Пчёлам придётся подождать
Отказ Госдумы РФ включить предстоящее лето в новый закон, предписывающий заранее уведомлять об обработке полей ядохи-микатами, вызвал тревогу у пчеловодов
Пчеловодам в этом году легче не станет. И случаи массового отравления пчёл, скорее всего, повторятся вновь. По крайней мере, так считают многие из них, после того как Госдума РФ отклонила законопроект, который включал лето 2024 года в закон, требующий от агрохолдингов предупреждать заранее о применении пестицидов.
Ещё летом 2023 года депутаты приняли закон о необходимости уведомлять население и пчеловодов о применении пестицидов в полях не ранее чем за 10 дней и не позднее чем за 5 дней до проведения таких работ. Изначально предполагалось, что закон вступит в силу 1 марта 2024 года, и, соответственно, в него войдёт летний период текущего года. Однако в Госдуме во время рассмотрения законопроекта была создана поправка о невключении летнего периода 2024 года в закон, и в таком виде документ направлен в Совет Федерации и на подпись Президенту РФ.
Новосибирские пчеловоды по вполне понятным причинам этой новости не обрадовались. Хотя и особых надежд на новые поправки в закон многие из них не возлагают.
153
млрд евро — примерная стоимость всех продуктов опыления, которые дают пчёлы в течение года в мире. Мёд — лишь малая часть пользы, которую приносят эти насекомые, отмечают специалисты. Пчёлы опыляют около 3/4 всего мирового продовольствия. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), пчёлами опыляется 71 из 100 видов сельскохозяйственных культур, которые, в свою очередь, обеспечивают 90% продовольствия в мире.
Численность пчёл в России в последние годы падает. Если в 1990 году в хозяйствах всех категорий содержалось
4,5
млн пчелиных семей, то к 2000 году их количество снизилось до 3,4 млн, к 2019 году — до 3,1 млн.
Массовая гибель пчёл в 2019 году была отмечена в 30 регионах. Основной причиной Минсельхоз и Россельхознадзор назвали отравление насекомых пестицидами.
— Оповещения и уведомления не решат всех проблем, это не выход из положения. Пчёлы всё равно будут гибнуть. Далеко не у всех пчеловодов есть возможность куда-либо перевозить ульи. Особенно если мы говорим о личных подсобных хозяйствах в сёлах. Закрытие ульев летом, когда температура выше 25 градусов, также приведёт к гибели пчёл. Им нужна свобода. Решение — в запрете пестицидов 1-го и 2-го классов опасности. Ведь их применение наносит вред не только пчёлам, но и людям. Дело в том, что когда эти нормы принимались, ещё не было такого безудержного применения химикатов, как сегодня. Поэтому необходимо их пересматривать, переходить на использование биологических средств защиты растений. Это вопрос не только сохранения пчёл, но и здоровья людей, —уверен председатель отделения Союза пчеловодов России в Новосибирской области Александр Богомолов.
Пчеловоды говорят: из года в год ситуация не меняется, и миллионы медоносных трудяг продолжают гибнуть на цветущих полях в неравном сражении с ядовитыми химикатами. По мнению ученых, пчёлы умирают от пестицидов на месте, а те, что потребляют зараженную пыльцу, не могут потом ориентироваться в пространстве и находить пищу.
— Изменился севооборот, способы борьбы с сорняками, вводятся новые культуры. Если раньше использовались естественные способы борьбы с сорняками, приёмы рекультивации земель, в том числе с использованием сидератов, которые облагораживают почву и решают вопросы повышения продуктивности сельского хозяйства, то сейчас всё решается просто — обработкой гербицидами. При этом контроль за обработками недостаточен. Чрезмерная химизация экономит деньги, ресурсы, но бьёт по здоровью людей, — считает пчеловод Борис Герш.
