Оно того стоит
Директор Новосибирского музыкального театра Леонид КИПНИС — о фестивале «Другие берега», природе вокалиста и российской композиторской школе
Театральные фестивали новосибирская публика всегда ждёт с придыханием — для многих это единственная возможность увидеть прогрессивные кросс-жанровые спектакли, обласканные российской критикой. Вот и фестиваль музыкальных театров «Другие берега» уже манит своей афишей, обещая погружение в современный контекст, где каждый спектакль станет актуальным высказыванием. Его организатор — Новосибирский музыкальный театр, разработавший концепт фестиваля в начале 2000-х. «Ведомости» поговорили с директором театра Леонидом Кипнисом.
— Фестиваль музыкальных театров — это достаточно редкое явление в театральной среде. В первую очередь, в силу своей дороговизны: не каждый город, а тем более театр, готов принимать у себя спектакли в их полном технологическом объёме — с оркестром, балетом, артистами, театральными цехами и полным набором декораций. Можно, конечно, позволить себе усечённый вариант, предложив солистам работать под фонограмму, но для нас это неприемлемо. Мы стараемся не действовать по принципу антрепризы, когда на сцену выходят несколько артистов в костюмах из подбора, пытаясь поразить зрителя своими медийными именами. Вообще, отношение московских антрепризных артистов к нашей публике несколько снисходительное — мы часто с этим сталкиваемся. Поэтому когда мы с коллегами в начале 2000-х начали разрабатывать концепцию фестиваля «Другие берега», то сразу поставили цель — наш зритель должен видеть фестивальные спектакли во всём их сценическом великолепии, без купюр. Я горжусь тем, что нам удалось в своё время привезти «Белый. Петербург». Это спектакль Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, очень достойный, богатый на актёрские находки, но — дорогой. Или знаменитый, красивый и ироничный спектакль «Всё о Золушке» Московского театра мюзикла на музыку Раймонда Паулса. И у нас много таких примеров. «Другие берега» будут проходить уже в четвёртый раз, определённый опыт работы над афишей уже накоплен.
— Прошлый фестиваль у нас получился очень достойным: мы его проводили в тесном сотрудничестве с «Золотой маской», объединив даже не творческие, а финансовые усилия. Помню, каким тёплым и прекрасным получился у нас «Вечер российских композиторов», который мы проводили в рамках фестиваля, — на нём звучали композиции практически всех российских композиторов, которые работают у нас сегодня. Максим Дунаевский, Александр Журбин, Евгений Загот, Александр Пантыкин, Владимир Баскин, Ким Брейтбург и, конечно, новосибирский молодой композитор Андрей Кротов, поставивший в нашем театре большой серьёзный спектакль «Зори здесь тихие». Этот спектакль стал для Андрея настоящей «путёвкой в жизнь», сегодня он широко шагает, чему я, безусловно, рад.
— В этот раз мы проводим «Другие берега» за счёт средств нашего областного бюджета — министерство культуры Новосибирской области пошло нам навстречу, и низкий им за это поклон. На эти деньги мы создали афишу по своему вкусу, выбрав произведения, которые интересуют нас. Мы не стали руководствоваться принципом «с миру по нитке», собрав некую музыкальную панораму, нет. Основная идея нашего фестивального концепта — показ спектаклей, написанных и поставленных в последние десять лет, что даст зрителю глубокий срез театрально-музыкального дела в России. Нас очень интересует, как развивается композиторская школа в нашей стране, чем сегодня живёт современный музыкальный театр в контексте мюзикла и музыкальной комедии? Мы умышленно себя ограничили этими рамками, решив оставить оперное искусство мастодонтам, которые этим занимаются. Но мне кажется, что сегодня жанр мюзикла и музыкальной комедии постепенно «затухает», всё меньше композиторов пишут музыку, потому что им хочется её писать по велению души. Сегодня во главе угла — заказ. «Заплатите деньги, и я напишу вам то, что вы хотите». Но не все театры готовы рисковать своими бюджетами: практика показывает, что потраченные большие деньги не всегда приносят такой же большой зрительский успех. Поэтому мы взяли пять работ современных композиторов, которые уже заслужили зрительскую любовь. Это спектакли Андрея Кротова, Александра Пантыкина, Александра Рагулина, Владимира Баскина и Ольги Шайдуллиной.
