В ожидании взлёта
Как спасти малую авиацию и угрожает ли Восточный обход аэродрому Мочище?
Ирина ДИДЕНКО: «Километр автомобильной дороги ведёт в никуда, а километр взлётной полосы — в любую точку страны».
В советский период малая авиация была привычным и удобным средством передвижения на небольшие расстояния, включая полёты в труднодоступные места, которых в российской глубинке, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, куда больше, чем легкодоступных. Однако с распадом СССР объёмы перевозок неуклонно сокращались, пока почти совсем не сошли на нет. О том, что малую авиацию необходимо возрождать, стали говорить всё чаще, но пока её энтузиасты не отмечают перехода от слов к делу.
Вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко проблему знает не понаслышке: вертолётный спорт — её страсть, она — чемпионка России и Европы в этом виде. На недавно прошедшем в регионе круглом столе, посвящённом проблемам малой авиации, она модерировала обсуждение.
— Речь шла в первую очередь о развитии инфраструктуры и стимулировании производства воздушных судов лёгкой и сверхлёгкой авиации среднего класса, — рассказала она. — Километр автомобильной дороги ведёт в никуда, а километр взлётной полосы — в любую точку страны. И мы говорили, что в рамках действующих санкций производство воздушных судов приобретает особенное значение. Как мы понимаем, это требует государственных вливаний, равно как и инфраструктура. У нас в регионе бюджет дорожного фонда — 26 миллиардов рублей, а бюджет инфраструктуры для малой авиации — ноль. Поэтому мы сделали акцент на том, что необходимо сформировать соразмерное федеральное и региональное бюджетное финансирование развития этого направления.
Пока же, по её словам, производятся малые самолёты преимущественно штучно, серийного выпуска практически нет. Депутат Диденко уверена: новые условия — это не только сложности, но и возможности создать собственный парк российского производства. Но, поскольку это процесс небыстрый, необходимо сформировать заказ, провести множество испытаний — без господдержки тут не обойтись, «волшебная рука рынка», которая сама всё выстроит, здесь не поможет.
Отсутствие инфраструктуры сводит на нет и потребность: нет аэродромов, нет самолётов — нет и спроса. Появятся они — сформируется и массовый спрос, так как при адекватной стоимости полёта за считанные минуты добраться в нужную точку внутри области или в ближайший регион желающих найдётся предостаточно. По словам Ирины Диденко, в ряде регионов субсидирование воздушных перевозок более-менее налажено, в частности, в Иркутской области, где в связи с этим сформировался устойчивый спрос на короткие перелёты.
Один из главных врагов малой авиации — зарегулированность отрасли. Столкнувшись лбом с административными барьерами, от своих идей и планов её развития часто отказываются даже самые увлечённые энтузиасты. По мнению Ирины Диденко, объяснение тут простое: в авиационных регулирующих инстанциях боятся, как бы чего ни случилось. Поэтому чем меньше самолётов в воздухе, тем меньше вероятность всякого рода ЧП. Усложнить допуск к полётам намного проще, чем совершенствовать авиапарк, инфраструктуру и повышать уровень подготовки пилотов.
— У нас в регионе был один из крупнейших центров подготовки ДОСААФ, — вспоминает Ирина Диденко. — Мы ещё в 2019 году выступали за его модернизацию в современных условиях, включая устройство бассейна для отработки приводнений. Но для этого нужны инвесторы, а чтобы их найти, должна быть чёткая государственная политика, и снова круг замыкается. Потому что никто не будет вкладываться, понимая, что отрасль зарегулирована, а инфраструктуры для полётов нет.
В феврале 2022 года дать государству рекомендации по мерам поддержки малой авиации пообещала Счётная палата РФ. Аудиторы сделали акцент на том, что уровень её развития непосредственно влияет на качество жизни населения в удалённых и труднодоступных районах страны, а «авиаперевозки в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях носят социальный характер и зачастую оказываются безальтернативными».
7 500 — в России
14 600 — во Франции
20 400 — в Великобритании
211 700 —в США
На практике пока результаты не особо заметны. Ирина Диденко со скептицизмом вспоминает документ на этот счёт, подписанный ещё в 2013 году занимавшим тогда пост премьера Дмитрием Медведевым:
— В 2019 году я на транспортном форуме вела такой же круглый стол, и, когда готовилась к нему, нашла этот документ — с чёткими сроками исполнения, с исполнителями. Там было два-три десятка поручений, в частности, о переводе аэродромов из земель сельхозназначения в другие категории. Понятно, что большинство сроков исполнения давно истекло, но фактически ничего до сих пор не сделано. Если бы это всё было выполнено, нам было бы что обсуждать. А, казалось бы, поручение, подписанное премьером РФ, — куда уж дальше?
Новосибирский аэродром Мочище — пример того, как людям удаётся поддерживать и развивать любимое дело почти на голом энтузиазме. Здесь занимаются организацией и выполнением учебных полётов, пропагандируют авиационные виды спорта, проводят масштабные мероприятия, такие как, например, прошедший здесь в конце июля авиационный фестиваль. Именно на аэродроме Мочище много лет тренируется сама Ирина Диденко, считая его одним из лучших в России. С учётом прекращения работы аэропорта Северного фактически единственной площадкой для малой авиации остаётся именно Мочище. Аэродром испытывает на себе все те же проблемы и так же нуждается в господдержке, как и его «собратья» в других регионах.
400 — в России
450 — во Франции
680 — в Великобритании
19 300 —в США
Создание условий для развития малой авиации было одной из основных, но не единственной темой обсуждения за круглым столом. Ещё одна проблема в том, что над площадкой в Мочище нависла реальная опасность стать жертвой развития дорожной инфраструктуры. Дело в том, что по первоначальному проекту один из дорожных долгостроев области — Восточный обход — должен был проходить через территорию аэродрома. Неужели один хороший и нужный объект уничтожит другой, не менее хороший и нужный?
— У нас есть ответ от федерального Минтранса, что там допускают возможность переноса трассы в сторону от аэродрома, — поясняет Ирина Диденко. — Есть определённая очерёдность строительства Восточного обхода: та часть, о которой мы говорим, проходит по кромке аэродрома, но она в той очереди, где сегодня работы не начаты, а проектно-сметная документация уже устарела, и её нужно актуализировать. Но пока это просто слова, и нам этого мало — необходим конкретный правовой акт. Мы в своей резолюции отмечаем, что развитие аэродрома возможно только с учётом того, что он будет находиться здесь. Для того чтобы создать инфраструктурный объект такого уровня где-то в другом месте, необходимы колоссальные усилия и колоссальные деньги.
Резолюция круглого стола с предложениями по развитию малой авиации и усилению её роли в обеспечении транспортной доступности отдалённых территорий будет направлена в несколько вышестоящих инстанций, в частности, в правительство Новосибирской области, в федеральный Минтранс и Совет Федерации.
Материалы по теме:
России без авиации нельзя, иначе верх возьмут две известные беды — дураки и дороги.
В Новосибирской области закрыли единственный частный аэродром для полётов на планерах — под угрозой срыва оказался чемпионат СФО, намеченный на 22 июля.
Руководителю Новосибирского дельтапланерного клуба запретили обучать людей полётам.
Авиаторы-любители по всей стране лишаются возможности летать. Как должно измениться российское законодательство, чтобы авиация общего назначения не ушла в тень?
Лётчик-испытатель, директор СибНИА Владимир БАРСУК о полётах детей, возрождении «Аннушек» и вере в высшие силы.