Уже несколько лет пчеловоды из разных районов Новосибирской области бьют тревогу — из-за обработки полей пестицидами произошла массовая гибель пчелосемей. По крайней мере, так считают сами пчеловоды, доказать источник отравления можно лишь при помощи различных лабораторий с соблюдением всех формальностей. Урегулировать вопрос можно только с сельхозтоваропроизводителями, применившими химикаты, в досудебном и судебном порядках.
— После получения акта о массовой гибели пчёл и результатов анализа погибших пчёл пчеловод направляет в районный суд заявление о возмещении вреда, к которому прилагаются акт о массовой гибели пчёл, паспорт пасеки (при наличии), результаты проверки Управления Россельхознадзора (при наличии), документы, подтверждающие размещение информации о проведении работ по обработке пестицидами и агрохимикатами (при наличии), и иные документы на усмотрение пчеловода. Ответчиком выступает лицо, проводившее работы по обработке пестицидами и агрохимикатами, — поясняет юрист Денис Демидов.
Массовая гибель пчёл в 2019 году была отмечена в 30 регионах. Основной причиной Минсельхоз и Россельхознадзор назвали отравление насекомых пестицидами.
Одна из сельскохозяйственных культур, вызывающих опасения у пасечников, — рапс. Уж слишком аграрии любят опылять эти посевы всевозможной химией. И в нынешнем году в Новосибирской области посевы рапса планируют увеличить до 165 тысяч гектаров, что на 50 тысяч больше, чем в 2023 году.
— Проблемы начались несколько лет назад. Химикатами от вредителей у нас обрабатывают поля с рапсом. Вообще, чтобы пчёлам отравиться этими химикатами, им не обязательно летать на эти поля. Всю химию приносит сюда ветер, для пчёл это уже крайне опасно, в отдельных случаях — смертельно. Да и для людей далеко не полезно, рассказали пчеловоды из села Новотырышкино Колыванского района.
По словам специалистов, пчёлы спокойно могут осилить расстояние в пять километров. И цветущий рапс они стороной не обходят. Хотя пользы от него мало. Рапсовый мёд быстро становится твёрдым. Да и сами поля с этим растением аграрии всё лето обрабатывают. И потому лучший выход для пасечников — держать своих пчёл как можно дальше от рапса.
Впрочем, даже это не служит гарантией того, что удастся сохранить пасеку от массовой гибели. И пчеловоды, и представители власти сходятся во мнении, что необходима дальнейшая работа над совершенствованием законодательной базы и методов контроля. Этим сейчас занимается рабочая группа в региональном парламенте, созданная по поручению председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива. Она в случае необходимости намерена решать различные вопросы в «ручном режиме». По крайней мере до тех пор, пока не заработает федеральный закон. Учитывая, что теперь его вступление в силу ожидается осенью, то есть с завершением сезона, оценить его эффективность на практике пчеловоды смогут лишь в следующем году.
- Разрушение естественной среды обитания. Из-за вырубки лесов и сокращения в них биоразнообразия (дятлов и белок, создающих дупла) пчёлам негде поселиться. В результате, оказываясь в лесу, пчёлы в лучшем случае попадают в ловушки пчеловодов, в худшем — доживают до зимы, а после остаются на съедение птицам.
- Обеднение медоносной базы. Уменьшение количества пчёл в лесах привело к тому, что биоразнообразие лесных цветущих растений практически исчезло. В распоряжении пчёл остаются только монокультурные посадки на сельскохозяйственных полях, неспособные обеспечить выработку крепкого иммунитета.
- Пестициды и химическая интоксикация. Монокультурные посадки, в свою очередь, часто подвергаются химической обработке, что приводит к гибели пчёл и других насекомых.
- Борьба с паразитами. Использование химических лекарств для борьбы с различными паразитами приводит к снижению иммунитета пчёл.
Материалы по теме:
Как сделать так, чтобы аграрии смогли защитить посевы, но при этом от химикатов не гибли пчёлы, разбиралась комиссия заксобрания по экологии
Массовая гибель пчёл в Новосибирской области подняла информационную бурю и поставила несколько острых вопросов