30.09.20

Работать как Штирлиц

Гидрографу и краеведу Леониду ЧЕРНОБАЮ — 80 лет, он продолжает путешествовать, курирует проект «Пешком по области» и создаёт карту исчезнувших деревень.

25 сентября Леонид Чернобай отметил 80-летие. Путешественник, краевед, гидрограф, учитель географии и биологии, президент клуба «Ретротехника», член Союза журналистов России и Союза писателей России, в прошлом эксперт Общественной палаты Новосибирской области… Продолжать можно долго — биография у Леонида Прокофьевича богатая. Его знают главы районов, сельских поселений, директора музеев и школ, учителя истории и географии. В его «агентурной сети» почти триста адресов людей, неравнодушных к истории края. Сейчас его особенно занимают поиски исчезнувших поселений — деревень, заимок, малых сёл.

Крут, как правый берег

Две большие страсти Леонида Чернобая не отпускают его всю жизнь — увлечение ретротехникой и создание справочников. Леонид Прокофьевич знает все реки и озёра Новосибирской области, собрал и систематизировал материал по водным ресурсам. Среди написанных им книг — «Малые реки правобережья Оби», «Там, где течёт Иня…», «Река Бердь — жемчужина Салаирского кряжа», «Реки Новосибирского водохранилища» и другие. Как малые реки питают большую Обь, так эти книги наполнили большую работу в 550 страниц — «Гидрогеография и водные ресурсы Новосибирской области».

Начало путешествиям было положено в детстве, школьниками ходили они в походы, после войны палаток не было, на ночёвках разводили костёрок, а потом, сдвинув его, на прогретом месте расстилали телогрейку. Подростком зачитывался книгами Чарльза Дарвина, грезил экспедициями, мечтал побывать на Северном и Южном полюсах. Увлечение же краеведением имело вполне конкретное начало: на втором курсе естественно-географического факультета Новосибирского пединститута они отправились в поход в Камень-на-Оби, за неделю, пока стояли, уровень в Оби поднялся сантиметров на десять — шло затопление территории Новосибирского водохранилища, 1958 год. С тех пор много воды утекло, ушли на дно моря сёла и церкви, реки медленно, но верно меняют свои берега.

— В одной из передач в цикле «Пешком по области» на ОТС, которую ведёт Анатолий Харитонов, а я курирую и координирую, речь шла о Тарадановском яре в Сузунском районе. Я рассказывал, почему у нас подмывается правый берег. Земля вращается с запада на восток, поэтому правый берег у рек, текущих на север, крутой. Как вы знаете, Красный Яр есть и в Ордынском, и в Новосибирском районах. А левый берег как бы подрастает, но так медленно, что мы этого не замечаем, — рассказывает Леонид Прокофьевич. — В южном же полушарии наоборот — левый берег рек крутой. В географии это называется Кориолисова сила — отклонение всех частиц, в том числе и водных, и воздушных, что объясняется вращением Земли вокруг своей воображаемой оси.

Сибирь осваивалась по рекам — голубым дорогам. Здесь и рыба, которая кормила население, и животные, которые, приходя на водопой, становились добычей охотников, здесь и многочисленные виды птиц. Вся жизнь сосредоточена у воды или в воде. Леонид Чернобай пишет об этом в своих книгах, а затем передаёт их в школы и библиотеки, чтобы расширять представления о географии родного края. Сам он 30 лет (1962–1992 годы) преподавал в 156-й школе географию и биологию, организовал туристический кружок и водил разновозрастные группы школьников по области, обучал спортивному ориентированию, увлёк лыжными походами. Он до сих пор помнит своих учеников, общается с ними.

