09.02.17

Картина мира по звёздам

Директор новосибирского Детско-юношеского центра «Планетарий», член правления планетариев России, автор книги «Дракон, пожирающий солнце» Сергей МАСЛИКОВ о возвращении астрономии в школу, «охоте» за затмениями и жажде открытий.

— Сергей Юрьевич, в эти дни пять лет назад открылся планетарий. Будете отмечать эту дату?


— Пять лет не тот срок, чтобы бить фанфары. Для нас, всего коллектива, важно организовывать интересные мероприятия для детей. В эти дни проводили первую Всероссийскую олимпиаду по астрономии «Малая Медведица» для учащихся 5-7 классов. Для нашего планетария это большое событие, более важное, чем пятилетие.


К нам приехали гости из разных городов и регионов России и Казахстана — Москвы, Ижевска, Казани, Иркутска, Томска, Бийска и других. Все знают, что есть Всероссийская олимпиада школьников, в которой принимают участие ученики 9-11 классов, в январе как раз прошёл региональный этап. Младшие и средние школьники ею не охвачены, а именно в этом возрасте нужно закладывать интерес к астрономии. И вот Международное астрономическое общество со штаб-квартирой в Москве, Ассоциация планетариев России и Молодёжный образовательный Космоцентр Звёздного городка решили проводить такую олимпиаду и передали нам, в Новосибирск, полномочия по проведению первой Олимпиады. Региональные этапы прошли в 13 регионах, правда, не все смогли приехать, в финальном этапе примут участие девять команд, включая новосибирскую. Кроме участия в олимпиаде, ребята должны интересно провести здесь время.


— Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в одном из первых своих интервью объявила, что астрономия должна вернуться в школу. Насколько я понимаю, для вас это особенно важно?


— Астрономическая общественность давно этого добивалась, проводили опросы, доказывали, почему это необходимо. И теперь, конечно, все с нетерпением ждут, когда начнутся практические шаги по реализации. И без дела не сидят, проводят мероприятия, популяризирующие астрономию. К примеру, у нас в планетарии для разных возрастов школьников есть занятия — это и наблюдательная астрономия, и история астрономии, и решение задач, и подготовка к олимпиадам.


— Много говорят о том, что астрономия, в том виде, в каком она преподавалась, — достаточно сложный предмет.


— Действительно, было сломано немало копий на этот счёт. В октябре прошлого года я участвовал в двух конференциях, посвящённых вопросам астрономического образования, — в Нижнем Новгороде и Иркутске. Почему астрономия сейчас может показаться сложным предметом? К сожалению, упал общий уровень математического образования. Мы видим это по тому, как ребята решают задачи олимпиадного уровня. Увы, не очень хорошо. На Всероссийской олимпиаде школьников максимальное число баллов — 48, редко набирают половину. Тем не менее, астрономия очень нужна, как дисциплина, завершающая обучение в школе. Это не просто наука, она показывает место человека в мире, в пространстве, во Вселенной. Человек, который освоил астрономию, не зацикливается на узких повседневных проблемах, а более широко смотрит на мир. В этом смысле она всегда была на первом месте, потому что раскрывала перед человеком картину мира. А что касается сложности предмета — может, стоит убрать из школьного курса слишком сложные моменты, но добавить новейшие знания?


— С тех пор как в наших школах перестали преподавать астрономию, а это 1991 год, произошли фундаментальные открытия, начиная с того, что в Солнечной системе уже не девять планет…


— Да, ещё в 2006 году Международный астрономический союз исключил Плутон из числа основных планет. Открыты и другие планеты, подобные Плутону, — их выделили в отдельный класс планет-карликов. Или, к примеру, планеты у других звёзд, экзопланеты, раньше мы об этом только фантазировали, а теперь точно знаем, что почти каждая звезда обладает планетной системой. Изменилось наше понимание эволюции Вселенной: оказывается, её расширение никогда не остановится, она будет расширяться до бесконечности. Учёные говорят о «тёмной материи», «тёмной энергии», о которых раньше и не слыхивали. Многие страны вкладывают в развитие астрономии гигантские суммы, новые телескопы возводятся на земле, запускаются в космос. Развитие происходит очень быстро, и наши дети должны об этом знать.


— Сколько сегодня ребят занимается в студиях и объединениях планетария?


— В этом году работает 30 детских объединений, в них на постоянной основе занимаются 940 детей. Увеличиваем количество педагогов, приглашаем новых. Выходим за пределы планетария, потому что своих аудиторий уже не хватает, наши педагоги работают на базе других образовательных учреждений — в Аэрокосмическом лицее, в некоторых школах. Мы ведь являемся учреждением дополнительного образования, единственным в своём роде в России, в основном планетарии относятся к учреждениям культуры. На разовые уроки к нам в течение всего года по заявкам приезжают школьники, финансируемся мы из муниципального бюджета. Всего в течение года принимаем около 120 тысяч посетителей, из них около сорока тысяч школьников на бесплатной основе.


— Была идея строительства на территории планетария политехнического музея. Есть движение в этом направлении?

