В борьбе за небо-2
Руководителю Новосибирского дельтапланерного клуба запретили обучать людей полётам.
Наследие Леонардо
Месяц назад (13 апреля, №20) «Ведомости» уже рассказывали о запретительных решениях судов в отношении новосибирских авиаторов — планериста Александра Орлова и пилотов-конструкторов отца и сына Яшаниных. И вот новая, не менее драматичная, история. Бронзовый призёр чемпионата мира, мастер спорта международного класса по дельтапланеризму Нина Корелина лишилась возможности готовить спортсменов-дельтапланеристов.
Если бы у Леонардо были алюминиевые трубки и плотная ткань, он бы летал, но 500 лет назад этого ещё не изобрели, и его крыло в виде греческой буквы «дельта» долго оставалось в рисунках и мечтах. Наконец в XIX веке благодаря Френсису Рогалло, занимавшемуся космическими разработками, был придуман дельтаплан. Тканевая обшивка на трубчатом каркасе, легко собирающая конструкция, в сложенном виде — чистый ковёр, но расправил крылья, или, как они говорят, «развёл», выждал 15 минут — и можно лететь. Открытый полёт на дельтаплане даёт человеку возможность уподобиться птице.
Дельтапланеризм распространился по планете со скоростью эпидемии и в 1974 году стал отдельным видом спорта. В Новосибирске первый дельтаплан построили два года спустя на самолётостроительном факультете НЭТИ (сегодня НГТУ), где было своё студенческое конструкторское бюро. Новосибирцы совершенствовали конструкцию, учились летать, сначала счёт в полёте шёл на секунды, потом на часы. Секции дельтапланеризма действовали в Новосибирском машиностроительном техникуме, ИЯФе, НИИГАиКе, СибНИА и на заводе имени Чкалова. Увы, всё в прошлом. Дельтапланеризм в нашем городе умирает и, подобно мамонтам, скоро вовсе исчезнет как вид. Есть тому и объективные причины: считалось, что ничего более простого и доступного для открытого полёта уже не придумать, но появился более мобильный параплан, быстро завоевавший популярность. Тем не менее во всём мире по-прежнему немало любителей дельтаплана.
Руководитель Новосибирского дельтапланерного клуба Нина Корелина хотела сохранять и развивать этот спорт в Новосибирске, готовила спортсменов к чемпионату России, который ежегодно проводится в Пятигорске. Сама она записалась в дельтапланерную секцию, ещё учась на факультете самолётостроения НЭТИ. В Новосибирский дельтапланерный клуб, базировавшийся тогда в ДК Чкалова, пришла 28 лет назад. Руководитель клуба доверил ей, двадцатилетней, подготовку группы ребят из авиакосмического лицея, не очень надеясь на то, что они будут летать. А она справилась — ребята занимали первые места на зональных состязаниях, поднимались на третьи ступени на чемпионатах России. Сейчас многие из тех, кого она готовила, разъехались по миру.
Мамонты от крыла
В дельтапланерный спорт молодёжь сегодня идёт неохотно. Самый недорогой новый аппарат стоит от 140 тысяч рублей, в ходу в основном бывшие в употреблении. Кроме самого аппарата, нужно приобрести приборы, спасательный парашют; наконец, чтобы выезжать на полёты, нужна машина. Не всякий такие расходы потянет, да и приоритеты у нынешней молодёжи не те.
— В клубе остались человек десять, есть инструкторы, которые летают больше сорока лет. Они на чемпионат России, конечно, не поедут, я готовила молодых, да и сама ещё могу, — говорит Нина Корелина. — Мы не только обучаем полётам, но помогаем отладить конструкцию, у нас в этом все разбираются, многие закончили самолётостроительный факультет.
Дельтаплан Нины весит 32 килограмма — для таких летательных аппаратов, в категории до 115 кг, не нужны документы. Это всё равно что требовать их на велосипед. Тем не менее в феврале нынешнего года Железнодорожный районный суд Новосибирска удовлетворил иск Новосибирского транспортного прокурора и вынес решение «запретить Нине Корелиной осуществлять деятельность по обучению физических лиц пилотированию дельтапланом до момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, сертификата)». Адвокат дельтапланеристки Константин Малышев не согласен с решением суда: обучение пилотированию сверхлёгких летательных аппаратов, к которым относится дельтаплан, не лицензируется, а свидетельство пилота СВС (сверхлёгкого воздушного судна) требуется тем, кто летает на летательных аппаратах весом от 115 до 495 килограммов. Достаточно того, что лётная книжка Нины Корелиной содержит запись о допуске к работе в качестве инструктора. В этом уверен и директор Центра подготовки и сертификации авиационного персонала (ЦПСАП) Владимир Михайлов.
— Мы подали апелляционную жалобу в областной суд, но и там не получили поддержки: транспортный прокурор представил дело так, будто я летаю на моторном дельтаплане, или дельталёте, но это не так, — поясняет Нина Корелина. — Свои действия прокуратура объясняет необходимостью безопасности полётов. Но если бы то, что я делаю, было действительно опасно, разве стала бы я своего единственного сына обучать? Он летает на дельтаплане с тринадцати лет, в восемнадцать получил разряд КМС на чемпионате России, сейчас Станиславу двадцать.
Первый полёт
С полётов на дельтапланах начинали многие именитые лётчики. Сейчас же с той кампанией, которая развёрнута против авиации общего назначения, против людей, летающих на таких вот лёгких летательных аппаратах, разрушается эта первая ступень в небо. В Новосибирском дельтапланерном клубе хотели наладить платное обучение, но суммы, даже не большие (7 тысяч рублей), отпугивали желающих научиться летать. Люди уходили, чтобы пробовать самостоятельно, в результате бились сами, ломали аппараты. Нина Корелина потому и решила помогать всем желающим встать на крыло безвозмездно, только бы летали — и сами были целы, и спорт процветал. Получается, пострадала за идею. Абсурд ситуации усугубляется тем, что от неё требуют утвердить программу обучения.
