Удалю из друзей!
Современные педагоги стараются уйти от хрестоматийных фраз, заменяя их новейшими идиомами. Но многие безуспешно пытаются воспитывать учеников по старинке
Школьные годы чудесные ассоциируются у нас, в первую очередь, с классическими выражениями учителей из серии «а голову ты дома не забыл?» или «скажи нам всем — вместе посмеёмся». Причём эти выражения носили архетипичный характер, потому что использовались учителями на всех широтах нашей Родины, передаваясь, как фольклор, из поколения в поколение. Вместе с экспертами «Ведомости» решили узнать, верны ли традициям современные учителя, могут ли эти устойчивые идиомы навредить ребёнку и как минобразования НСО решает вопросы профессиональных компетенций педагогов?
Ирина, 35 лет: «В школе я часто болела и бесилась, когда приносила справку и классная при всех говорила: «Что, опять воспаление хитрости?». И у моего сына в классе учительница так говорит, когда кто-то в классе болеет. Такое ощущение, что они курсы по профессиональной речи где-то проходят. Я уже не говорю про все эти «а ты голову дома не забыл?» и «за тебя кто, Пушкин учить будет?». Моё поколение эти фразы воспринимало, как нечто само собой разумеющееся, а вот нынешние дети обижаются, у них личные границы более чёткие, чем у нас».
По нашей просьбе ученица одного из городских лицеев провела в своём классе опрос: «какие фразы учителя в твой адрес тебя обижают?» и «какие фразы, наоборот, приободряют?». После анализа анкет мы пришли к выводу, что в сфере «занижения самооценки» учителя по-прежнему не оригинальны — всё те же «я такого от тебя не ожидала», «ты не стараешься!», «ты скатываешься!» (со школьных лет интересовало — куда?), «вы самый худший класс!», «надо было слушать!» и так далее.
— Моя ученица проводила исследование «Средства повышения самооценки учеников в речи учителя», — рассказывает Ирина Зайдман, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания ИФМИП НГПУ. — Она посещала в школе разные уроки и пришла к выводу, что только единицы занимаются повышением самооценки учеников. Учителя в основном используют средства понижения самооценки, и мало того, что делают это не сознательно, так ещё и не желают это осознавать.
Вот характерные примеры, которые приводит Ирина Наумовна: «ты ОПЯТЬ забыл тетрадь!», «ты СНОВА не готов к уроку!», «Серёжа, КАК ВСЕГДА, в своём репертуаре!». Эти невинные на первый взгляд реплики носят оценочный характер и в психологии называются «методом генерализации», когда ребёнок становится жертвой стереотипного мышления учителя. Такие методы были характерны для советского периода, когда всех «чесали под одну гребёнку», потому что индивидуальность в коллективах не приветствовалась. Ирина Наумовна рассказывает, что преподаватели ИФМИП всегда стараются переключить студентов на позитивные замечания: вместо «опять забыл?» — «надеюсь, что завтра принесёшь», не «прекращай разговаривать» — «а ты с нами?».
— Мы все родом из своего детства, где такое поведение учителей было принято, — считает педагог. — И современные студенты очень часто неосознанно снимают кальку со своих школьных учителей, включая в свою речь подобные выражения.
Наш постоянный эксперт, семейный консультант Анна Весёлкина тоже уверена, что эти «воспитательные» фразы вылетают у учителей на автомате, но отсутствие фильтров может основательно навредить ребёнку.
— Современные дети более чувствительны, — считает психолог. — Они любое негативное высказывание в свой адрес воспринимают остро и могут обидеться. Вот, к примеру, расхожая фраза «с твоими знаниями тебе в первый класс нужно» — как мы на неё в своё школьное детство реагировали? Да никак, пропускали между ушей. А у нынешнего нежного поколения она может полностью обнулить все знания по этому предмету и привести к нежеланию ребёнка демонстрировать свои навыки или отвечать публично на вопросы.
Или вот ещё ситуация, когда учителю не понравился ответ ученика и на все его робкие «я учил» он отвечает категоричным «не верю!». Как говорит наш эксперт, такая ситуация может быть для ребёнка обидной и вызвать стресс или агрессию: возможно, существуют объективные факторы, почему ученик плохо отвечал. Может быть, он просто растерялся или не понял материал?
— Часто учителя говорят, что «это надо вам, а не мне», — продолжает Анна Весёлкина. — И это серьёзная ошибка, потому что учёба — это процесс двусторонний. Когда ребёнку формируют установку, что это надо только ему, — мол, помощи не дождёшься, то он может учёбу забросить по принципу «мне это тоже не надо».
Убрали гаджеты со стола!
Татьяна, преподаватель изобразительных искусств, 28 лет: «У меня очень непопулярный предмет — рисование. Поэтому мне приходится держать внимание класса. Когда я училась, мне тоже учительница говорила: «а учиться за тебя Пушкин будет?». Сейчас Пушкин не пройдёт, это архаика. Я когда захожу в класс, всегда говорю: «Убрали со стола все гаджеты, а то из друзей удалю!». Они смеются и убирают. Ещё любят, когда я им говорю: «погугли в голове»— ну, мол, поищи ответ на вопрос».