— Я думаю, что зритель оценит жанровое многообразие нашего фестиваля: достаточно внимательно изучить афишу, чтобы понять, что каждый найдёт спектакль по душе. Думаю, что молодёжь, несомненно, заинтересует спектакль «Преступление и наказание» московского Рэп-театра: ритм, рэп и аутентичный текст Достоевского — уже интересно и многообещающе. Большие ожидания мы возлагаем на «золотомасочный» мюзикл «Семейка Аддамс» — Тюменский Большой драматический театр привезёт нам ужастик, и это очень яркое и необычное зрелище. Пермский академический Театр-Театр в спектакле «Антигона» расскажет зрителю известную архетипичную историю, Алтайский музыкальный театр покажет мюзикл «Доходное место», а Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии порадует красочным «Балом воров». Несомненная жемчужина афиши — первая российская версия бродвейского мюзикла «Иосиф и его удивительный плащ снов» Эндрю Ллойда Уэббера в постановке Алексея Франдетти. И это, конечно, далеко не всё — изучайте афишу, приходите, будем рады! Конечно, эта фестивальная неделя будет для театра большим испытанием: мы перейдём на круглосуточный режим работы, когда все ночи напролёт возле театра будут загружаться и разгружаться фуры с декорациями и оборудованием. Мне искренне жаль жителей близлежащих домов, вот такие у нас фестивальные издержки. Но оно того стоит, поверьте.
— Особенность музыкального театра ещё и в том, что мы в более тяжёлом положении, чем драматический. Дело в том, что драматический театр ставит спектакль, за редким исключением, на один состав. А мы вынуждены держать в «сценическом тонусе» два, а то и три состава — природа вокалиста такова, что у него сегодня может быть фонастения, а завтра что-то ещё, а значит, он не сможет отработать спектакль, и его срочно нужно менять на дублёра. Но эта особенность нам здорово помогла, когда мы попали в сезон пандемии. Драматические театры были вынуждены снимать спектакли, а мы держались.
— Есть такой конкурс «Звезда театрала» — он проходит онлайн. Это голосование за лучший проект — музыкальный, драматический, кукольный или оперный. А потом на сцене театра имени Вахтангова определяют победителей этого конкурса. В прошлом году мы участвовали в номинации «Лучший детский спектакль» и получили статуэтку Мима за лучший детский спектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе». Спектакль отличный, сделанный с юмором, зритель его оценил по достоинству и проголосовал за него. А в этом году мы стали уже рангом повыше — единственные из Новосибирска номинированы как «Лучший региональный театр». В конкурентах у нас — театр из Ярославля, но если наш зритель решит своим голосом, что мы — лучшие, то будем очень признательны. Хочу сказать, что для нас уже сам факт номинирования — большое достижение.
— Наш спектакль «Великий Гэтсби» номинирован в конкурсе «Музыкальное сердце театра» в 15 номинациях из 18 — мы, конечно, не ожидали такого количества номинаций, приятно. Но конкурсы — вещь коварная, никогда не знаешь, что выстрелит, а что нет. Да, мы, конечно, не прогадали, когда повезли на «Золотую маску» нашего «Фому», но дальше загадывать ничего не будем. Конкурс будет проходить в Екатеринбурге, мы номинированы, а дальше — как жизнь сложится. Будем надеяться, что прекрасно!
Материалы по теме:
Директор Новосибирского музыкального театра Леонид КИПНИС — о «Других берегах», фестивальном кредо и оригинальности постановок
Премьеры, ремонт фасада и лучшие мюзиклы на «Других берегах» — чем порадует зрителей Новосибирский музыкальный театр в новом сезоне?
Что хранится в карманах сцены и как артистам «ставят» синяки? Путешествуем по закулисью музыкального театра
Рэп-батлы, неизвестный Уэббер, древний архетип и импортозамещение — в Новосибирске завершился фестиваль «Другие берега»