Под небом Колывани. Часть 2
Как монахини восстанавливали храм, где отдыхают колыванцы и чем знаменита деревня чатских татар?
Эти купола видны задолго до въезда в Колывань, причём с любой из сторон. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского при Покровском Александро-Невском женском монастыре — одна из главных достопримечательностей посёлка. Продолжаем путешествие по Колыванскому району, в первой части мы рассказали о купеческих особняках, крынках-колыванках, местных художниках и знаменитых путешественниках, бывавших здесь.
Каменный храм заложили на Нижней городской площади Колывани 2 мая 1882 года. Изначально однопрестольный храм вместимостью 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Но 1 марта 1881 года был убит император Александр II. И колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм на свои личные средства во имя небесного покровителя убитого царя — святого благоверного великого князя Александра Невского.
Церковь Александра Невского — памятник архитектуры регионального значения. На его территории находится ещё и исторический памятник — братская могила жертв колыванского мятежа 1920 года, известного как «Сибирская Вандея».
На площади перед храмом разбит прекрасный сад с цветником. «Только недавно люди начали соединять красоту и труд, раньше почему-то считалось, что в монастыре одни лентяи живут. И только лет пять назад к нам стали относиться иначе, поняли, что всё это стоит неустанных трудов», — говорит монахиня Мария, насельница монастыря.
Сейчас трудно представить, что в начале 1990-х здесь были руины. Освящённая в 1887 году церковь действовала до 1934 года. После войны, в 1946-м, по просьбам верующих её открыли, но уже в 1962-м снова закрыли. Беззащитный храм разрушался естественным путём и руками людей — разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили уникальный липовый пол.
Возрождение началось с 1990 года. 16 мая 1991 года в Колывань прибыл Святейший Патриарх Алексий II, во время своего первого визита в Сибирь. Название посёлка напомнило ему о родном городе Таллине, который до XII века в русских летописях именовался Колыванью. К слову, главный собор Таллина также посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому. Во всём мире больше 850 храмов носят его имя, фотографии некоторых из них размещены сейчас на выставке в монастыре — это храмы Франции, Австрии, Словакии, Болгарии, США.
Торжественное освящение храма после реставрации состоялось 19 июля 1992 года. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Надежда (Еремина), до этого на протяжении 20 с лишним лет она несла послушание в ризнице Вознесенского кафедрального собора в Новосибирске.
Снимать на фотокамеру внутри храма нам не разрешили, «Ведомости» — светское издание. Храм расписан в голубом цвете, с которым связан образ Матери Божией. Среди святынь — икона Казанской Божией Матери, ей больше ста лет. На службы сюда приезжает немало новосибирцев. По большим праздникам люди стоят плечом к плечу на всей площади перед храмом.
Сегодня в монастыре трудятся сорок сестёр, включая послушниц. «Возраст самый разный, от пришедших больше двадцати лет назад 16-17-летними, им уже около сорока, и 80-летние, которые пришли после выхода на пенсию. А последние три года пополнения не было, — продолжает матушка Мария. — Храм расписывали сёстры, только одна имела художественное образование, остальных выбирали по принципу — боишься высоты или нет. Если не боишься, значит кисточку в руках держать научим. А если боишься — сиди и молись на земле. Старицы непрерывно читали молитву, а сёстры поднимались и расписывали стены».
Водосвятная часовня на территории храма. Монахини несут каждая свои послушания — в храме, на клиросе, на колокольне, в иконописной мастерской, в ризнице, в просфорне, трапезной, котельной, подсобном хозяйстве. Одни овладели строительными специальностями, другие окончили курсы водителей — возят картошку и сено с монастырского поля, материал для стройки.
За живой зелёной оградой сада не видна жизнь самого монастыря. На подворье держат коров, коз и курочек, есть лама и фазан, на огороде и в теплицах выращивают овощи, а на отдельном поле — картошку. Урожаем делятся с приходами, больницами, детскими учреждениями и малоимущими семьями. Сёстры также заботятся о престарелых и больных прихожанах храма и проводят занятия для детей в Воскресной школе.
