29.02.24

Про собак и людей

Главный режиссёр «Глобуса» Константин ЯКОВЛЕВ — о премьере спектакля «Собаки» и надежде, которую должен давать людям театр

ДОСЬЕ
КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВ
В 2005 году окончил Новосибирское государственное театральное училище по специальности «актёр театра драмы и кино», а в 2012-м — ГИТИС по специальности «режиссёр музыкального театра». С 2013 по 2021 год служил главным режиссёром Алтайского государственного музыкального театра. С 2019 года начал сотрудничество с пермским ТЮЗом в качестве режиссёра-постановщика, с октября 2021-го стал художественным руководителем театра. В июне 2023 года назначен на должность главного режиссёра Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 

В июне 2023 года Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» возглавил новый главный режиссёр — Константин Яковлев. Его первой работой в театре стал спектакль «Три мушкетёра» — по мотивам знаменитого романа Александра Дюма-отца. Сейчас он работает над спектаклем «Собаки», где сюжетной основой стала повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг!», написанная в 70-е годы прошлого века. Стая бродячих псов мечтает обрести счастье — как это похоже на нас людей, неправда ли?

— Про что будет ваша история?

— Для меня повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» — это, прежде всего, пронзительная тема сострадания, ответственности за свои поступки и одиночество. И сегодня она звучит с особой силой и пронзительностью. Люди иногда безответственно и жестоко относятся к своим домашним питомцам, забывая, что мы всегда в ответе за тех, кого приручили. В моём спектакле конфликт начинается с того, что хозяин предаёт собаку и она оказывается в овраге, где живут такие же одинокие псы. Кто-то стремится найти своего Человека, кому-то проще стать бродягой, а некоторых обуревает чувство отмщения. Они все пришли из разных «социальных слоёв», но их объединяет общая стая — и в этом, конечно, они очень похожи на людей. Можно сказать, что «Собаки» — это, прежде всего, о людях. Тема грустная, но спектакль будет пронизан нотами доброты, надежды и мягкой иронии — как и наша жизнь в целом. Все герои верят в светлый исход, их греет надежда, что существует некая дверца, за которой скрывается рай для собак. Это удивительно красивая и трогательная история, где финал заставит и детей, и взрослых испытать сильные эмоции.

— Мне кажется, что вот этот пласт советской романтической литературы сегодня незаслуженно забыт. А там же — россыпь жемчужная…

— Да, сегодня в мире не хватает добрых романтиков, каким был Константин Сергиенко для своего времени. Людям, а особенно детям и подросткам, нужны такие истории, где притчевым, но простым языком рассказывается о важных вещах. Мы все мечтаем о любви и понимании, нам важно, чтобы нас любили, мы страдаем, когда ощущаем нехватку любви. И в повести эта тема есть. Собственно, вся литература того времени пронизана этой темой, которая и сегодня вряд ли оставит кого-то равнодушным. Нашу премьеру мы адресуем, прежде всего, подросткам — театру важен диалог именно с этой аудиторией. На репетициях мы с артистами нашли особый способ звучания сложных общечеловеческих тем, чтобы он не вызывал у ребят отторжения, а наоборот, рождал эмпатию. Детям важно, чтобы с ними говорили искренне и честно, а не читали морали.

— Читала в одном из ваших интервью, что вашей жизнью правит цепь случайностей.

— Да, и она в итоге оказывается судьбой. Я мечтал стать артистом музыкального театра, но ошибся аудиторией и оказался на прослушивании у Анатолия Владимировича Ахреева, который набирал курс драмы. А после окончания Новосибирского театрального училища меня пригласили работать в Алтайский государственный музыкальный театр. И для меня, драматического артиста, это не было диссонансом — наш курс был занят в мюзикле «НЭП» в «Глобусе», я чувствовал музыкальный театр сердцем. Кроме того, мне обещали, что я смогу попробовать себя в роли режиссёра-постановщика. А во мне уже тогда жили эти амбиции и желания. Всё сложилось, я принял предложение и отработал в Барнауле почти 15 лет, поставив около сотни музыкальных спектаклей, многие из которых были номинированы на престижные театральные премии. Можно ли назвать случайностью, что я поступил в ГИТИС на курс Романа Григорьевича Виктюка, который в тот год вдруг решил набрать курс «режиссёр музыкального театра»? Наверное, уже нет.

