27.04.17

Галопом по Европам

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

Светлана Королькова с мамой, мужем и дочкой.

Соревновательный азарт


— Светлана Викторовна, как вы пришли в профессию?

— Началось всё достаточно просто. В детстве любила «учить» своих кукол, а потом и мысли другой не возникало о том, кем быть, — только учителем, хотя раньше в нашей семье педагогов не было. Моя юность пришлась на сложные девяностые годы, когда в финансовом плане всё было очень непросто. Сначала я закончила с отличием Черепановское педучилище, во время учёбы там получила губернаторскую премию. Ровно 20 лет назад в таком же огромном зале мне вручал её губернатор Виталий Муха. Училище дало мне хорошую базу в плане методики и дидактики. Потом окончила пединститут и вот уже девятнадцатый год работаю в маленькой сельской школе, где учится не больше 75 детей. Что интересно, нас в семье четверо — три сестры и брат, при этом трое стали учителями.

— Что для вас было самым сложным на конкурсе?

— Я участвовала в разных конкурсах, очных и заочных, но на конкурс областного масштаба вышла впервые. О победе не думала — моя цель была войти в десятку лучших, поэтому выход в пятёрку и последующая победа были для меня полной неожиданностью. А самым сложным был урок в незнакомом классе. Я не так боялась конкурсных мастер-класса, эссе и методсеминаров, как урока. Ведь только на уроке учитель раскрывается как профессионал.

Представьте: у нас в селе в классах по 8—10 человек, а тут сразу 30. Совсем другой формат и другое общение. Но новосибирский лицей №200, где проходил этот урок, — замечательная площадка для конкурса, его директор Надежда Дергилева и дети всячески поддерживали нас, за что им огромное спасибо. Мне досталась непростая тема — урок «Природа Северной Америки» в 7-м классе. Представьте, что за 30 минут надо изучить рельеф, климат, внутренние воды, органический мир, да так, чтобы у детей в голове остался целостный образ материка. Конечно, вначале были и волнение, и тревога. Но как только дети зашли на перемене в класс, они сразу подошли ко мне, мы стали общаться, и я поняла, что всё получится. Так и вышло.

— Как будете готовиться к всероссийскому этапу конкурса?

— Он пройдёт в сентябре, и больше я пока ничего о нём не знаю. Но моя жизненная позиция — смотреть на шаг вперёд. Когда я готовилась к районному этапу, то наблюдала за областным уровнем, когда готовилась на область — стала смотреть на то, как работают люди в Москве; возможно, это тоже помогло мне победить. Теперь надо бы посмотреть на международный уровень, но такого в нашем конкурсе нет.

Между извозчиком и Гуглом

— Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель XXI века?

— Мы много рассуждаем о том, каким должен быть современный ученик — самостоятельным, креативным и так далее. Но недаром говорят, что за знаниями пойдёт не каждый, а за личностью — каждый. Так вот, учитель и должен быть такой личностью, за которой пойдёт ребёнок. Мои дети на уроках никогда не шумят и не проказничают — видимо, потому что я никогда не повышаю на них голос. И на конкурсном уроке, когда в один момент дети зашумели, я по привычке повернулась к ним и сказала «тсссс!», как делаю это в своём классе. И класс сразу замолчал!

Конечно, учитель должен быть эрудированным во всех областях — дети уважают начитанных учителей, которые могут разбираться в политике — хотя бы на элементарном уровне, в современной моде, смотрят те же фильмы, что и они. Я тоже смотрю такие фильмы, не всё в них нравится, но я должна знать, что любят дети, чтобы понять, как их можно повернуть в другую сторону.

— Ещё 200 лет назад многие сомневались в необходимости изучения географии: «А извозчики-то на что?» — говорила мама фонвизинского Митрофанушки. А как заинтересовать детей этой наукой в эпоху навигаторов и гугл-карт, которые у каждого в кармане?

— Конечно, теперь нет необходимости подробно учить детей ориентироваться на местности и не надо в деталях рассказывать о природе каких-нибудь Анд — дети и сами найдут сколько угодно информации о них. Не случайно по новым стандартам географию перевели из естественных наук в общественные. Цель географа — научить смотреть на свой предмет в мировом масштабе, чтобы дети увидели мир во всех существующих взаимосвязях, поняли глобализацию происходящих процессов. Тогда у них создадутся правильные образы материка, России, своей малой родины.