«Леонид Прокофьевич, вы всегда были и остаётесь для нас самым настоящим другом, добрым и искренним старшим товарищем, авторитетом, примером, что называется, “делать жизнь с кого”, — пишут в поздравлении к 80-летию выпускники 1972 года. — И пусть лишь единицы из нашего выпуска стали учителями, а большинство выбрало иные жизненные пути, мы все без исключения, до сих пор точно знаем, каким должен быть учитель… Мы до сих пор питаемся вашей энергией, целеустремлённостью, жизнелюбием, наслаждаемся вашим юмором и артистичностью, учимся у вас любить и знать родную природу, любимую Сибирь и нашу — Новосибирскую область…»

684 реки и 1 082 озера входят в реестр водных ресурсов Новосибирской области, созданный Леонидом Чернобаем.
Десять кругосветок

На своём «Шевроле» Леонид Прокофьевич намотал 210 тысяч километров по области — это пять экваторов. Если посчитать с поездками на «Урале» и «Нивах», получится около 400 тысяч, или десять кругосветок (длина экватора — 40 тыс. км). За 62 года его личных наблюдений Новосибирская область менялась, и не всегда в лучшую сторону. Создавались какие-то рукотворные водные преграды и водоёмы, как, например, Кулундинский канал — красивое сооружение с бетонированным ложем и системой насосных станций, качавших воду на более высокие участки рельефа. Леонид Чернобай рассказывает, что во второй половине ХХ века канал был знаменит и сейчас его хотят возродить. Но не всё так радужно.

— В Оби мы ещё до ГЭС ловили на крючки стерлядь и кострюков, сейчас их нет, потому что рыба не имеет возможности идти на нерест в верховья. С другой стороны, что-то переменилось и к лучшему. Одно я точно знаю — не нужно вмешиваться в природу, тогда всё будет нормально.

Все эти идеи с поворотом рек сейчас — большая глупость. Река вырабатывает себе русло в течение тысячелетий. Как например, Обь — на первой стадии формирования водного потока, стекая с Алтая, уходила на запад и терялась в песках, затем, когда начал таять ледник, она пробилась дальше и стала притоком Иртыша, а на третьей стадии всё-таки пропилила себе путь в районе Камня-на-Оби и пошла на север, тогда Иртыш уже стал притоком. И если считать с Иртышом, то наша Обь — самая большая река в России. География вообще интересная наука. Это просто отношение к ней было такое ещё со времён Митрофанушки Фонвизина: кучер знает, он довезёт… Открытия и сейчас совершаются. Скажем, вспучивания, или гигантские воронки на Ямале и Таймыре — результат изменения климата.

От «Руссо-Балта» до «Волги»

В Новосибирске Леонида Чернобая знают как одного из первых новосибирских байкеров и основателей ретро-движения. Мотоцикл он гонял уже с конца 1950-х. И вот уже много лет является президентом клуба «Ретротехника», основанного в 1978 году. В конце прошлого века они с Николаем Строганцевым привезли в Новосибирск из Усть-Каменогорска первый корпус «Шевроле» довоенного производства, потом нашли ГАЗ М-1 — знаменитую «Эмку», собрали, довели до ума. С этого и началось ретродвижение, стали приходить люди интересующиеся, появились самодельщики. Движение ширилось, пополнялось, разбивалось на группы и объединения. Ретромашинами обзавелись мэр Москвы и глава государства. Так мода на старинные автомобили распространилась по всей России.

Автомобиль старше 40 лет считается старинным, а не старым: к примеру, «Жигули» 1977 года — это уже ретротехника.

Материалы по теме

Полный ГАЗ

Почему «Москвичи» стали четырёхдверными, зачем на радиаторе «Волги» маршальская звезда и на какой машине стояла первая в СССР коробка-автомат: тайны нового новосибирского музея

— Подошло время создания музея, этим занялся активный член нашего клуба, председатель клуба «Ретротехника» Владимир Курдюмов. Он был создателем мастерской по восстановлению ретроавтомобилей, а сейчас владелец частного музея на Мочищенском шоссе, 1/1. Там есть очень интересные экземпляры, в том числе «Руссо-Балт» — машине больше ста лет, их в России всего три. Это первые российские автомобили, их выпускали в начале прошлого века, а потом Гражданская война, НЭП, и всё свелось на нет, — рассказывает Леонид Чернобай. — Отечественное автомобилестроение никак не складывалось. Купили у американцев патенты на автомобили и начали выпускать полуторку — ГАЗ-АА, потом «Эмку» — чистый «Форд», затем дело дошло до сталинских «Пакардов». Почему у нас не сложилось? Всё потому, что начали мы не с того, да и историческая ситуация так складывалась. На территории США не было войн, поэтому и были созданы «Дженерал моторс», «Бьюик», «Паккард» и другие фирмы автомобилестроения. А Европа всё время воевала. Единственный наш автомобиль, который имел спрос на мировом рынке, — «Волга» ГАЗ-21. Было выпущено три серии и 27 моделей, автомобиль экспортировался в 72 страны, наша «Волга» имела свою индивидуальность, дизайн и преимущества — нечто среднее между представительским и народным автомобилем… А сейчас уже созданы совместные предприятия, и у нас собираются «Мерседес» и «БМВ». Мой автомобиль «Шевроле Ланос» — разработка «Дженерал Моторс», выпускалась сначала в Южной Корее, а потом в Запорожье на Украине. На моей машине коробка передач и двигатель из «Опеля». Престижными были японские машины — «Тойота», «Хонда», «Мицубиси». Сейчас китайцы вышли на такой уровень, что уже потеснили и их.

