И реально, и виртуально
Почему нашей системе оказания государственных услуг завидуют иностранцы?
Председатель комитета Игорь Умербаев и его заместители Евгений Смышляев и Александр Щербак.
Система МФЦ значительно упростила получение тех или иных госуслуг. Более того, многие иностранцы откровенно завидуют столь эффективной системе. По словам депутата заксобрания Константина Антонова, его знакомые из Китая очень высоко оценили принятую в России систему, после того как он сводил их в один из новосибирских МФЦ. У них такого уровня оказания госуслуг пока нет. Причём с каждым годом эта система развивается и совершенствуется.
— В 2023 году в Новосибирской области действовало 42 филиала МФЦ, 52 территориально обособленных структурных подразделения, восемь мобильных офисов. При этом вся система МФЦ оказывает более 400 видов услуг, — рассказал на заседании комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению заместитель министра экономического развития НСО Виталий Шовтак. — В январе мы открыли новый филиал «Чемской», что позволит снизить нагрузку на филиалы «Площадь Труда», «Кировский» и в рабочем посёлке Краснообск. Открывается и новый филиал на Родниках — на улице Курчатова.
На базе МФЦ жителям региона предоставляется 418 услуг, за которыми в 2023 году обратились 3,2 млн человек. Среди самых популярных — кадастровый учёт и государственная регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация по месту жительства и месту пребывания в пределах РФ, осуществление миграционного учёта иностранных граждан, предоставление пособий на детей и компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Система работает, и, за исключением отдельных нареканий, вопросов к ней не возникает, согласились депутаты. Оценили удобство МФЦ и жители Новосибирской области: в прошлом году рост обращений в сравнении с 2022 годом составил 6,5%. Заместитель председателя комитета Виталий Новосёлов обратил внимание на сумму, заложенную на развитие сети МФЦ в нынешнем году, — это лишь 7 млн рублей. Сумма «крайне малая», согласился заместитель министра, отметив, что в дальнейшем понадобятся более серьёзные вложения.
— Компьютеры, сканеры постоянно ломаются. Мы их чиним, но недоремонт нарастает, и проблема не уходит. В некоторых филиалах МФЦ необходима замена устаревшей мебели, кроме того, самым первым офисам, открытым более 10 лет назад, требуется ремонт, что ставит вопрос о выделении совсем других сумм, — отметил Виталий Шовтак.
Обсудили на заседании комитета и ближайшее будущее МФЦ. Существованию центров угрожает как раз развитие современных технологий, в частности, портала «Госуслуги». Благодаря ему сегодня можно из дома получить большинство государственных услуг и оформить необходимые документы. Точных расчётов у министерства нет, сделать их в принципе очень сложно, но прогнозируется, что через три-четыре года количество обращений в МФЦ снизится на 25–30% в год. И это ставит под сомнение необходимость содержать полупустые центры и значительную часть сотрудников. Впрочем, полностью отказываться от таких учреждений нельзя, уверен председатель комитета ИгорьУмербаев.
— Использование исключительно интернета в сфере оказания государственных услуг несёт в себе риски потери информации. Госуслуги нужно оказывать населению параллельно: и виртуально, и физически. Внедряя что-то новое, не надо спешить отказываться от старого. Это нужно для того, чтобы разные элементы системы подстраховывали друг друга на случай неожиданного сбоя, — считает Игорь Умербаев.
КСТАТИ
Социально значимые документы, оформленные жителями Новосибирской области самостоятельно в электронном виде через портал «Госуслуги», можно распечатать и заверить в любом офисе МФЦ. Такой документ имеет юридическую силу наравне с подлинником.
Материалы по теме:
В Новосибирске началось электронное комплектование новых групп в детские сады
В ближайшем будущем в Новосибирской области не нужно будет посещать органы власти для получения различных справок и документов