— Внедряются ли в преподавание географии новые технологии?

— А что такое «новое»? Это хорошо забытое старое. Мы не стараемся гнаться за чем-то суперновым, особенно связанным с применением разных гаджетов. Детей ими не удивишь. Всего пять лет назад и интерактивная доска казалась супергаджетом, сейчас стали понимать, что никакого образовательного ресурса, кроме передвижения картинок и показа фильмов, она не несёт. Поэтому основное направление работы — научить детей ориентироваться в источниках информации. Дети с клиповым мышлением не могут выделять главное из прочитанного текста, и это касается любого урока, не только географии. Этому надо учить. Начать с элементарных основ — дальше дети пойдут сами. Как бы там ни было, бумажные источники никто не отменял, и может случиться, что они пригодятся больше, чем электронные. Поэтому я делаю упор и на умение работать с картами.

Больше, чем учитель

— Интернет тоже используете? Поддерживаете ли вы точку зрения о том, что интернет для детей надо закрыть?

— Мы не сможем полностью вытащить детей из интернет-пространства, как бы нам этого ни хотелось. Но мы, педагоги, должны научить их работать в интернете с пользой. Периодически я на своём учительском сайте создаю тематические блоги, посвящённые изучаемым темам или каким-то проблемам. Например, один из таких блогов назывался «Каникулы с географией». Каждый день в определённое время там выставлялся познавательный вопрос, на который дети должны были как можно быстрее найти ответ. И это их очень увлекало. Так пусть лучше они ищут в интернете ответы на такие вопросы, чем играют в игры, «бродилки» и сидят в непонятных сообществах. Но, конечно, живое общение не сравнить ни с каким общением в интернете.

Я создаю блоги и для родителей, там мы пытаемся обсуждать насущные проблемы интернета, говорим о творящихся в соцсетях страшных вещах и сообща вырабатываем стратегию нашего поведения на тот случай, если в сетевые неприятности попадут наши дети. На селе учитель всегда больше, чем учитель: он и психолог, и социальный педагог, и даже юридический консультант — если родители не знают, куда обратиться по какому-то правовому вопросу, они идут за советом к учителю.

— В каких классах дети изучают географию с наибольшим интересом?

— Я веду весь курс географии с 5-х по 11-е классы и вижу, что лучше всего дела обстоят у седьмых классов, когда изучается страноведение, материки и океаны — это детям интересно. То же и в 8-м классе, где изучается география России. А вот с физической географией дела не очень. Раньше её изучали в 6-м классе по два часа в неделю, сейчас этот курс разнесли на 5—6-е классы по часу в неделю, и у детей за такие промежутки времени многое забывается.

— Поездки по миру сейчас доступны многим, даёте ли вы какие-то «домашние задания» детям, которые уезжают за рубеж с родителями?

— В дальние поездки из нашего посёлка люди практически не ездят, а вот в ближнее зарубежье — да: у кого-то есть родственники на Украине, в Казахстане, Киргизии. Кто-то путешествует по стране. В сентябре мы обязательно проводим обобщающие занятия «Галопом по Европам», на которых дети рассказывают, где они побывали во время летних каникул, показывают сделанные там фотографии, привезённые сувениры, горные породы — потом по каталогам мы сообща определяем, что это такое.

— Есть ли у вас хобби?

— Я очень много читаю — как классическую, так и современную литературу. Из недавно прочитанного меня потрясла книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Прочитала её за одну ночь, провела по ней целую «рекламную акцию» среди коллег, теперь хочу поговорить об этой книге на родительском собрании, обсудить с родителями, как порой мы уродуем жизнь детей своей безумной любовью.

— Ваша дочка, которая болела за вас в финале конкурса, не планирует пойти по вашим стопам?

— Её мечта — стать врачом, она сама учится у меня, видит, как тяжело семье с мамой-учителем, так что пока педагогическая династия у нас не получается. Кстати, по географии у неё «четвёрка».

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

15.05.24 Школа понимания

Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло

29.09.23 Полюбить — так царицу

Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ

19.05.23 Поднебесный язык

Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык

12.05.22 Уроки русского

«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок

08.06.21 Честность и человечность

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников

08.10.20 Впечатления со всего света

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z

18.06.19 Большая перемена

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

12.05.16 Готовая удивлять

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..

up