Мы продолжаем путешествие. Всего в 4, 5 километрах от Колывани находится место, где стоял прежде Чаусский острог. Живописные берега реки Чаус привлекают туристов и любителей природы. Многочисленные озёра и речные заводи манят к себе рыболовов и охотников. Вдоль Оби петляет, забирая воду из болотистых низких берегов, Уень-река, в ней до сих пор встречается белорыбица — нельма, — но ловить её нельзя.
В деревне Чаус памятный камень на месте Чаусского острога установили к 300-летию основания форпоста — в 2013 году. В будущем году ещё одна дата — 200 лет, как был «учреждён город Колывань и назначен он из Чаусского острога», а стоял он именно здесь. Сегодня это маленькая деревенька, 120 жителей плюс дачники.
Деревня Оёш в трёх километрах от Колывани знаменита тем, что здесь проходит Фестиваль военно-исторических реконструкций «Сибирский огонь», получивший общероссийскую известность. На фестиваль съезжаются сотни и тысячи реконструкторов со всей России. В 2019 году на его площадках побывали более 50 тысяч зрителей. Проект стал лауреатом региональной и национальных премий. И сейчас претендует на звание «Сокровище России» в конкурсе журнала National Geographic Traveler (номинация «Традиционный праздник, событие или фестиваль»). Проголосовать за «Сибирский огонь» можно, залогинившись на сайте онлайн-голосования через одну из соцсетей (отдельная регистрация не требуется).
В 2020-м фестиваль отменили, а в нынешнем году «Сибирский огонь» из-за третьей волны ковида решили провести онлайн. По постановлению губернатора Андрея Травникова и по согласованию с министром культуры региона Натальей Ярославцевой девятый фестиваль военно-исторических реконструкций «Сибирский огонь» состоится 14 августа, принять участие в нём смогут не более 500 реконструкторов, для зрителей будут организованы прямые трансляции. А мы едем дальше — в деревню Юрт-Ора.
Фото www.turizm.nso.ru
Наш путь лежит мимо страусиной фермы, где, кроме страусов, живут и другие животные — орловский рысак, шетлендский пони, камерунские козы. В районе складывается своё туристическое «Колыванское кольцо»: в инвестиционном паспорте за 2020 год администрация района предложила шесть туристических маршрутов — на транспорте, сплав по реке, пешие, зимой — на снегоходах, лыжах. Основные направления — экскурсии, отдых, рыбалка. Перспективы для вложения в подобный бизнес вполне реальные, поскольку рынок туристических услуг ещё только складывается. К примеру, до пандемии, в 2019-м, рабочий посёлок Колывань и Колыванский район посетили около 70 тысяч туристов.
Фото Александра ГРИБАКИНА
Село Скала идеально подходит для организации агротуризма: кроме одноимённого ЗАО, здесь работает около 40 предприятий, в том числе по производству мебели. В 2022 году Скала будет отмечать 300-летие, основано село в 1722 году староверами, отказавшимися присягать Екатерине. А на подъезде к селу возвышается живописная рыже-жёлтая гора — карьер, где добывают щебень и глину трёх видов. Как утверждает наш гид, экскурсовод Колыванского краеведческого музея Юлия Узких, месторождение известно давно, секрет прочности крынок-колыванок именно в сочетании разных местных глин.
От Колывани до Юрт-Оры — 22 километра. И это один из интереснейших пунктов на карте туристической Колывани. В подворье чатского татарина приезжают туристы со всего света, здесь бывали гости из Франции, Германии, Колумбии, Австралии, Канады. Неделю назад приезжала компания блогеров Сибири. Музейный комплекс открылся в 2018 году, а статус регионального исторического памятника Юрт-Ора получила ещё в 1994-м. Деревня расположена на месте традиционного расселения и проживания чатских татар с VIII века, чаты — коренное население Сибири. Рядом находится древнее городище — памятник археологии. Экспедиция под руководством Сергея Колонцова, сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, обнаружила здесь старые оборонительные линии древней крепости, — Чатского городища.