Татьяна в своём мнении не одинока: многие знакомые преподаватели, с которыми нам удалось пообщаться, считают что «классика жанра» стала для школьников настолько привычной, что они на неё больше не реагируют.
— Я стараюсь делать детям замечания из серии «береги здоровье смолоду», — рассказывает учительница русского языка и литературы Екатерина Мельникова. — К примеру, если ребёнок сгорбился или у него локоть во время диктанта свешивается. И вообще, я придумала своё ноу-хау: если в классе шумно — звоню в маленький колокольчик. А моя подруга хотела в свисток свистеть, но ей руководство гимназии запретило. Такие условные сигналы на детей действуют, а вот фразы «в классе шумно!» уже нет.
Екатерина рассказала, что молодые педагоги стараются от «крылатых фраз» избавляться. Во-первых, они не работают, во-вторых, морально устарели, а в-третьих, носят негативные оценочные характеристики. Кстати, по наблюдениям Ирины Зайдман, которая преподаёт в Институте повышения квалификации (ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО), педагоги действительно стараются менять свою риторику, уходя от привычной школьной парадигмы. Вот учительские «крылатые фразы» от наших лицеистов-экспертов, которые, окрыляют и мотивируют: «молодец, пять тебе!», «всё правильно сделала», «очень радует твой результат!», «отвечаешь каждый урок», «ты стал лучше учиться!», «вау! здорово! молодец!», «берите пример!».
— В последнее время появилась обратная связь между педагогами и родителями учеников, — дополняет картину консультант-психолог подросткового центра «Сильная личность» Светлана Васильченко. — И это заставляет педагогов идти на диалог с учениками, отбросив приказной тон. И дети расслабляться не дают — то на телефонную камеру урок снимут и в интернет выложат, то жалобу напишут. К учителю сегодня, к сожалению, относятся, как к сервисной услуге. С одной стороны, это уменьшает его ответственность за воспитание учеников, с другой — сводит на нет весь российский педагогический опыт.
Немалую роль в диалоге «родитель-учитель» играют и классные чатики: любая ситуация, произошедшая в школе, там бурно обсуждается. В том числе и учительские промахи. Хотя мы все должны понимать: учитель — это не промышленный станок с программным управлением и иногда имеет право на ошибку. Разумеется, если «ошибка» не лежит в сфере безопасности ученика. Как подчеркивает Ирина Зайдман, учитель в ответе за психологическую безопасность ученика и должен уметь скорректировать любую негативную ситуацию — в том числе распознать и предотвратить буллинг.
Эксперты-педагоги считают: учителю необходим постоянный профессиональный рост, иначе вероятен эффект «консервной банки», когда специалист начинает вариться в собственном соку и перестаёт критически относиться к себе и реальности. Кстати, в этом году Правительство России выделяет 15 миллиардов рублей на повышение квалификации учителей: по мнению вице-премьера РФ по социальной политике Татьяны Голиковой, каждый второй учитель сможет пройти обучение в рамках национального проекта «Образование». Серьёзный упор делается на молодых педагогов в возрасте до 35 лет — именно они должны стать «локомотивами» современной российской педагогики.
Министерство образования Новосибирской области уделяет пристальное внимание таким образовательным проектам, где учитель получает возможность быть в курсе всех новых веяний в современной педагогике и может закрепить навыки «безопасного» общения с детьми. Для этих целей на базе Института повышения квалификации проходят семинары и работают обучающие программы, где ежегодно повышают своё мастерство сотни учителей Новосибирской области. Кстати, минобразования НСО активно поддерживает Ассоциацию молодых педагогов Новосибирской области, главной целью которой является повышение профессиональных компетенций и совместная работа над «языком общения» между учителем и ребёнком.
ТОП «крылатых выражений» учителей
- А голову ты дома не забыл?
- Скажи всем, мы все вместе посмеемся!
- Оценку мне тоже на двоих поставить?
- Рты закрыли, а тетради открыли.
- Звонок прозвенел для учителя.
- Тебе что, особое приглашение нужно?
- Не сейчас, а сейчас же!
- А если завтра все пойдут с крыши прыгать — ты тоже прыгнешь?
- «Я» — последняя буква в алфавите!
- Ну, лес рук!
Наталия ДМИТРИЕВА
Материалы по теме:
Какой вред могут нанести родители своим детям излишним вниманием и гиперопекой?
На форуме «PROрегион» молодые люди разбирались с гендерными стереотипами и учились бесконфликтному диалогу
Участники форума «PROрегион» изучают язык вражды и хотят заострить внимание общества на проблемах школьного буллинга
Истории с хэштегом #немолчи, проект «Травли.нет» и кибердружина — как можно противостоять школьному буллингу?
«У тебя не руки, а крюки!», «Глаза б мои тебя не видели!»… Какие родительские фразы могут запустить у ребёнка негативный жизненный сценарий?
Новосибирские подростки втянулись в буллинг-игру, когда гонениям подвергаются сверстники в «неправильной» одежде.