27.06.23

Почувствуй себя звездой

Что хранится в карманах сцены и как артистам «ставят» синяки? Путешествуем по закулисью музыкального театра

Новосибирский музыкальный театр ведёт свою историю со 2 февраля 1959 года, когда состоялась премьера оперетты «Вольный ветер», тогда ещё в составе оперного театра. А через год труппа оперетты переехала в летний кинотеатр в Центральном парке.

За эти годы здание существенно преобразилось, при этом использовались в основном внутренние ресурсы. Так сейчас разрабатывается проект малой сцены — в помещениях, освободившихся со строительством модуля для цехов и хранения декораций. К слову, музтеатр принёс Новосибирску самое большое количество «Золотых Масок» — 15, две из них представлены в фойе НМТ.

Этим летом Новосибирский музыкальный театр ждут большие перемены. Предстоит капитальный ремонт фасадов, с южной стороны здания он уже идёт. В зале заменят зрительские кресла, которые прослужили больше 20 лет, а оркестровая яма симфонического оркестра станет глубже на метр — этого требует гармонизация акустики.

Театр готовится к мировой премьере мюзикла Ульяны Стратонитской «Человек, нашедший своё лицо» по одноимённому фантастическому роману Александра Беляева. Остались считанные часы до премьеры — показы пройдут 28 и 29 июня. Успешный комик Антонио Престо, звезда голливудской киностудии, человек с уродливым лицом, но ранимой душой, решает изменить внешность... Яркое визуальное решение спектакля создала художница Екатерина Малинина, выставка её эскизов размещена на театральной лестнице.

Путешествия по закулисью сегодня — один из трендов театрального туризма. На сцене уже собирают декорации к завершающей 64-й сезон экспериментальной постановке. Зрителям на экскурсии показывают, как устроена сцена, как крепятся декорации и что хранится в карманах сцены. Оказаться на сцене любимого театра для многих — давняя мечта.

В пошивочном цехе всё сверкает и блестит. Солистка театра Алина Шайхеева рассказывает, как во время спектакля приходится за считанные минуты менять наряд. В «Смешной девчонке» исполнительница роли Фанни Брайс переодевается 14 раз! А если учесть, что занято два состава, — получается 28 костюмов плюс наряды для других солистов, хора и балета. Накануне премьеры цеха работают как настоящая фабрика. На каждого артиста свои мерки, а обувь изготавливается по индивидуальным колодкам из натуральной кожи.

 

Декорации хранятся в отдельном модуле. «Римские каникулы», «Одиссея капитана Блада», «Бременские музыканты», «Алиса в стране чудес» — целые миры, в которых воплотилась фантазия создателей. Но чего стоят декораторам и бутафорам все эти чудеса! Так, металлизированная ткань декораций, застывших, как само время, в спектакле «Я — Эдмон Дантес. Монте-Кристо» исколола пальцы мастериц. Модуль был открыт год назад, а до этого декорации хранились под открытым небом, говорят, «Мистера Икса» приходилось выдалбливать из льда.

Живописное место — бутафорский цех. Начальник отдела маркетинга Дарья Жбанова показывает голову хрюшки Ангела из «Отпетых мошенников». «Некоторые детали костюмов изготавливают бутафоры. Артисты хора признаются, что в этой маске очень комфортно работать», — продолжает знакомить зрителей с «кухней» закулисья наш гид. Бутафоры — мастера иллюзий: попробуйте в «Великом Гэтсби» отличить настоящие страусиные перья на шляпках от их имитации на огромных пальмах.

Солист-вокалист, по совместительству заведующий труппой Евгений Поздняков показывает, как артисты накладывают грим. По ходу импровизированного мастер-класса юная зрительница превращается… в хулиганку, а синяк под её «подбитым» глазом проходит все стадии развития. Артисты, конечно, умеют работать с гримом, но профессиональные мастера перевоплощений — гримёры-постижёры. Кроме владения искусством преобразовать внешность, они создают причёски, изготавливают парики, бороды и усы. И в этом смысле очень показательна оперетта «Ночь в Венеции» — одна из самых красивых постановок Новосибирского музыкального театра.

На экскурсии вам представится возможность побывать в самом сердце театра — радиостудии, откуда вещает свои программы радио Музком. Здесь можно посидеть в кресле ведущего, услышать, как звучит ваш голос в наушниках, а главное — ощутить пульсацию эфира. Особое покрытие стен, рассчитанное на полную изоляцию от внешнего шума, только кажется ощетинившимся ежом, на деле — мягкое на ощупь.

Радио Новосибирского музыкального театра существует больше 10 лет. Музком выдаёт в эфир программы и концерты, ведёт трансляции. Солист театра и радиоведущий Вадим Кириченко создал уникальную радиоволну, которую сегодня слушают по всему миру. «Это был вход на зрительский балкон. Сейчас здесь находится место радиооператора и студия прямого эфира радио Музком. Отсюда идёт вещание», — рассказывает Вадим.

Рабочее место тифлокомментатора в радиостудии. Если для людей с нарушением слуха существует сурдоперевод, то для слушателей, которые плохо видят, но очень хорошо воспринимают информацию на слух, существует тифлокомментирование. Зрителям раздают маленькие приёмники с наушником на одно ухо. Тифлокомментатор рассказывает о том, что происходит на сцене: открывается занавес, на сцене герой и героиня, на герое красивый сюртук и шляпа, на героине — красивое ажурное платье... Задача комментатора — уложиться в музыкальное вступление и между номерами артистов. Кстати, слушателям с собаками-поводырями театр предлагает расположиться в ложе.

Балетный зал — единственное место для репетиций, занятий и тренировок. «Когда начинается работа над спектаклем, в этом зале собираются все цеха — солисты, хор, балет. Глядя в зеркало, артисты оттачивают движения и жесты, видят себя, как видят их зрители, — рассказывает Дарья Жбанова. — Несмотря на то, что нас называют лёгким жанром, наши артисты поют, танцуют, ходят на голове и для этого им нужно поддерживать себя в форме. У нас очень молодая и красивая труппа».

В гараже стоят брендированные «ГАЗели» с портретами солистов, в театре их называют «трупповозки» — от слова «труппа». Ездить приходится много, и не только в своём регионе. Новосибирский музыкальный театр знают во многих городах России и мира. Сейчас все мысли о премьере, и выходных почти нет, зато после — традиционный театральный отпуск до середины августа. А дальше большие планы: гастроли в Пермь с «Фомой», поездка с концертом оперетты в Узбекистан, участие во всероссийском фестивале «Видеть музыку» в Москве со спектаклем «Опасные связи».

Почувствовать себя звездой, примерить шляпки и образы, побывать внутри чуда, оставить на память впечатления и фотографии — приглашает Новосибирский музыкальный театр, правда, теперь уже в новом 65-м сезоне. Билеты — на сайте muzkom.ru и в кассе театра.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up