— Мы пользуемся программой, действующей в ДОСААФ с 1978 года. Там всё расписано: сколько часов сборки-разборки, сколько и каких упражнений нужно пройти, — продолжает руководитель Новосибирского дельтапланерного клуба. — Мой адвокат звонил в Москву, в Росавиацию, ему сказали, что программа обучения полётам на аппаратах меньше 115 килограммов не нужна. Наш клуб — общественная организация, мы учим людей бесплатно. Сорок лет существовал клуб, обучал людей, теперь мы кому-то помешали. Спорт наш вымирает. Сейчас тащу только я, мужчины не могут работать бесплатно, у них же семьи.
Чтобы летать, новосибирские дельтапланеристы отправлялись в алтайский Курай на границу с Монголией, где, поднявшись в горы, можно было долго парить под облаками. Поездки требовали немалых средств и времени. Три года назад одним из первых в России клуб организовал аэробуксировку, Нина Корелина увидела её на чемпионате мира ещё в 90-х. Дельтаплан на высоту поднимает либо самолёт, либо мотодельтаплан, а дальше остаётся только поймать поток. Казалось, всё уже близко, и заветные медали чемпионата России почти в кармане. Да не тут-то было…
«Ведомости» продолжат серию публикаций об авиаторах. Среди актуальных тем: чем знаменит аэродром «Решёты», от чего зависит безопасность экскурсионных полётов и что может помещать развитию авиамодельного творчества. Если вам есть что сказать об этом, пишите нам vedom@zsnso.ru.
Марина ШАБАНОВА
Почитать материал «В борьбе за небо-1»
КОММЕНТАРИЙ
Чем объясняет серию запретов транспортная прокуратура?
Беспристрастная безопасность
Ситуацию, сложившуюся в сфере авиации общего назначения (АОН), по запросу «Ведомостей» прокомментировал Западно-Сибирский транспортный прокурор, государственный советник юстиции 2-го класса Сергей Феоктистов:
— Термин «авиация общего назначения» (АОН) появился в середине 80-х годов прошлого века, когда на волне «демократических» преобразований к слову «частник» вполне законно добавились понятия: частный пилот, пилот-любитель, юридические и физические лица — владельцы воздушных судов. Воздушный кодекс РФ определяет АОН как некоммерческий сектор гражданской авиации, не предназначенный для регулярных коммерческих пассажирских и грузовых авиаперевозок. АОН изначально задумывалась как вид транспорта, используемый для удовлетворения собственных нужд граждан и организаций.
Из года в год растёт количество воздушных судов, используемых в этих целях. Как правило, это лёгкие с максимальной взлётной массой самолёты до 5 700 кг и вертолёты до 3 100 кг или сверхлёгкие воздушные суда до 495 кг. К сожалению, с увеличением числа таких воздушных судов растёт и число происшествий с ними. В 2016 году в Красноярском и Алтайском краях, Томской области, Республике Алтай произошло 11 авиационных событий с зарегистрированными воздушными судами авиации общего назначения, в том числе 6 инцидентов, 2 аварии и 3 катастрофы, которые привели к гибели пяти человек.
Основная причина происшествий — ошибочные, а порой самонадеянные действия пилотов воздушных судов. Транспортными прокурорами проведены проверки соблюдения законодательства о безопасности полётов эксплуатантами авиации общего назначения. В ходе проверок установлено более 20 фактов незаконного выполнения полётов с использованием воздушных судов лёгкой и сверхлёгкой авиации, свыше 30 незарегистрированных посадочных площадок. В Новосибирской области прошли выездные проверки на 27 посадочных площадках. Выявлены нарушения требований к маркировке, пожарной безопасности, осуществлению топливозаправочной деятельности. Установлено, что посадочные площадки «Решёты», «Козиха», «Быстровка» располагались на землях сельхозназначения, что послужило основанием к возбуждению административных производств. В суды направлено шесть исковых заявлений о запрете эксплуатации посадочных площадок до устранения нарушений закона.
Что касается незаконных коммерческих полётов владельцев воздушных судов АОН, так называемых пилотов-любителей, то к числу проблем в данной сфере относится сложность и затратность получения сертификата коммерческого эксплуатанта для легального выполнения развлекательных, экскурсионных полётов и полётов в качестве «воздушного такси». К сожалению, действующим законодательством предусмотрены одинаковые требования к коммерческим перевозкам с использованием пассажирских самолётов и катанию на лёгкомоторном воздушном судне. Однако, если владелец воздушного судна преследует целью извлечение прибыли, он обязан соблюдать нормы, которые законодателем установлены для коммерческой авиации.
В этой связи, несмотря на то что темпы развития малой авиации значительно превышают темпы формирования законодательной базы, регламентирующей эту сферу, позиция транспортной прокуратуры была и будет оставаться жёсткой, поскольку речь идёт о безопасности полётов не только одного любителя летать, но и других людей.
Материалы по теме:
России без авиации нельзя, иначе верх возьмут две известные беды — дураки и дороги.
В Новосибирской области закрыли единственный частный аэродром для полётов на планерах — под угрозой срыва оказался чемпионат СФО, намеченный на 22 июля.
Авиаторы-любители по всей стране лишаются возможности летать. Как должно измениться российское законодательство, чтобы авиация общего назначения не ушла в тень?
Лётчик-испытатель, директор СибНИА Владимир БАРСУК о полётах детей, возрождении «Аннушек» и вере в высшие силы.