Навиль Шагабутдинов — инициатор возрождения села и председатель общественной организации «Сохранение наследия чатских татар» — рассказывает нам о том, как был устроен быт в традиционном доме. Такой утюг, заправленный горячими углями, мог работать автономно, печь была выложена наподобие русской, но в ней не было полати, а почётное место для отдыха — тор — находилось на возвышении, которое ночью служило кроватью для родителей, а под ней в свою очередь был встроенный горизонтальный шкаф для хранения вещей.
Одежда богатых татар во время Петра I — её можно примерить и сделать фото на память. История взаимоотношения чатских татар и русских началась ещё до строительства Чаусского острога. Подробно об этом рассказывает книга известного новосибирского писателя Анатолия Садырова «Осетровые ямы» (2014 год). В Колыванском районе чаты компактно проживают ещё в деревне Юрт-Акбалык, но уникальность Юрт-Оры в том, что жителям удалось сохранить чатский диалект.
В этом доме всё устроено так, как было в родном доме Навиля Шагабутдинова. К примеру, в такой же спальне росли девять детей, на кровати спали бабушка с внучкой, в колыбели — самый младший ребёнок, а другие — на полу. Утром, когда вся ватага отправлялась в школу, бабушка наводила красоту в комнате. Подполковник запаса, замполит горно-стрелкового батальона в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, Навиль Шагабутдинов мог сделать хорошую военную карьеру, но в начале 1990-х вернулся на родину и начал свой новый путь — возрождение села, — заразив этим односельчан и тех, кто затем помог осуществить его проекты.
Во дворе усадьбы чатского татарина расположены летняя кухня, баня по-чёрному, загон для скота, колодец, чулан — всё это не макеты, а реальные постройки — как во дворах жителей Юрт-Оры на протяжении многих веков.
С приходом тепла хозяйка перебиралась в летнюю кухню, где готовила и обслуживала семью до самого снега. Сейчас в летней кухне кормят туристов, а когда их много, столы накрывают во дворе. В тот день, когда мы приехали в усадьбу, был большой праздник — Курбан-байрам, и нас угощали чаем с традиционными татарскими сладостями.
За деревней проходил Московский тракт. Многие чатские семьи держали лошадей, снабжая тракт живым транспортом и занимаясь извозом, процветало и шорное ремесло. Нынешний богатый музейный фонд собирали всем селом, и он продолжает пополняться.
Ещё одна достопримечательность Юрт-Оры — одновесельные лодки-долблёнки, по-татарски «кеме». Учёные проводили исследование в 1970-х годах и были удивлены, как эти технологии дожили до нашего времени. По словам Навиля Хасановича, в 1960–1970-х годах такую лодку имел каждый уважающий себя мужчина. Делали их из ствола ветлы (дерево рода ивовых) вот таким специальным топором. Толщина стенок всего 1,5 сантиметра.
Жизнь на Оби тесно связана с рыбацким промыслом. Способы ловли и снасти отличались сезонностью. Как-то весной, когда только сошёл лёд и вся деревня отправилась на берег ловить «рыбку в мутной воде», пятилетнему Навилю с братом посчастливилось поймать 10-килограмовую щуку. А дело было так: родной дядя попросил их посмотреть за снастью кору («водоворот»), а сам пошёл пообедать, мальчишки присели караулить, снасть задёргалась, брат попытался тащить, крикнул, сбежались мужики, помогли вытянуть рыбину. Решать, кому достанется трофей, пришёл весь берег, старейший аксакал после подробных расспросов присудил рыбину мальцам, а дяде, успевшему к разбору, пришлось согласиться. «Родители были потрясены, ели мы щуку три дня, и с дядей, конечно, поделились», — смеётся Навиль Хасанович.
