Жить театром
Директор театра «Глобус» Татьяна ЛЮДМИЛИНА — о Рождественском фестивале, женской режиссуре и взрослении

— Татьяна Николаевна, мы с вами разговариваем на пороге театрального фестиваля — одного из самых ожидаемых событий этой зимы. Какими принципами вы руководствовались при составлении программы?
— Особенность нашего Международного Рождественского фестиваля искусств — в персонализации ответственности. Основную фестивальную программу я составляю сама, поэтому, как говорится, все успехи и неудачи — только мои. Разумеется, с каждым годом работа над фестивалем усложняется: сегодня важно понимать все тренды и тенденции в нашей сфере, потому что театральная жизнь меняется с большой скоростью. Но для меня и моей команды неизменным остаётся главный аспект — у новосибирцев должна быть возможность познакомиться с последними яркими российскими премьерами, которые стали событием в театральном пространстве. Так исторически сложилось, что Рождественский фестиваль из года в год привозит самые значимые театральные постановки. Зрители наверняка помнят спектакль «Месяц в деревне» режиссёра Егора Перегудова, который привозил к нам МХТ имени А. П. Чехова, или замечательного «Дядю Ваню» Московского губернского театра в постановке Сергея Безрукова. Это большие полномасштабные спектакли, для которых первой гастрольной «точкой» стал Новосибирск. В сегодняшней фестивальной афише есть спектакль Владислава Наставшева «Повесть о Сонечке» — это одна из последних премьер Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, и это первый выезд спектакля на гастроли. Для нас это своеобразный вызов, потому что никто не хочет идти на творческие компромиссы: все хотят показывать свои спектакли так, как они проходят на родных сценах. Но театры в нас верят — мы в техническом плане много всего делаем, чтобы спектаклю было комфортно на нашей сцене.
— На какие риски приходилось идти ради комфорта гастрольного спектакля?
— Была интересная история с «Месяцем в деревне», когда на нашей сцене в декабрьскую стужу на две тонны сена лилось около трёх тонн воды. Я посмотрела этот спектакль в Москве и поняла: нужно везти его к нам! Мне сказали, что это абсолютно невозможно — нужна уникальная капельная система, которую вряд ли вы сделаете. После спектакля я поднялась на колосники МХТ, сделала несколько фотографий и отправила их нашему главному инженеру. И он тут же мне ответил: сделаем! Мы смонтировали эту систему, спектакль прошёл на сцене «Глобуса» с огромным успехом, а через несколько лет Егор Перегудов сказал мне, что мы были единственным театром, который смог принять «Месяц в деревне» на своей сцене. Это наше кредо — профессионализм и смелость.
— У каждого фестиваля есть своя миссия, какая у вашего?
— Моя главная задача — сохранить фестиваль в культурно-историческом контексте Новосибирска как всероссийский бренд. Да, существует большая внутренняя кухня по подготовке фестиваля, но она, по моему глубокому убеждению, никому не должна быть интересна. Потому что театр — это всегда сегодня, сейчас и навсегда. Зритель идёт в театр за волшебством, когда открывается занавес и случается чудо, которое происходит только в моменте. Знаете, я давно культивирую мысль, что оценка творческого продукта, неважно — спектакль, концертное исполнение, академическая музыка, — не может осуществляться по принципу «нравится / не нравится». Здесь работают совершенно другие критерии: зрительская востребованность, профессионализм, гастрольная карта, интеллектуальная мысль, оценка сценографической визуализации спектакля и многое другое. Только эти параметры могут быть критерием оценки творческого продукта. Да, у нас абсолютно все разбираются в медицине и культуре, но давайте будем профессионалами, которые не оперируют субъективными понятиями.
— Каждый театральный фестиваль — как ребёнок. Со своим характером и особенностями. Чем удивит зрителя Рождественский фестиваль в этом году?
