16.02.23

Век художника

В художественном музее работает выставка Анатолия Ганжинского. В его судьбе так много белых пятен, что можно проводить расследование.

«В сельской лаборатории», Анатолий Ганжинский. 1969 г.

Эта выставка стала настоящим открытием — появлением из небытия. Портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи и натюрморты — 20 произведений разного времени из фондов НГХМ представлены на выставке «Анатолий Ганжинский. 100-летие со дня рождения». Есть на ней большое полотно «Ленин и Крупская на Песчаной горке», где пара революционеров ещё не обрела статуса вождей огромной страны, но крылья платка на плечах Надежды Константиновны и уверенный, устремлённый вдаль взгляд Владимира Ильича уже о многом говорят. Картина на выставку предоставлена Новосибирским отделением Союза художников России, второй вариант этого полотна хранится в Шушенском мемориальном музее-заповеднике. Не каждый художник мог писать вождя, лениниана была канонизированным искусством. И сейчас трудно сказать, как сын «врага народа» (а отец Анатолия Ганжинского был расстрелян в 1930-х годах) был допущен к ленинской теме.

Автопортрет Анатолия Ганжинского и его полотно «Ленин и Крупская на Песчаной горке».

Художественный музей последовательно представляет творчество художников Новосибирска и Сибири, рассказывая о юбилярах и представляя полузабытые имена мастеров, чьим творчеством сибиряки могут гордиться. Это одна из задач, которую перед НГХМ ставит министерство культуры НСО.

Родился Анатолий Львович Ганжинский 7 июня 1922 года в селе Петровское Саратовской губернии, рано остался без матери, в 1929 году семья переехала в Новосибирск. Отец художника Лев Виссарионович Ганжинский окончил университет в Казани, состоял в партии эсеров. В Новосибирске был одним из основателей Института народного хозяйства и рабфака (сейчас НГУЭУ), в 1932 году работал в журнале «По ленинскому пути», в 1936-м служил председателем по делам искусств Запсибкрайисполкома, а два года спустя был арестован и приговорён к расстрелу. Анатолий остался на попечении бабушки, её портрет на выставке, выполненный в лучших традициях русской реалистической школы, исполнен печали. Рядом портрет подростка из цикла «Тяжёлые годы», мальчик очень похож на самого художника.

«Портрет старушки (Бабушка)» и «Портрет мальчика» выполнены в лучших традициях русской реалистической школы.

Специального художественного образования у Анатолия Ганжинского не было, рисовать учился у своего отца, после его ареста работал и обучался в кооперативном товариществе «Художник». В 17 лет по рекомендации товарищества принял участие во Всесоюзном съезде молодых периферийных художников в Красной Поляне (Северный Кавказ) и выставке в Москве. Во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, в 1943-м вернулся, но подробностей об этом периоде нет, как не прослеживается и тема войны в творчестве художника.

У работы Анатолия Ганжинского «Любители живописи» с искусствоведом, главным научным сотрудником НГХМ Александром Клушиным.


После возвращения в Новосибирск Анатолий Львович продолжал работать над совершенствованием своего мастерства, участвовал в работе творческих групп «Горячий ключ» (1947 г.) и «Академическая дача» (1953 г.). Поиски собственного пути привели к тому, что к тридцати годам из рядового копииста он вырос до заметного художника Новосибирска. Успех пришёл к художнику с картиной «Иван Ползунов», которая впервые была представлена 13 сентября 1952 года на Восьмой областной выставке.

— Работая над картиной в историческом жанре, художник рассказывает нам о людях, создающих славу своему Отчеству. Так персонажем картины Анатолия Ганжинского становится изобретатель Иван Ползунов, приехав с Урала в Барнаул, — он работает на заводе и создаёт свою паровую машину, — рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник выставочного отдела НГХМ Надежда Мельникова. — Работа шла непросто, но творчески, художник делает несколько повторений. Сейчас эти картины хранятся в разных музеях — в алтайской Колывани, Магнитогорске. Он то убирает группу, сопровождающую высокого чиновника, то опускает руку изобретателя, чтобы снизить градус пафоса. И, прорабатывая детали, очень тщательно передаёт сам дух той эпохи.

Полотно «Алтайские камнерезы» в постоянной экспозиции музея.

Шедевром, творческой вершиной Ганжинского специалисты называют работу «Алтайские камнерезы» 1957 года, которая находится в постоянной экспозиции художественного музея «Искусство Сибири». В мастерской шлифовальной фабрики посёлка Колывань Алтайского края идёт приёмка работы: главный мастер Филипп Стрижков показывает свою новую вазу начальству. Мастер известен тем, что применил механическую обработку цветного камня с помощью энергии воды, это позволило алтайским камнерезам создать множество интерьерных яшмовых ваз и среди них — 19-тонную Царицу ваз, которая хранится в Эрмитаже. Развалившийся в кресле начальник, изящные ножки огромной вазы в виде фантастических гаргулий, чертежи в руках мастера и перекрёстные взгляды — всё передаёт атмосферу завода, где люди таким непростым трудом создают хрупкую красоту.

— Почему так сильно прозвучали его картины «Иван Ползунов» и «Алтайские камнерезы»? Потому что тема творческой силы народа стала в те годы одной из главных в изобразительном искусстве, кроме того, она была созвучна судьбе самого Анатолия Ганжинского. Большим художником он стал благодаря своему таланту и упорству, — продолжает Надежда Мельникова.

«Площадь перед Облисполкомом в пасмурный день», 1947 г.

Не менее интересны и другие работы художника — «Любители живописи», «В сельской лаборатории», «У дачного окна», виды Новосибирска, акварели из путешествий в Тобольск и Томск. На выставке вам расскажут о непростой судьбе и творческом пути художника, и возможно вы сами откроете что-то для себя, — об этом расскажут картины.

Анатолия Ганжинского не стало в 1988 году, похоронен он в Новосибирске. Его работы хранятся в Государственном историческом музее, новосибирских художественном и краеведческом музеях, Доме учёных Академгородка.

Выставка будет работать до 30 апреля.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

29.09.23 ТОП-9 ярких выставок осени

Собрали для вас самые интересные экспозиции новосибирских музеев осени-2023

19.06.23 ТОП-9 летних выставок

На этих вернисажах можно погрузиться в историю, туризм, творчество и мир природы

13.04.23 ТОП-8 апрельских выставок

Город и люди, авангард на пальцах, Врубель и Айвазовский — собрали для вас самые впечатляющие выставки весны в Новосибирске

17.03.23 Ветер эпохи

Шедевры всемирно известного художника Даши Намдакова впервые демонстрируются в Новосибирске

07.03.23 ТОП-7 выставок Новосибирска

Собрали для вас лучшие выставки в новосибирских музеях, посвящённые любви, красоте, духовному обновлению и вечной молодости

01.02.23 Мишка косолапый

Как отмечали медвежий праздник и от чего зависит успех на охоте? Ответы на эти вопросы ищите на выставке «Сказка о медведе» в краеведческом музее

up