В Юрт-Ору потихоньку возвращаются жители, строят новые дома, пусть даже и в качестве воскресного жилища. Кому-то захотелось иметь здесь своё родовое гнездо. В деревне появилась улица с символичным названием — Новая.
«Возрождение села началось с возведения мечети, чтобы душу народа вернуть. По русским летописям это восьмая мечеть в Юрт-Оре. В седьмой, когда её превратили в клуб, я занимался шахматами и ходил на танцы, пока не уехал учиться, — рассказывает Навиль Хасанович. — А эту мечеть мы строили на самом грязном месте, потому что старое уже было занято. Мне сон приснился, я утром встал, побежал к брату: бери топор и кол, вот здесь бей, — а там куча мусора строительного. Люди начали возмущаться: Навиль самое грязное место выбрал, рядом с лужей. А я сказал: это место будет самым чистым и притягательным, так и случилось. Потом оказалось, что в этой куче были свалены валуны, лежавшие в основании прежней мечети».
Когда Навилю Шагабутдинову перевалило за пятьдесят, душа «начала болеть, потянуло к вере», желание научиться читать Коран было так велико, что он, имея два военных образования — училище и академию, — поступил в Российский исламский институт в Казани. Учился шесть лет, окончил в 59 лет и сейчас является председателем и имамом мусульманской организации «Иман» деревни Юрт-Оры.
Навиль Хасанович исполнил свою мечту и теперь может открыть любую суру и читать её, понимая смысл.
Обелиск в центре деревни посвящён участникам Великой Отечественной войны. Из Юрт-Оры на фронт ушли 67 человек, а дворов в деревне в то время было всего 45.
Бессмертный полк здесь стоит в самом центре села — о каждом участнике войны рассказывает отдельный стенд: когда призван, за что награждён, какой боевой путь прошёл. На домах, откуда ушли на фронт земляки, установили таблички, а за деревней высадили аллею родовых деревьев.
Новый проект, который задумали в Юрт-Оре, — макет пристани; заявку на очередной грант подали в областное министерство регионального развития. До середины 1990-х годов в деревне была пристань. В своё время к ней причаливал ходивший по Оби пароход «Урицкий». Пристань была оживлённым местом. Здесь встречали свадьбы, на берегу собиралась вся деревня, из нарядных повозок жених и невеста выбирали лучшую и на ней отправлялись кататься, хозяину же полагался приз. Одним словом, туристам здесь слушать не переслушать, смотреть не пересмотреть…
Колывань — край, где вас ждут удивительные открытия, активный отдых и невероятной красоты природные пейзажи.
Материалы по теме:
ЕДЕМ В НСО. В год 85-летия нашей области мы складывали портрет региона, представляя каждый район с его историей, красивыми местами, уникальными особенностями. Подводим итоги проекта
ЕДЕМ В НСО. Сельскохозяйственный пояс сибирского мегаполиса, Обское море и «лёгкие» сибирского региона — Кудряшовский бор. Всё это — Новосибирский район
ЕДЕМ В НСО. Как проклятая река стала ягодкой и кто скрестил песца с мамонтом? Узнаем, изучив историю Каргатского района
ЕДЕМ В НСО. Турнаевский храм, памятник ямщику, парк на месте базара — чем примечателен Болотнинский район?
Взявшись семь лет назад за спасение умирающего сельхозпредприятия, фермеры подняли своё хозяйство до уровня победителей областного соревнования
Барабинский район — территория, которая по праву считается перспективным экономическим пространством. О развитии района, успехах и планах мы поговорили с главой администрации Игорем КУТЕПОВЫМ
ЕДЕМ В НСО. Знаменитое озеро Чаны, снежные призраки и краснокнижные птицы — всё это маленькая страна озёр и рек на карте нашего региона — Барабинский район
ЕДЕМ В НСО. Чуйский тракт, серебряный конь, чёрная береза и картинная галерея — сегодня мы рассказываем о Черепановском районе
Колхоз имени XX съезда КПСС Тогучинского района открывает уникальные направления в элитном семеноводстве
2022 год для Тогучинского района стал удачным во многих отраслях и сферах экономики. Предварительные итоги подводит глава района Сергей ПЫХТИН
ЕДЕМ В НСО. Подземные недра, черневые леса и горнолыжная трасса — чем ещё богат Тогучинский район?