— Кажется, вы человек лёгких движений — встали и полетели за своей синей птицей. Многим, к примеру, трудно отказаться от стоптанных тапок, в них же комфортно.

— Всегда с радостью шёл навстречу переменам — это мой способ исследовать мир. Думаю, что не стоит бояться крутых поворотов судьбы — творческим людям это только на пользу, не даёт закоснеть в профессии. А режиссёру тем более надо периодически менять локацию — когда ты десятилетиями работаешь в одинаковых обстоятельствах, это сильно истощает. Новое заставляет тебя развиваться и мыслить нестандартным способом. И для меня это очень важно. Поэтому, когда я окончил ГИТИС и получил предложение возглавить Пермский ТЮЗ в качестве главного режиссёра, а позже и художественного руководителя, то, не сомневаясь, принял решение: еду в Пермь! Поверьте, человеку, который отработал в музыкальном театре, уже ничего не страшно. Меня всегда удивляет отношение к музыкальному театру как к лёгкому и несерьёзному жанру. Кто так говорит — никогда не работал в музыкальном театре. Это отнюдь не лёгкий жанр, а очень кропотливая и трудная работа. Зритель видит на сцене яркое, искрящееся действие, но за ним стоит титаническая работа всего театра.

— С каким чувством перешагнули порог «Глобуса» уже в новом статусе?

— Для меня «Глобус» — это театр детства, я вырос на его сказках. Потом было студенчество и незабываемое время выпуска мюзикла «НЭП». Невероятно тепло и удивительно было вернуться туда, где я в первый раз встретился с театром, где меня, оказывается, ещё помнят — это дорогого стоит. «Глобус» — театр со своей историей и глубокой философией, театр, который помнит громкие режиссёрские имена и постановки, принесшие ему славу. И я должен всё это богатство сохранить, приумножить, улучшить. Репертуар будет и в дальнейшем насыщаться спектаклями по произведениям русской и советской классики. Есть мысль о реформах старейших театральных студий — вокала и пластики. Мы уже осуществили мою мечту — создали при театре молодёжную студию, состоящую из студентов НГТИ. У ребят теперь есть прекрасная возможность входить в профессию со студенческой скамьи, а у постановщиков не будет дефицита в молодых артистах. Думаю, что за счёт молодёжной студии пополнится труппа театра. На нас лежит огромная ответственность за формирование вкуса у молодёжи. Я всегда говорю, что театр кукол открывает человеку двери в театр, а вот ТЮЗ уже формирует вкус. И то, каким будет знакомство с молодёжным театром, во многом определит дальнейшие пристрастия молодого человека в искусстве и литературе.

— На ваш взгляд, в чём заключается сегодняшняя миссия театра?

— Театр должен помочь зрителю определиться с выбором: что мне нравится? Мюзикл? Драма? Современные постановки? Театр должен быть разным — смешным, глубоким, трагичным, романтичным. Но главное — он должен давать зрителю надежду. Всегда. От того, что человек вышел со спектакля с тяжёлым сердцем и ощущением «невыносимой лёгкости бытия», никому лучше не станет. Поэтому я не сторонник подобных постановок. Когда был молодым режиссёром, то, разумеется, мне хотелось быть своим в модном движении, но, сделав несколько спектаклей в жёстком формате, понял, что предаю свою органику.

СОБЫТИЕ



13 и 14 марта в театре «Глобус» состоится премьера спектакля «Собаки». Для главрежа молодёжного театра «Глобус» Константина Яковлева это уже второе обращение к сюжету повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!». Впервые он поставил «Собак» в 2007 году на сцене Алтайского театра музыкальной комедии, и это был рок-мюзикл. В новой версии музыка и хореография (композитор Янош Грига, балетмейстер Артур Ощепко) также сыграют значительную роль, но всё же это будет драматическая постановка. Инсценировок повести существует немало (одну из них создал сам автор произведения), однако режиссёру потребовалась новая адаптация, которую подготовила драматург Анастасия Букреева.
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»
back

Материалы по теме:

12.01.24 Театральная карта

Директор театра «Глобус» Татьяна ЛЮДМИЛИНА — о «Пушкинской карте», «Золотой рыбке» и Рождественском фестивале искусств

up