 

— Жизнь заставляет пересматривать планы, мы обсуждаем сейчас более скромный вариант. Нам жизненно необходимо воплотить хотя бы часть того большого проекта, который мы озвучивали во время приезда министра образования Дмитрия Ливанова в конце 2015 года. Пока это на уровне идей, говорить особенно не о чем, но работа продолжается, периодически собирается инициативная группа, думаем, куда двигаться и как правильнее это делать. В прошлом году установили на территории павильон «Марс — 2033», где демонстрируются экспонаты по физике, наши лекторы проводят там занятия, но, к сожалению, только в летний период. Что касается музея, рано или поздно, я думаю, это свершится.


— Была также идея вырастить своего космонавта. Работаете над этим?


— Отряд юных космонавтов мы набираем каждый год, занятия проводят разные специалисты — наши и приглашённые. К нам регулярно приезжают космонавты, за пять лет существования планетария здесь побывали девять космонавтов. В этот раз к нам повторно приехал лётчик-космонавт Салижан Шарипов, он руководитель образовательного Космоцентра в Звёздном городке. Мы участвуем в проектах, которые проводит Звёздный городок. В эти дни на Всероссийскую олимпиаду по астрономии к нам приехали несколько известных астрономов: председатель Международного астрономического общества Николай Николаевич Самусь; наш давний друг, директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Сергей Артурович Язев. Они не только с ребятами будут работать во время олимпиады, но и прочитают лекции для любителей астрономии и учителей. Мы проведём также круглый стол с педагогами.


— Да, это ведь целая проблема — подготовка учителей, которые будут вести астрономию в школе?


— Я уже мимоходом говорил о проблемах математического образования. Мы в прошлом году провели общегородской Фестиваль математики совместно с департаментом образования мэрия, в общей сложности вместе с планетарием было задействовано десять площадок в разных школах города, том же Аэрокосмическом лицее. Решили проводить фестиваль каждый год 1 апреля, это не только День дураков, как привыкли считать, в Академгородке его отмечают как День математика. По итогам прошлого фестиваля мы издали сборник с квестами и задачками. Математика может быть по-настоящему увлекательной. К примеру, дни рождения отмечаются раз в 365 дней, а почему бы и не другие крупные даты? Скажем, прожил человек 1000 дней, 2000 дней или один миллион секунд, чем не повод!


— Тут серьёзные подсчёты потребуются… Если говорить о результатах, ваши выпускники уже радуют?


— На самом деле, основная задача дополнительного образования не создание звёзд, а работа на общей уровень знаний. Президент поставил на ближайшие годы задачу охватить дополнительным образованием 70 процентов всех школьников, чтобы ребята могли получать и осваивать навыки в тех сферах, которые им интересны. Если говорить о достижениях — наш коллектив проводит большую работу по подготовке и участию детей в конкурсах и фестивалях всероссийского уровня, ребята и педагоги получают призовые места, особо отличившиеся дети посещают Звёздный городок. Собралась уже большая папка достижений. Больше всего их в астрономическом направлении, успешно работает авиамодельный кружок. Чем ещё у нас занимаются ребята? Космическая география, космическая биология, космическая погода, экология Земли и космоса, инженерная биология, экспериментальная физика, естествознание, роботы, компьютерная графика. Есть своя студия мультипликации. Наше литературное объединение «Геликон» стало победителем всероссийского конкурса, мы каждый год издаём сборники детских работ. Ребята демонстрируют нетривиальный подход и к повседневной жизни, и к космосу. Я сам с удовольствием читаю.


— С другими планетариями обмениваетесь технологиями?


— У нас есть своя киностудия, где создаются полнокупольные программы: и камерами снимаем, и 3D–объекты создаём, и монтируем с использованием цифровых технологий. Сейчас по итогам олимпиады планетарии-участники получат в подарок две наши лекции для показа на куполе — «Мифы и легенды звёздного неба» и «Туманности».


— Вот интересно, когда вы сами впервые посмотрели в телескоп?


— Сейчас уже трудно вспомнить, но точно это был самодельный телескоп, других в нашем детстве не было. Собственноручно собирали из очковых линз подзорную трубу и смотрели в небо. В 6-м классе я организовал в школе кружок, мы с ребятами собирались после уроков, делали доклады, рисовали газету «Юный космонавт», конструировали ракету. Жил я в сельской местности, в Томской области, учителей астрономии у нас не было, и школа была восьмилетка.


— А потом в Томске же начинали работать в планетарии?


— Да, я закончил в Новосибирске НИИГАиК, сейчас это СГУГиТ, работал в планетарии института, потом в томском, так что это уже третий в моей жизни планетарий.


— Вряд ли вы в детстве мечтали стать директором планетария. Тогда кем —космонавтом или астрономом?


— Я, когда окончил институт, собирался заниматься наукой, причём небесной механикой, изучением движения небесных тел, искусственных спутников Земли, спутников планет. К счастью, мне удалось несколько лет своей жизни посвятить этому делу. Потом, в 90-е годы, уже было не до науки, приходилось выживать. Сейчас у меня есть возможность работать не только директором планетария, но и вернуться к науке, что я и делаю, — занимаюсь историей астрономии, исследованиями астрономических инструментов.