— Нынешний Рождественский фестиваль получился фестивалем женской режиссуры. Мы открылись спектаклем театра «Современник» «Житие FМ» в постановке Галины Зальцман — она сегодня занимает лидирующие позиции в профессиональной режиссуре, очень состоявшийся и сформировавшийся режиссёр. Сойжин Жамбалова — представитель театральной династии Жамбаловых, про её спектакли сегодня много говорят и пишут. А те, кто ещё не знаком с её творчеством, то, поверьте, когда увидят её «Дядю Ваню» Новокузнецкого драматического театра, будут говорить: «Я видел спектакль Жамбаловой!». Я очень рада, что нам удалось привезти в качестве превью спектакль Дарьи Догадовой «Яга» Молодёжного театра Алтая — это яркая, неординарная и очень сложная история. Дарья — выпускница Новосибирского театрального института, молодая девушка, очень интересная, смелая в плане режиссуры. Мы с ней встретились в Барнауле, и она мне рассказала, что «Яга» едет на фестиваль молодой режиссуры в Москву, а потом в Санкт-Петербург — на фестиваль «Музыкальное сердце театра». Я говорю: подождите, а к нам? Фестивальная программа была уже свёрстана, но мы нашли место в афише — я очень рада, что мы представили спектакль Сибирского региона и нашего молодого режиссёра.
— Понятное дело, что в театре все направления — архиважные. Но всё-таки, что для вас в приоритете?
— На нашей сцене любят работать многие выдающиеся люди — Кирилл Крок, Константин Райкин, Евгений Писарев. Да, многое строится на личных отношениях, дружбе, единомыслии, но и техническая оснащённость театра играет в этом большую роль. Все знают, что у нас самая большая драматическая сцена в стране, но для меня важно уделять серьёзное интеллектуальное и финансовое внимание развитию нашей материально-технической базы. Практически все театры, которые приезжают к нам на гастроли, работают на нашем оборудовании, а ничто не меняется так быстро в театрах, как световая и звуковая аппаратура. Никого не интересуют прожекторы пятилетней давности — все хотят работать на ультрасовременном оборудовании. Поэтому мы стараемся покупать самые последние новинки, поддерживая современный технологический процесс.
— Я считаю, что зрителя надо завоёвывать в самом раннем детстве — через его родителей. Не ребёнок решает сходить на «Сказку о рыбаке и рыбке», а его мама с папой. Поэтому важно начать с раннего детства прививать малышу культуру посещения театра, чтобы он стал социализированной, интеллектуально развитой, начитанной и насмотренной личностью. А начинать надо с малого: сначала познакомить ребёнка с нашим проектом для самых маленьких «Малыши-придумаши», потом сводить его на детские спектакли малой сцены, чтобы потом перейти на большую сцену — сначала на самые простые и лёгкие постановки. И продолжать взрослеть вместе с нами — идти по жизни с театром. Да, это очень сложный процесс, но мы специально выстраиваем наш репертуар, чтобы ребёнок «переходил» из одного театрального «класса» в другой. Потому что невозможно впервые прийти в театр в 30 лет и сразу им очароваться — нужно пройти вместе с театром большой и важный путь.
— Главный режиссер — это человек, который работает на перспективу, вкладывая в театр и в труппу все свои знания и профессиональные навыки. Он должен в буквальном смысле слова жить в театре и брать на себя ответственность за его развитие и будущее, мысля стратегически и на долгую перспективу. Главный режиссёр «Глобуса» Сергей Захарин уже провёл большую работу: он ставит спектакли, наполняет пространство театра новыми идеями, очень уважительно относится к труппе театра — у нас складывается плодотворное сотрудничество.
— С директором театра Вахтангова Кириллом Кроком я познакомилась, когда он ещё занимал должность директора театра «Модерн». Мы с ним общались, потом наши пути разошлись, и спустя пару лет я ему позвонила — по общим театральным вопросам. «Вы знаете, я только что вышел из Министерства культуры РФ — меня назначили директором театра Вахтангова, — сказал он мне. — И вы первая, кто об этом узнал». Наше сотрудничество и дружба продолжились. У меня стояла задача — познакомить новосибирцев с выдающимися спектаклями его театра. Четыре показа спектакля «Война и мир», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Варшавская мелодия», «Повесть о Сонечке» и многие другие, не менее замечательные спектакли. Думаю, что они надолго останутся в памяти новосибирцев, как яркие события, меняющие жизнь.
Материалы по теме:

Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» отметил своё 95-летие!

Главный режиссёр «Глобуса» Константин ЯКОВЛЕВ — о премьере спектакля «Собаки» и надежде, которую должен давать людям театр

Директор театра «Глобус» Татьяна ЛЮДМИЛИНА — о «Пушкинской карте», «Золотой рыбке» и Рождественском фестивале искусств


