Точки боли
Кадровый вопрос, борьба с туберкулёзом, организация паллиативной помощи — проблемы сферы здравоохранения в регионах Сибири обсудили Уполномоченные по правам человека
Нина Шалабаева уверена: предложения омбудсменов по проблемам здравоохранения будут востребованы.
Координационный совет уполномоченных по правам человека регионов Сибирского федерального округа, посвящённый правам граждан в сфере здравоохранения, связанных с этим проблемам и практикам их решения, прошёл в Новосибирске 25 октября. Он был приурочен к 10-летию института Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.
Приветствуя коллег из регионов, Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева выразила уверенность: совместное обсуждение путей решения проблем здравоохранения окажется результативным, а выработанные омбудсменами предложения будут востребованы и реализованы на практике.
Своё выступление Нина Шалабаева посвятила практикам борьбы с туберкулёзом и ВИЧ-инфекцией в Новосибирской области, проблемам в этой сфере и путям решения. Она привела неутешительные для участников статистические данные: при среднем уровне заболеваемости ВИЧ по РФ 39,2 на 100 тысяч населения в большинстве регионов СФО эта цифра значительно выше: от 59,26 в Омской области до 94,41 в Красноярском крае. Новосибирская область посередине — 71,6. Если анализировать по федеральным округам, то СФО тут в лидерах, что, понятно, не радует. Во многих сибирских регионах превышены среднероссийские показатели и по туберкулёзу.
В Новосибирской области заболеваемость туберкулёзом снижается довольно динамично — ожидается, что в 2023 году она с показателя 58,2 на 100 тысяч населения снизится до 32,2. Тем не менее в ряде районов ситуация остаётся неблагополучной. Нередко туберкулёз и ВИЧ идут бок о бок — треть всех стоящих на учёте ВИЧ-положительных пациентов имеют в анамнезе и вторую инфекцию.
45,9%
сегодня составляет износ зданий подразделений противотуберкулёзных служб в Новосибирской области при рекомендованном значении не более 24%.
В последние годы в регионе уделяется большое внимание развитию инфекционных служб, подчеркнула Нина Шалабаева, это позволило решить многие проблемы пациентов. Увеличились площади Центра СПИД, на его базе открыт кабинет противотуберкулёзной помощи, что повышает доступность услуг фтизиатров для пациентов с ВИЧ и помогает раннему выявлению туберкулёза. Реорганизуется противотуберкулёзная служба области, строится долгожданный новый инфекционный стационар на 504 койко-места. Новосибирский омбудсмен высоко оценила практику работы «тест-мобилей», выезжающих на людные городские площади, где сделать тест на ВИЧ может любой прохожий. Она рассказала об уникальном опыте семейного наблюдения в поликлинике Центра СПИД, где вся семья наблюдается у одного врача. Разработаны алгоритмы оказания медицинской помощи больным туберкулёзом в ФАПах, участковых больницах и врачебных амбулаториях, проведено обучение их работников.
В числе проблем, препятствующих снижению заболеваемости, Нина Шалабаева назвала внутреннюю и внешнюю миграцию. В качестве примера она привела схему: инфицированный человек освобождается из мест лишения свободы, информация об этом приходит в поликлинику, оттуда по указанному в документах адресу направляется специалист, а человек там давно не живёт. Решение проблемы — заключение соглашения с МВД для установления актуального места жительства таких людей. Для противостояния росту заболеваемости в связи с внешней миграцией омбудсмен предлагает внести изменения в нормативно-правовые акты освидетельствования иностранных граждан. Ещё один трудный вопрос — невозможность на правовом уровне заставить лечиться беременных ВИЧ-инфицированных женщин. По мнению Нины Шалабаевой, их ответственность должна быть прописана законодательно, так как при этом риск инфицирования будущего ребёнка очень высок.
«Тест-мобили» выезжают на людные городские площади, где сделать тест на ВИЧ может любой прохожий.
Не менее актуальные вопросы поднимали и другие участники заседания. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семёнова рассказала о проблемах транспортной доступности медицинской помощи беременным и роженицам. Иркутская область — регион очень обширный, и с рядом северных районов есть только авиасообщение. Чтобы беременные женщины, которые там живут, могли наблюдаться у специалистов, необходимо организовать их трансфер к медицинским учреждениям. Понятно, что каждый раз летать в женскую консультацию на самолёте никаких денег не хватит. И хотя вроде бы существует порядок предоставления компенсаций расходов на оплату стоимости проезда, в реальности получить их можно только на очень ограниченный круг услуг и медицинских учреждений.
Тему защиты прав тех, кто перенёс ампутацию конечностей, подняла Уполномоченный по правам человека в Омской области Ирина Касьянова. Она рассказала, что нередко тех, кто перенёс такую операцию, правдами и неправдами стараются не направлять на медико-социальную экспертизу, в результате они не получают инвалидность и полагающиеся социальные льготы. Она привела пример: операцию по ампутации перенесла женщина, которой далеко за 80 лет. Направления на МСЭ она не получила, в ответ на обращение Уполномоченного минздрав области дал сухую справку: дескать, сразу после операции сама отказалась. Ирина Касьянова задала риторический вопрос: неужели человек, владеющий полной информацией о том, что даёт инвалидность, так поступил бы? И сама же ответила: конечно, нет. А если очень пожилой женщине, не отошедшей от наркоза, предлагают что-то подписать, понятно, велика вероятность, что она это сделает, не понимая толком, что подписывает. Таких случаев, по словам Уполномоченного, в регионе немало.
Больной вопрос нашего общества — оказание паллиативной помощи. О ситуации в Томской области рассказала региональный омбудсмен Елена Карташова. Она подчеркнула: многие считают, что в паллиативной помощи нуждаются только пациенты в терминальных стадиях тяжёлых заболеваний. На самом деле очень много паллиативных больных страдают болезнью Альцгеймера, деменцией, другими заболеваниями, при которых они не могут себя обслуживать. Многие из них находятся в психоневрологических интернатах. Просто поменять памперс — это не паллиативная помощь, подчеркнула омбудсмен, а специалистов, которые могут оказать её профессионально, там нет. Кроме того, ситуацию в этих закрытых учреждениях трудно контролировать, признала Елена Карташова.
Омбудсмены сразу нескольких регионов заострили внимание на кадровом дефиците в отрасли. Они поделились информацией о принимаемых в их регионах мерах закрепления медицинских работников, особенно в сельской местности, и высказали предложения для кардинального решения проблемы. Одно из них — возвращение советской системы распределения выпускников бюджетных отделений медицинских вузов.
После обобщения всех высказанных омбудсменами предложений они будут оформлены в рекомендации Координационного совета и направлены в органы власти и федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой.
Наиболее неблагополучные по заболеваемости туберкулёзом районы Новосибирской области — Болотнинский и Мошковский, по смертности от туберкулёза — Болотнинский и Чулымский. Наиболее благополучная ситуация по заболеваемости — в Сузунском, Краснозёрском, Карасукском, Здвинском и Куйбышевском районах, по смертности — в Кыштовском, Северном, Чистоозёрном и Мошковском районах.
Материалы по теме:
10 лет со дня основания отметил институт Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области
Сколько людей живёт сегодня в частных реабилитационных центрах и приютах? Неизвестно. Как вывести их из «серой зоны»?
Питание в колониях, безбарьерная среда, нелегальные социальные центры — какие проблемы решала новосибирский омбудсмен в 2022 году.