— И тех старинных инструментов, что стоят в витринах фойе?


— Да, астролябии старинные, угломерные геодезические инструменты, теодолиты старые — это всё из области моих научных увлечений.


— Были ли у вас, как у любителя-астронома, свои открытия?


— К сожалению, это удел немногих. В России в последнее десятилетие только 2-3 человека открыли новые астрономические объекты, если говорить о любителях астрономии. И вот сейчас наша задача донести до любителей идею, что открытия возможны и в наше время, они стали доступнее. Кстати, у нас, в Новосибирске, немало любителей астрономии. Ежегодно в сентябре проводится Сибирский астрономический форум «СибАстро». Действует Новосибирское астрономическое общество, которым руководит Антон Савельев, известный телескопостроитель. Так вот, обсерватории всего мира непрерывным потоком выдают информацию, сами астрономы не успевают её обрабатывать. Эти данные открыты — бери, обрабатывай, изучай, открывай, не надо даже своего телескопа иметь. С помощью снимков, полученных телескопами мира, можно открывать новые звёзды, кометы, галактики. В эту работу включились астрономы-любители: например, Игорь Чекалин из Таганрога, которого мы приглашали сюда, обрабатывал фотографии, полученные Европейской южной обсерваторией, и выиграл конкурс, его пригласили в обсерваторию в Чили, где он работал некоторое время. Естественно, это кропотливая работа, без труда ничего не получится. Но самое главное, что это сейчас доступно каждому, кто жаждет открытий.


— Вы в своё время трудились на новосибирском приборостроительном заводе, а сами собирали знаменитые телескопы ТАЛ, не сразу же стали заместителем директора?


— Нет, не собирал, я занимался маркетинговыми вопросами, продвижением телескопов — в основном на экспорт. Телескопы ТАЛ — целая эпоха в жизни любителей астрономии не только России, но и за рубежом. Завод продавал телескопы в Канаду, в европейские страны. В Мюнхене в Музее науки и техники, крупнейшем музее мира, в экспозиции рядом с другими телескопами стоит наш новосибирский ТАЛ. Особенно меня удивило, что большое количество телескопов продаётся в Иран. Потом, когда я туда съездил, понял почему. Люди ведут трезвый образ жизни в силу религиозного мировоззрения, им нужно занимать свободное время, есть много разных увлечений, и астрономия одно из них. Я посетил астрономический центр в Тегеране, который в своё время открывал Георгий Михайлович Гречко.


— Будет ли продолжение у вашей книги «Дракон, пожирающий солнце» о солнечных затмениях?


— Следующее затмение в Новосибирске случится нескоро. Я причисляю себя к так называемым охотникам за затмениями. Мы время от времени выезжаем в разные страны. К примеру, в 2016 году затмение можно было наблюдать в Индонезии. Из России выезжала большая группа — любители астрономии из Новосибирска, Иркутска, Москвы. Мне тоже довелось участвовать. Мы не столько какие-то научные данные пытаемся получить, просто это очень увлекательно. Отправляешься в экстремальные точки планеты. В тот раз был огромный город в Индонезии, полтора миллиона населения, а белые люди там в диковинку. Три дня славы, так сказать. Еще одна интрига в том, удастся ли увидеть затмение, позволит ли погода. Можно проехать тысячи километров, а потом солнце закроется облаками, и ничего не увидишь. Так тогда и случилось: из восьми участников экспедиции солнечную корону увидел и сфотографировал лишь один, поскольку мы распределись по полосе и находились в разных местах. В тот раз повезло не мне.


— А когда вам повезло, в 2012 году, в Австралии?


— Удача улыбнулась нам летом 2009 года в Китае, в районе Шанхая. Туда весь мир съехался, были и те, кто приезжал в Новосибирск в 2008 году наблюдать затмение. В нашей команде было около тридцати человек, мы чуть ли не единственные увидели затмение. Хотя обстановка была очень сложная, облачная, нам удалось найти как раз то место, где образовалась прореха в облаках.


— Какое небо вам больше нравится — южное или северное?


— Южное небо, конечно, интересное, но незнакомое, поэтому немного чужое. Мне больше нравится наше, я его достаточно хорошо знаю. Люблю вечером или ночью на даче выйти, пробежаться взглядом по созвездиям, вспомнить, где какие звёзды, сверить по ним какие-то личные ощущения и снова захотеть жить ярче.


Марина ШАБАНОВА / Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

08.09.20 Сквозь время и пространство

Учитель физики и астрономии Илья ОРЛОВ о том, как он открывал бозон Хиггса и реальны ли путешествия во времени

30.07.19 Заоблачный атлас

Лектор Новосибирского планетария Андрей Никифоров — о земных следах метеоритов, небе над Новосибирском и аргументах для «лунных отрицателей»

03.08.17 Человек-астероид

Легенда отечественного телескопостроения, автор проекта новосибирского астрофизического центра Леонид СИКОРУК о детских впечатлениях, первой любви и восторге наблюдателя.

Новости  [Архив новостей]

up