15.02.21

Когда пора бить тревогу

Учёные НИИ терапии и профилактической медицины СО РАН разрабатывают новые методики диагностики рака на ранних стадиях и предраковых заболеваний.

Доктор медицинских наук Маргарита Кручинина исследует образцы крови пациента.

Всё начинается с гастрита

В борьбе с онкологией самое важное — вовремя распознать болезнь, иначе слишком велик риск с ней не справиться. Поэтому поиск новых способов своевременной диагностики даже не онкологических заболеваний, а предраковых состояний остаётся одним из главных «фронтов» борьбы с этим коварным семейством недугов. В НИИ терапии и профилактической медицины, филиале Института цитологии и генетики СО РАН (НИИТПМ-филиал ИЦиГ СО РАН), на этом пути в последние годы достигнуты новые успехи — прежде всего в борьбе с онкологией желудочно-кишечного тракта.

Рак желудка — заболевание страшное, но возникает оно обычно не на ровном месте — ему предшествуют предраковые болезни. Как правило, всё начинается с неатрофического гастрита, чаще всего, связанного с инфекцией Helicobacter pylori — бактерии, живущей в желудке человека и обладающей канцерогенным потенциалом, то есть способностью вызвать рак желудка. Длительное хроническое воспаление у ряда пациентов может перейти в атрофию — основное предраковое состояние, затем в метаплазию, дисплазию и рак. Доктор медицинских наук, заведующая клиникой НИИТПМ Анна Белковец называет пугающие цифры.

В 70% случаев рак желудка диагностируется на поздних стадиях, когда излечению уже практически не поддаётся, как результат — из 37 тысяч заболевших, которым диагноз был поставлен в 2016 году, в том же году умерли от этой патологии около 30 тысяч человек.

Причин такого положения вещей много: от малосимптомной клиники заболевания до отсутствия учёта факторов риска, включая отягощённую по ракам наследственность. Поэтому усилия учёных направлены на поиск биомаркёров, которые смогут эффективно отыскивать в организме самые первые следы заболевания. К неинвазивным маркёрам, отражающим функциональное состояние слизистой оболочки желудка, включая атрофию, относятся пепсиногены. Так, при атрофических изменениях уровень пепсиногена в крови снижается. Таким образом, по словам Анны Белковец, серологические тесты для диагностики Helicobacter pylori инфекции и маркеров атрофии (пепсиногены) являются лучшими из имеющихся неинвазивных методов для выявления лиц с высоким риском рака желудка.

При выявлении серологических признаков атрофии человек попадает в группу риска и требует более детального обследования, а именно — проведения эндоскопии со взятием множественной биопсии. Пациенты с риском развития рака желудка требуют динамического наблюдения с определённой кратностью эндоскопических исследований, зависящих от стадии атрофии, наличия метаплазии и дисплазии.

В НИИ терапии и профилактической медицины осуществляется неинвазивная диагностика разных вариантов гастрита, включая атрофический и аутоимунный варианты, с помощью финской тест-системы «ГастроПанель», а также отечественных разработок новосибирского предприятия «Вектор-Бест» «ГастроСкрин-3» и «ГастроСкрин-5», которые определяют дополнительно антитела к более цитотоксическому и более канцерогенному штамму Helicobacter pylori. Пациентов с предраковыми состояниями приглашают на консультацию для определения дальнейшей тактики.

Коварная омега

Идёт работа в лаборатории гастроэнтерологии.

Массовая диагностика предраковых заболеваний кишечника пока далека от совершенства. Эндоскопические исследования — единственный по-настоящему информативный способ узнать, есть ли в кишечнике патология, причём здесь многое зависит от опыта самого специалиста, который это исследование проводит. Учёные всего мира продолжают искать новые биомаркёры, которые позволят выявлять патологии на как можно более ранней стадии. И здесь особые надежды возлагаются на метаболомику — изучение продуктов обмена веществ в клетке.

— Для опухолевой клетки среда, в которой она возникает, является неблагоприятной, а клетка должна в ней выжить и размножиться. Поэтому клетке нужны приёмы, позволяющие ей это сделать. И наша задача — как можно раньше выявить метаболиты, которые сообщают нам, что в организме появился «пул» таких клеток, даже самый небольшой, — рассказывает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории гастроэнтерологии НИИТПМ Маргарита Кручинина.

Среди прочих метаболитов опухоль активно использует в своих целях не только глюкозу, но и липиды — основу всех клеточных мембран. В институте решили проверить, изменяется ли состав и соотношение липидов «в интересах» опухоли толстой кишки ещё на предраковой стадии.

Обследование пациентов, находящихся на этой стадии, показало, что в сыворотке их крови повышается содержание ненасыщенных кислот омега-3 — что интересно, тех самых, которые рекомендуют как средство для профилактики рака.

Как оказалось, к тем же самым выводам чуть раньше пришли японские учёные: когда омега-3 полиненасыщенных кислот в организме немного, они выполняют защитную функцию, но, как только их становится больше, они начинают «разрыхлять» клеточную мембрану, в том числе Т-лимфоциты, что может подавлять их регуляторную функцию и ослаблять иммунный ответ.

В кооперации со специалистами из НИИ органической химии, Института катализа СО РАН, НГТУ медики использовали метод газовой хроматографии, который позволяет на основе полученного спектра делать выводы, как изменился профиль клеток и пора ли уже бить тревогу. По словам Маргариты Кручининой, спектр подобен отпечаткам пальцев, а каждый из его пиков соответствует какому-то соединению сыворотки крови и эритроцитов. Кроме того, для целей ранней диагностики используется метод диэлектрофореза клеток красной крови, разрабатываемый совместно со специалистами ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора с 2003 года. Поведение клетки в неоднородном переменном электрическом поле — вытягивание или разрушение, образование агрегатов — зависит от особенностей её структуры, которая изменяется при развитии опухоли, и это можно использовать для диагностики рака. Институт автоматики и электрометрии СО РАН, Институт физики полупроводников СО РАН тоже выступают союзниками НИИ терапии и профилактической медицины, привлекая к диагностике терагерцовое излучение, эллипсометрию и Раман-спектроскопию.

Все эти методы пока только в начале пути к массовому использованию, на стадии разработки, а цель, к которой стремятся в НИИ терапии, — «упаковать» новые отработанные технологии диагностики в портативный вид, чтобы в виде небольшого устройства «вооружить» ими врачей клинической практики и дать им возможность проводить обследование максимально быстро и эффективно.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

22.11.23 Прогресс очевиден

В Новосибирской области отмечается увеличение количества людей с онкозаболеваниями, которые живут в стойкой пятилетней ремиссии

16.02.21 Не упустить момент

Выявляемость онкозаболеваний на ранней стадии в Новосибирской области повышается, а смертность от рака — сокращается

15.06.20 Всегда на линии фронта

Онкологическая помощь в Новосибирской области продолжает оказываться всем, но тактику лечения в отдельных случаях приходится менять

07.08.19 Время женщин

Наталия МИЛЛЕР о том, что такое ОПГ, как фотосессия помогает бороться с недугом и почему онкобольным так необходима поддержка друг друга?

30.07.19 Без вины виноватые

Вместе с экспертами «Ведомости» попытались разобраться, кто зарабатывает на страдании и почему нельзя доверять «специалистам из интернета»?

08.08.17 Кто загасит соду?

Врачи-онкологи предупреждают: самолечение содой может стоить жизни.

up