дела, искала только уникальные приёмы и персонажей. От того наша Ордынская роспись — особенная, неповторимая. А началось всё с того, что как преподавателю ДШИ ей предстояло написать свой авторский проект.
— Я выбрала эту тему, потому что у нас нет своей росписи. Они в основном создавались в европейской части России, на северных территориях. Меня интересовало, чем наш край населён. Исследовала флору и фауну Караканского бора — изучала птиц, животных, растения. Ходила для этого в наш Ордынский музей, он у нас очень хороший. Смотрела чучела, их описания, делала наброски. Работала так почти год. Нужно было не только нарисовать, но и описать символику форм и цвета, стилизовать под роспись. Это очень сложная работа, — рассказывает Нина Мухлынина. — Для меня всё было внове — ландшафты, растения, животные, — я ведь приезжая. И очень захватила меня эта работа.
В солидной московской комиссии роспись проверяли три месяца на заимствование элементов, ничего похожего не выявили и выдали в 2002 году авторское свидетельство на ордынскую роспись. На шкатулках, досках, панно и ложках Нины Мухлыниной живут исключительно сибирские персонажи.
Вошла в список основных персонажей и вездесущая сорока: три капельки — хвост, туловище, голова, плюс два крылышка. Если в городецкой росписи глухарь, то у нас не менее красивая птица — тетерев. Нина Ивановна изучала его повадки — как горделив и осанист, как распушает хвост веером, когда токует, и оперение у него особенное — переливчатое. Венчает этот ряд хозяин Караканского бора — лось. Обилие озёр и рек добавили в число персонажей и местную рыбу — чебак, судак, стерлядь. Из растений — ягоды черники и брусники, плоды шиповника, цветы медуницы.
Нина Ивановна обладает многими талантами, а ещё одна очень добрый и весёлый человек.
— Всех этих элементов нет в других росписях. Ещё я добавила сибирский деревенский пейзаж. Вот эти бревенчатые необлицованные домики с крылечками. Я жила в разных местах, и мне есть с чем сравнить. Все традиционные дома отличаются своим строением. У нас тут распространены шатровые крыши, потому что снега много, задувает. И я хотела их изобразить, чтобы осталась в памяти именно деревянная Сибирь. Сейчас же используют новые материалы — сайдинг и прочие. И заборы глухие делают. А раньше был палисадник, обнесённый штакетником, всё было прозрачно, сосед соседа видел. Поэтому и эти заборы, и эти палисадники — всё запечатлено, чтобы дети видели и знали, — погружает в главные идеи Нина Ивановна.
Цвета для росписи мастер выбирала тоже не просто. Ультрамарин — синева озёр и водоёмов, и, конечно, небо. Белый — сибирская зима и морозные узоры. Красный — цветы, плоды и ягоды. А ещё чёрный, коричневый, охра, зелёный. Всего семь цветов, соответствующих цветам российского флага и герба Ордынского района. Роспись получилась спокойная, не яркая. Её узнают, она стала родной.
— В нашем музее есть постоянная экспозиция работ Нины Мухлыниной. Популяризируем ордынскую роспись, рассказываем туристам. Люди сами интересуются как приобрести. Пользуется спросом мастер-класс, который Нина Ивановна проводила до пандемии, — говорит директор Ордынского историко-художественного музея Алла Ланго.
Новогодняя коллекция.
Преподаёт в детской школе искусств Нина Ивановна не только все виды росписи — они с учениками занимаются вышивкой, ткут гобелены, расписывают батик, режут по дереву. Авторская программа педагога «Путь к мастерству», рассчитанная на четыре года обучения, победила на Всероссийском конкурсе авторских программ и технологий в Москве. Программа Нины Мухлыниной была издана в общем сборнике, а затем её переиздал Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Творчество художницы было представлено на различных выставках, фестивалях и форумах. Его высоко оценил губернатор Андрей Травников. Нина Ивановна — лауреат Всероссийских конкурсов авторских программ и технологий, а также общероссийского конкурса в номинации «Лучший преподаватель детской школы искусств» в Российской Федерации. Её имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области в номинации «Мастер — золотые руки».
Удивительный талант Нины Мухлыниной отметили и на международном уровне. В сентябре 2018 года в Казани проходил Всероссийский фестиваль декоративно-прикладного искусства «Руками женщины», победительницами стали 15 женщин, каждая в своём виде творчества, среди них и художница из Ордынки. В составе этой команды она должна была представлять ордынскую роспись на Международном форуме-выставке в Страсбурге. Но во Францию полетела внучка — Анастасия Мухлынина, сама Нина Ивановна перелёты не переносит, и в Москву представлять свою программу «Путь к творчеству», за которую удостоена Почётной грамоты Министерства образования РФ, Нина Ивановна ездила на поезде.
Анастасия Мухлынина с Ордынской росписью на выставке в Страсбурге.
Настя успешно справилась с задачей, она сама окончила Новосибирский областной колледж культуры и искусств, диплом защищала по ордынской росписи — расписала 10 матрёшек, ездила с проектом во Владивосток на Дельфийские игры, заняла там третье место, сейчас живёт и работает в Санкт-Петербурге. Нина Ивановна обучила своей росписи двух сыновей. Младший — Роман Мухлынин — тоже работает в Ордынской ДШИ, преподаёт росписи России и резьбу. Старший сын Андрей Мухлынин окончил педуниверситет, работает в музее художником-фотографом.
— Теперь ордынская роспись описана на трёх языках мира, переведена на французский и английский. Я рада, конечно, хотя не знала, что у неё будет такой успех, — замечает мастерица.
Самые простые безвредные краски — гуашь, загрунтованную клеем ПВА поверхность дерева — аккуратно зачистить, оставить на изделии небольшую плёнку (иначе краска растечётся по волокнам древесины), включить воображение и начать рисовать удивительные сибирские узоры, похожие на сказку. Там бродит важный тетерев с хвостом-веером, белка летит стрелой, уютный домик утопает в снегу или течёт извилистая река, по которой плывут носатые стерляди…
«В Новосибирской области делается много для сохранения традиций народного искусства. Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, ведущий свою историю с 1931 года, аккумулирует информацию о ремёслах и промыслах, готовит мастеров, курирует фольклорные коллективы, при его поддержке проходят несколько значимых конкурсов и фестивалей. Деятельность по сохранению культурных традиций курирует министерство культуры Новосибирской области, руководствуясь национальными программами России по сохранению культурного наследия», — говорится в этноконфессиональном атласе «Новосибирская область: Народы, культуры, религии», подготовленном под руководством Ирины Октябрьской, этнографа, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, профессора НГУ, по заказу министерства региональной политики Новосибирской области.
Марина ШАБАНОВА | Фото из архива семьи МУХЛЫНИНЫХ
Материалы по теме:
Новосибирцы всё больше интересуются историей своей семьи и места, в котором они живут, — куда обращаться и какие ресурсы использовать?
Курья, Баган, Чаны, Сокур, Искитим… Краеведы из аула Нижнебаяновский Карасукского района составили словарь тюркской топонимики Новосибирской области и Алтая
В селе Казачий Мыс ищут свои корни, не верят легендам и хранят кости мамонтов
В маленьком селе, основанном двести лет назад, конструируют мотоблоки и переводят старые названия для словаря тюркской топонимики
Пять лет существует в Неудачино дом-музей Абрама Яковлевича Штеффена, единственный в своём роде за Уралом
В деревне Поротниково в рекруты «провожают», страшилки рассказывают и устраивают представления с погружением в быт русских старожилов Сибири