Свежий ветер Петербурга
Директор Новосибирского музыкального театра Леонид КИПНИС — о «Других берегах», фестивальном кредо и оригинальности постановок
Фестиваль «Другие берега» — это театральная визитная карточка Новосибирска, где каждый спектакль погружает зрителя в современный контекст, помогая зрителю увидеть широкую панораму лучших российских проектов. Для новосибирской публики это всегда шанс выйти на большую сцену эмоций и впечатлений, чтобы почувствовать себя частью масштабного события и увидеть самые лучшие кросс-жанровые спектакли, снискавшие высшие оценки авторитетных российских критиков. В этом году фестиваль в пятый раз объединит лучшие театральные коллективы России, критиков, экспертов и зрителей благодаря постоянному организатору — Новосибирскому музыкальному театру. «Ведомости» поговорили с директором театра Леонидом Кипнисом.
— Фестиваль музыкальных театров был и остаётся достаточно редким явлением для театрального пространства в целом. Это очень дорогое удовольствие — привезти в город спектакли в их полном технологическом объёме, когда зритель видит не усечённую антрепризную картинку с костюмами из подбора, а аутентичное театральное действие. У нашего фестиваля кредо: никаких фонограмм — только оркестр, только живой звук, потому что музыкальная часть должна быть не менее выразительной и яркой, чем видеоряд, который транслируется со сцены. Могу сказать с уверенностью, что впервые на фестивале будут представлены спектакли такого большого масштаба. К примеру, в одном только мюзикле Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии «Пётр I» будет задействовано 175 человек.
— В этот раз зритель вновь увидит спектакли, которые идут при постоянном аншлаге на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. И афиша составлена таким образом, что новосибирцы наверняка почувствуют свежий петербургский ветер: мы открываемся мюзиклом «Пётр I» от Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, а закрываемся «Декабристами» Свердловского академического театра музыкальной комедии. Кстати, в «Петре I» публику ожидают масштабные видеоэффекты, сейчас специально арендуем большой экран. Эта постановка была приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I, которое отмечалось в России в 2022 году. На мой взгляд, известный российский драматург Константин Рубинский и один из именитых американских композиторов XXI века Фрэнк Уайлдхорн сумели передать масштаб личности Петра — это настоящий блокбастер, где играют любимые публикой артисты. Подчеркну, что V Всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега» проводится в рамках национального проекта «Культура» и при поддержке министерства культуры Новосибирской области.
— Мы всегда стараемся удивить зрителя жанровым многообразием фестиваля: в нашей афише каждый найдёт спектакль по душе. На прошлом фестивале молодёжь (и не только) была в восторге от рэп-мюзикла «Преступление и наказание» московского «Рэп-театра». В этом году мы решили повторить успех и привезли ещё один рэп-мюзикл этого театра — теперь зрители встретятся с князем Мышкиным и Настасьей Филипповной. Спектакль «Идиот» продолжает развивать миссию «Рэп-театра», когда классические тексты «переводятся» на понятный и близкий для молодёжи язык. Специально для спектакля поэт Лев Киселёв создал 10 рэп-треков — это очень свежая и в то же время бережная работа с романом Достоевского. На «Идиота» ещё есть билеты, торопитесь. Ещё одним ярким фестивальным событием станет показ спектакля «Человек, который смеётся» — это такая чёрная комедия по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго, которую поставил московский театр «Лестница», где много красивой музыки, сатиры и любви к Гюго. На сцене театра «Глобус» состоятся два показа экспериментального спектакля «Реверс» Московского театра мюзикла — очень технологично сложный спектакль, он на нашей сцене не встанет. «Реверс» трудно отнести к какому-то определённому жанру, скорее это сплав между драматическим и физическим театром, хореографией и акробатикой. Здесь речь идёт о человеческом существовании в каком-то замкнутом пространстве. И это исследование человеческого духа и тела. «Рождественская история» — это кукольный мюзикл, который поставил режиссёр Алексей Франдетти в театре кукол имени С. В. Образцова. Хорошая режиссёрская работа. Завершим фестиваль грандиозно — мюзиклом Евгения Загота «Декабристы», где история о декабристах превратится в новый театральный миф.