ЕДЕМ В НСО. Артефакты эпохи неолита, казачий форпост и купеческие кварталы — сегодня мы знакомимся с богатой историей Венгеровского района
«Ведомости» представляют музеи, ради которых стоит отправиться в путешествие по Новосибирской области
ЕДЕМ В НСО. Уникальная природа, термальные источники и богатая история: сегодня мы гостим в одном из отдалённых районов области — Усть-Таркском
ЕДЕМ В НСО. В самом центре Новосибирской области лежат земли Убинского района, славные своей историей и щедрые на природные богатства
ЕДЕМ В НСО. Прекрасные храмы, лечебные озёра и единственный в регионе сельский художественный музей — сегодня мы гостим в Чистоозёрном районе
ЕДЕМ В НСО. Как живёт сегодня Чановский район и что помогает двигать вперёд его экономику? Об этом рассказывает глава Чановского района Виктор ГУБЕР
ЕДЕМ В НСО. Эта земля помнит охотников и рыболовов неолита, средневековых кочевников, ссыльных декабристов и первых строителей Транссиба. Знакомьтесь: Чановский район
ЕДЕМ В НСО. От древнего метеорита до купеческих особняков: знакомимся с самым удалённым от Новосибирска районом области — Кыштовским
ЕДЕМ В НСО. Здесь кипели средневековые битвы и жил уральский сказитель Бажов: представляем самый большой район Новосибирской области
ЕДЕМ В НСО. Здесь отметились кочевые племена, монгольские завоеватели и ссыльные русские бунтари. Как сейчас живёт Доволенский район?
ЕДЕМ В НСО. Палеонтологическая находка, музей космонавтики и крестьянская история — чем ещё знаменит Коченёвский район?
ЕДЕМ В НСО. Знаменитый Филимоновский рям, запасы торфа и сапропели, озёра Иткуль и Солёное — всё это Чулымский район
ЕДЕМ В НСО. Председатель Совета депутатов Маслянинского района Вячеслав ЯРМАНОВ — о конкуренции за молодёжь, секретах привлечения федеральных денег и бурном развитии туризма
ЕДЕМ В НСО. Эту землю называют сибирской Швейцарией, а её живописные пейзажи и природные богатства привлекают всё больше желающих к ним прикоснуться
ЕДЕМ В НСО. Cозданное с нуля предприятие ООО «Рубин» в Краснозёрском районе стало лидером сельхозпроизводства Новосибирской области
ЕДЕМ В НСО. Около 40 озёр, два памятника природы регионального значения, уникальный музей под открытым небом — всё это Краснозёрский район
ЕДЕМ В НСО. Как на месте чатского Чингис-городка выросло село русских поселенцев и чем оно знаменито сейчас?
ЕДЕМ В НСО. Как приезд на Алтай премьера Столыпина связан с историей села Баган и как переводится это название с тюркского?
ЕДЕМ В НСО. 2 июля Куйбышев отмечает 300-летие: какие тайны открылись при раскопках и восстановлении Спасского собора?
Возрождённое хозяйство за несколько лет стало одним из флагманов растениеводства не только Искитимского района, но и всей области
Глава Искитимского района Юрий САБЛИН — об экономическом развитии территории, успехах и перспективах
ЕДЕМ В НСО. Удивительная природа, легенды и святые места — всё это привлекает многочисленных туристов в Искитимский район
ЕДЕМ В НСО. Как столыпинские указы и строительство Транссиба способствовали заселению территории Татарского района? И какое отношение к нему имеют татары?
ЕДЕМ В НСО. Здвинский район — это заповедный край перелётных птиц и место, где стоял древнейший город в Новосибирской области