В прошлом году Леонид Прокофьевич продал свою 21-ю «Волгу» и на вырученные деньги напечатал второй тираж книги «Гидрогеография и водные ресурсы Новосибирской области». С нынешним министром образования Новосибирской области Сергеем Федорчуком, в бытность его директором Городского информационного центра «Эгида», они запустили электронную страницу сибирского краеведения. Часть книг Леонида Чернобая выпустил тогда департамент образования мэрии Новосибирска, а сейчас и этой помощи нет.

Только на импровизированной домашней выставке 17 книг, написанных и изданных Леонидом Чернобаем. На самом деле их больше, иные пережили уже третье издание — например, «Популярный медико-биологический словарь», пользующийся спросом у студентов и школьников, планирующих пойти учиться на врача. Два года назад на собственные средства (учительская пенсия — 17 тысяч рублей) и помощь единомышленников Чернобай выпустил итог всей своей краеведческой работы — «Справочник краеведа Новосибирской области», а к нему и «Словарь краеведа», чтобы юным исследователям были понятны термины: скажем, если речь идёт об орографии, что такое вершина, склон, пик или подошва горы. Писать справочники непросто, уверяет Леонид Прокофьевич. Человек энциклопедических знаний, он тщательно проверяет каждую цифру и факт, свои рукописи перед изданием непременно показывает специалистам, у каждой книги свой рецензент, а то и несколько — доктора и кандидаты наук.

197 объектов вошли в «Справочник краеведа Новосибирской области» — это наиболее интересные археологические, палеонтологические, архитектурные и природные памятники.

— Мне очень хочется, чтобы люди посещали эти замечательные места, а не только стремились куда-то на Мальдивы. Я сам объездил всю область, видел все эти прииски, угольные бассейны, памятники природы, пещеры. Мне всё это очень интересно, и до сих пор манит, — признаётся Леонид Чернобай. — Сейчас с моим давним другом Александром Глушко, инженером-картографом, с которым мы знакомы с 1971 года, начали выпускать карты по районам области — серия «Новосибирская область. Районные центры с каждым домом». Но самая главная наша работа — это создание карт районов по поселениям, которых уже нет. Мы сделали такие карты для двух районов — Маслянинского и Болотнинского. Это очень сложная скрупулёзная работа, нужна помощь на местах, нужны финансы. В Маслянинском районе нам помог глава Павел Григорьевич Прилепа, в сельсоветах организовали встречи со старожилами. За всю историю района на его территории было 406 населённых пунктов, а осталось 30. Знаете, как сложно искать! Много неясного, неопределённого, я как Штирлиц работаю. 15 лет этому посвятил, но я не мучаюсь, конечно, люблю это дело. Хотя помощь очень нужна.

Марина ШАБАНОВА | Фото автора

back

Материалы по теме:

28.12.23 Едем на Суенгу!

Лисьи норки, Ежула и Барсуково — как сделать занимательной географию Новосибирской области?

01.12.20 Разговор с городом

Экскурсовод Евгений АНТРОПОВ — о коллективной городской памяти, географической мифологизации и гоп-стайле

26.05.20 Как я попал в историю

Замдиректора Музея Новосибирска Александр КОШЕЛЕВ о том, как он придумывал гербы области, защищал культурное наследие и чуть не ушёл в географию

22.03.18 Из космоса — в Новосибирск

Директор Музея города Елена ЩУКИНА о том, почему музей Юрия Кондратюка стал музеем Новосибирска, как прошло первое в России ночное открытие памятника и чем интересна калошница.

up