— О последней премьере нашего прошлого театрального сезона — мюзикле Ульяны Стратонитской и Нонны Кротовой «Солнечный удар» — хочу сказать особо. Мы его тоже покажем в контексте фестиваля, и он, конечно, уникален. Вы, наверное, помните, что рассказ Ивана Бунина «Солнечный удар» очень короток? И такой, я бы сказал, лирический, хороший, но не особенно притязательный. Но мы сделали совершенно другой спектакль, где есть отголоски и дневниковых записей Бунина «Окаянные дни», и его романа «Жизнь Арсеньева», а особо вдумчивый и литературно подкованный зритель увидит в нём ещё и аллюзии на шпионские исторические романы. И получилось, на мой взгляд, очень интересно. Когда личное переплетается с трагическим историческим контекстом, случается совершенно неожиданный эффект. С одной стороны, лирическая пронзительность, с другой — общая глобализация трагедии, происходящей на глазах героев.
— Будет и фестивальная офф-программа, интересная не только профессионалам музыкального театра, но и широкой публике. С участниками и гостями фестиваля встретятся композитор Евгений Загот, режиссёр Алексей Франдетти, театральный критик Йосси Тавор. Будут и пресс-конференции, и круглые столы, посвящённые проблемам современного музыкального театра с обсуждением показанных на фестивале спектаклей.
— Уникальность нашего театра в том, что мы не ставим те спектакли, которые идут на всех сценах, а потом кочуют из театра в театр. Мы создаём авторский театр, где ставятся совершенно оригинальные произведения, потому что мы работаем со своими драматургами, композиторами и режиссёрами. И практически каждый наш премьерный спектакль становится мировой премьерой, которые нигде до нас не ставили. Не будем далеко ходить за примером — спектакль «Два капитана», над которым работала чета Андрея и Нонны Кротовых, драматурга и композитора, которые с удовольствием с нами работают по нашему заказу, по нашим идеям. Конечно, в основу лёг роман Вениамина Каверина «Два капитана», который известен многим читателям. Я в своё время видел в Москве тот замечательный спектакль, который был создан по мотивам романа, мюзикл под названием «Норд-Ост». Да, за «Норд-Остом», к сожалению, тянется печальный шлейф трагических для всей страны событий, и эта история наложила свой отпечаток на этот мюзикл, но мы решили создать собственную версию спектакля. Андрей и Нонна прекрасно справились со своей задачей. Мы в последнее время работаем с композиторами и драматургами только по заказу, заранее обговаривая с ними наши цели, задачи и пожелания. Сегодня никто не хочет работать в стол — ни драматурги, ни композиторы. Всем нужна уверенность в завтрашнем дне.
— По решению экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая маска» мюзикл Ульяны Стратонитской и Алины Байбановой «Человек, нашедший своё лицо» прошёл предварительный отбор по видеозаписи и получил статус «Соискатель». Следующий этап конкурса — приезд членов экспертного совета для очного просмотра спектакля на сцене нашего театра. А спектакль «Два капитана» вошёл в лонг-лист Международной ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда театрала-2024» в номинации «Лучший музыкальный спектакль».
Материалы по теме:
Премьеры, ремонт фасада и лучшие мюзиклы на «Других берегах» — чем порадует зрителей Новосибирский музыкальный театр в новом сезоне?
Что хранится в карманах сцены и как артистам «ставят» синяки? Путешествуем по закулисью музыкального театра
Рэп-батлы, неизвестный Уэббер, древний архетип и импортозамещение — в Новосибирске завершился фестиваль «Другие берега»
Директор Новосибирского музыкального театра Леонид КИПНИС — о фестивале «Другие берега», природе вокалиста и российской композиторской школе