Карту мира никто не отменял
— Елена Валентиновна, насколько я знаю, вы из учительской династии. Как в вашей семье появился интерес к педагогике?
— Педагогический стаж нашей династии — 145 лет. А всё началось с бабушки, Анны Алексеевны, которая всю жизнь проработала учителем начальных классов. Она жила в маленькой деревушке Венгеровского района, где один учитель был на несколько классов сразу. Моя мама как старшая из дочерей пошла по пути, выбранному бабушкой: окончила педагогический институт, стала учителем русского языка и литературы и до прошлого года работала в школе, последнее время, правда, не предметником, а директором. Мой папа тоже учитель. Поскольку он хорошо рисует, играет на баяне, его предметы — ОБЖ (начальная военная подготовка), черчение, рисование, музыка. А я пошла в другом направлении, хотя и окончила, вслед за родителями, педагогический институт.
— Почему география?
— Сложно ответить на этот вопрос. Русский язык и литература не рассматривались, потому что в слове «участвовать» я делала одну и ту же ошибку, и она стабильно срезала мне оценку на сочинениях. По географии в школе у меня была четвёрка. Полагаю, на мой выбор повлияла подружка. Она так расхваливала естественно-географический факультет, выезды, полевые практики, что я решила: всё, буду географом!
— Как вы объясняете современным школьникам, почему важно учить географию? Ведь, казалось бы, «извозчик сам довезёт»…
— В последние годы практически каждый школьник выехал (и не по разу) за пределы Новосибирской области и нашего государства. Даже с этой точки зрения мы должны знать, куда и зачем едем, как одеться, что там можно будет посмотреть. Из каждой поездки мои ученики привозят магнитики и пополняют ими коллекцию класса. Но географию мы расцениваем не только с точки зрения знания карты, хотя и это важно. В шестом классе, например, мы много работаем по теме «Атмосфера», пытаемся предсказывать погоду, чертим графики. Дети должны понимать, что это тоже география. Есть много разных приёмов, как заронить зерно интереса в душу ребёнка, чтобы география как наука была ему не чужда. Да, географию не обязательно сдавать, в отличие от русского или математики, но в жизни-то всё пригодится!
— Давайте о приёмах и поговорим. На уроках вы используете междисциплинарный подход. Например, рассказывая школьникам о ветре, предлагаете детям провести «ветреный» диктант или написать мини-сочинение. В другой теме вводите инструменты социологии…
— Методическая копилка достаточно большая. Главная проблема — классифицировать и разложить всё по полочкам. Приёмов, которые я использую, очень много: «Зигзаг», «Тонкие и толстые вопросы» и так далее. Но для меня как учителя географии важно, чтобы дети работали самостоятельно: чтобы не я им что-то рассказывала, а чтобы они любое знание могли добыть самостоятельно, с помощью атласа и дополнительных источников информации. Есть вопросы, на которые не ответить с помощью учебника, но когда дети включают свой опыт и видят причинно-следственные связи, они обязательно находят правильный ответ. Например, почему самые яркие цветы растут в лесотундре? Современные дети, кстати, молодцы, они не боятся высказывать версии, правильные или неправильные. Мы начинаем думать вместе и путём высказывания мнений приходим к ответу. Важно, чтобы дети умели устанавливать причинно-следственные связи. Дождь пошёл. А почему?
— В этом году вы стали победителем городского конкурса «Учитель года». Как он проходил для вас? Чем удивляли?
— Районный и городской этапы максимально приближены к всероссийскому этапу конкурса «Учитель года», начиная от написания эссе и заканчивая круглыми столами. Это сделано для того, чтобы победитель регионального конкурса знал, что его ожидает при поездке в столицу. Каждый участник старается удивить, на открытом уроке он стремится показать все свои изюминки. Мои открытые уроки были посвящены теме «Население мира». Существует огромное количество высказываний, фраз демографов, политиков на эту тему. Например, «Будущее страны зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок». Так, дети в течение урока с помощью дополнительных источников эти высказывания доказывали.
В ходе конкурса было и родительское собрание, на котором в качестве родителей выступали коллеги. Необходимо было порассуждать на определённую тему: здоровье детей, семейные ценности, Интернет — благо или зло для современного ребёнка и так далее.
Интересно проходил мастер-класс. За 20 минут необходимо было раскрыть тему «Уча других, учусь вдвойне» через свой предмет. Мне вновь помогло «Население мира», мы даже успели провести небольшой соцопрос в зале.
Итоги городского конкурса подведены. А во второй половине апреля состоится областной конкурс, который определит того, кто будет представлять наш регион на Всероссийском конкурсе «Учитель года».
— Много лет в арсенале географов были карта мира, указка и глобус…
— Географическую карту никто не отменял — для меня и школьников это основной источник информации. Но современным детям бумажные карты не так интересны. У нас есть и интерактивные карты, с помощью которых мы занимаемся на уроках. Есть проектор, который всегда можно использовать. Мы смотрим на уроках фрагменты фильмов — у нас их целая коллекция. Кроме того, многие дети сейчас достаточно продвинутые пользователи различных программ, они выполняют с помощью компьютера интересные работы. Так, современное оборудование помогает разнообразить уроки.
— Меня удивила статистика: в 2013 году на школьном этапе всероссийской олимпиады принимали участие 25 учеников из вашего класса, из них 15 стали победителями и призёрами. Каким образом?
— Это физико-математический класс, в него отбирались лучшие ребята. Но, поверьте, 90 процентов из них — те, кто учатся в лицее с первого или даже с подготовительного класса. Так что звёзды, наверное, так встали. Ребята хорошие, отзывчивые, самое главное — у них есть стремление выделиться, в учёбе в том числе.
— Как вы думаете, может ли учитель состояться в профессии, если он безупречно знает свой предмет, отлично преподаёт, но не берёт на себя классное руководство, не работает с детьми вне урока?
— Чтобы чувствовать детей, понимать их желания и запросы, с ними нужно всегда общаться. Общение на уроке — это одно, даже в своём классе: здесь они одни, настроены на географию, а вне урока — совершенно другие. Свой 9 «А» я веду с пятого класса. Сейчас мы приближаемся к этапу сдачи экзаменов и получения аттестатов. Но мы вместе не только на уроках. Сегодня мы рисуем газеты, завтра танцуем, не важно, умеем или нет, послезавтра поём хором в 32 человека. Эти дети сейчас в таком возрасте, что их не надо уговаривать, они всегда готовы ко всему. В театр? Идём! День гражданской обороны? Готовимся к нему вместе! Конечно, это тяжело, на мне большая ответственность за них. Я на телефоне днями, то одно, то другое, то третье. Но всё это обогащает мою жизнь.
— «Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома», — приводите вы цитату Франса. Путешествия — ещё один источник обогащения ваших уроков?
— Как известно, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Что касается таких стран, как Таиланд, Турция, там были уже все, пожалуй. Но я их воспринимаю как учитель географии, и на всех экскурсиях меня интересуют вопросы по моему профилю. Любая страна, даже такая, которой нет в оглавлении учебника, даёт материал, достоверные факты, которые можно использовать на уроках географии. В прошлом году мы были на Камчатке. Мне как географу эта поездка была безумно интересна: подняться на вулкан, выйти в Тихий океан. Фотоаппарат всегда со мной. И когда мы с детьми говорим о Дальнем Востоке, я им демонстрирую не картинки из Интернета, а своё восприятие Камчатки — что я видела, чувствовала там. В этом году мы с семьёй хотим поехать на Байкал. К своему стыду, всегда проезжала мимо, пролетала над ним, но ни разу там не была. Нынче мы решили посвятить ему время.
Хорошо бы, если бы путешествия удавалось совершать несколько раз в год. И не только в цивилизованные уголки нашей планеты. Например, у меня есть мечта поспасть на плато Путорана в Восточной Сибири. Это место недалеко от Норильска, туристических маршрутов туда, к сожалению, нет. Но если появится такая возможность, я обязательно поеду туда, хочется своими глазами увидеть горный хрусталь на вершинах плато. Боюсь, что в Таиланде такую красоту не увидишь.
Ирина ТИМОФЕЕВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
«Мы, учителя, должны быть для ребёнка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Только так рождаются таланты».
СОВЕТЫ
Как подготовиться к сдаче экзамена
Убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, определи, что именно сегодня будешь изучать, какие именно разделы и темы пройдёшь.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдёшь в рабочий ритм, и дело пойдёт.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на каждое задание в части «А» в среднем уходит по две минуты).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.
Материалы по теме:

Победитель областного конкурса «Учитель года-2024» Татьяна ОСИНЦЕВА — о том, как избежать конфликтов, чем можно увлечь современных детей и почему ситуация в педагогике напоминает лоскутное одеяло

Как полюбить математику, для чего она нужна и какие нововведения готовит ЕГЭ — «Ведомости» поговорили с «Учителем года-2022» Новосибирска Татьяной ГЛУШКОВОЙ

Учитель года-2023 Алина МАЛЬЦЕВА — о случайном повороте судьбы и о том, почему она не советует выбирать на ЕГЭ китайский язык

«Учитель года-2022» Новосибирской области Любовь МОСОЛОВА — о том, как добиться, чтобы дети читали книги из школьной программы, и всегда ли учитель русского пишет «Тотальный диктант» без ошибок

«Учитель года-2021» в Новосибирской области Марина КОРШУНОВА — о том, как научить первоклашек ориентироваться в блогах и чем они не похожи на предыдущие поколения своих сверстников

«Учитель года-2020» Татьяна ГЛИНЕНКО — о том, как товары на полках магазина помогают изучать географию и есть ли какие-то особенности у поколения Z

Легко ли учить истории и обществознанию своих ровесниц и женщин старше себя, у которых к тому же были проблемы с законом? Ответ на этот вопрос знает победитель областного конкурса «Учитель года-2019» Иван Данилко

Она помогает детям маленького посёлка познавать нашу планету
и жизнь на ней во всём многообразии. Из 37 участников областного конкурса «Учитель года-2017» именно она стала лучшей. Кто же она, 24-я по счёту обладательница почётного титула? Знакомьтесь — Светлана КОРОЛЬКОВА, учитель географии средней школы посёлка Маяк Искитимского района.

Областной конкурс «Учитель года» традиционно проводит министерство образования НСО..