23.11.21

Время суперсервисов

В ближайшем будущем в Новосибирской области не нужно будет посещать органы власти для получения различных справок и документов.

На Всероссийском форуме «IT-Диалог» в Санкт-Петербурге был представлен свежий рейтинг цифровой трансформации в субъектах России, в котором Новосибирская область заняла 13-е место. Результат достойный, но не самый лучший, однако, как отметил министр цифрового развития и связи НСО Сергей Цукарь, работа по цифровизации в нашем регионе ведётся постоянно, каждый год совершаются поступательные шаги по достижению «цифровой зрелости». Эта самая зрелость, являющаяся одной из национальных целей, полностью должна наступить к 2030 году, когда подавляющее большинство любых государственных и муниципальных услуг будут предоставляться в электронном виде. И практически вся жизнь человека будет управляться с помощью смартфона и в нём же находиться. Для редких «староверов», отрицающих гаджеты, продолжат существовать МФЦ, но само понятие «получить бумажку» фактически канет в лету.

Несмотря на то что портал государственных услуг с нами уже десяток лет и может сложиться ощущение, что практически всё ушло в цифру, этот перечень пополняется ежегодно. За 2021 год суммарно в электронный вид будет переведено ещё 164 государственные и муниципальные услуги разных уровней. А те, которые существуют давно, улучшаются и модернизируются.

— Одна из основных задач за счёт межведомственного взаимодействия — ускорение предоставления услуг, — отметил Сергей Цукарь. — Также всё большее распространение получает проактивное получение услуг. Когда, например, человек сначала получает информацию обо всех полагающихся ему мерах поддержки при наступлении определённых ситуаций, например, при рождении ребёнка, а затем уже может дистанционно оформить все необходимые документы. Если женщине полагается федеральный или региональный материнский капитал, то уже не нужно никуда идти: СНИЛС на ребёнка и сам сертификат приходят на личную страницу на портале госуслуг.

До конца 2021 года в цифровой вид будут переведены ещё 68 федеральных и 96 региональных и муниципальных услуг.

Одно из приоритетных направлений, активно развивающихся на федеральном и региональном уровнях, — создание так называемых суперсервисов. Федеральных суперсервисов к 2030 году будет 25, семь из них работают уже сейчас. С помощью суперсервиса, например, можно оформить европротокол о ДТП или поступить в вуз онлайн. Из региональных суперсервисов можно выделить сервис «Охота», на котором можно со скидкой оплатить пошлину, получить охотничий билет или получить разрешение на охоту. Также большой популярностью пользуется суперсервис «Поддержка АПК», которым пользуются почти все (около 2 000) сельхозпроизводители региона. Он, кстати, проактивный: на сервисе есть календарь получения мер, здесь можно посмотреть, соответствуют ли хозяйство и фермер всем критериям для получения государственной поддержки. За тем же разрешением на охоту, правда, пока ещё нужно прийти в МФЦ или орган государственной власти, но задачей ближайших лет является сведение бумажных носителей к минимуму. По словам министра, органы власти скоро вообще должны перестать выдавать бумажные документы, и если он вдруг понадобится, то получить его можно будет только в МФЦ.

Многофункциональные центры, кстати, пригодились буквально недавно. С 16 ноября МФЦ начали выдавать сертификаты о вакцинации в бумажном виде тем, у кого нет смартфона или принтера. В первый же день бумажные коды получили 1 500 человек. Кстати, до конца этого года, помимо QR-кодов, в личном кабинете на портале госуслуг можно будет получать и информацию о ПЦР-тестах, действующих 72 часа. Большинство частных клиник региона уже предоставляют эту информацию, сейчас к этому процессу постепенно подключаются и государственные медицинские учреждения.

— Портал госуслуг не только не теряет своей популярности, но и прибавляет, — отметил Сергей Цукарь. — За последние месяцы там зарегистрировались ещё 200 тысяч жителей Новосибирской области, и сегодня в регионе 2,6 миллиона зарегистрированных на портале. А проведённый Росстатом опрос показал, что регулярно теми или иными сервисами госуслуг пользуются 70–75 процентов зарегистрированных. Неудивительно, что в связи с пандемией растёт и число обращений на портал. Если за весь 2020 год в Новосибирской области было 6 миллионов обращений, то за 9 месяцев 2021 года — 10 миллионов.

И нет никаких предпосылок, что их число будет снижаться, ведь число удобных и востребованных сервисов — супер и обычных — будет постоянно увеличиваться. С 1 января 2022 года полностью исчезнет такое понятие, как бумажный больничный, да и все школы окончательно перейдут на цифровые журналы. Государственная информационная система ЖКХ позволит собственникам многоквартирных домов не искать время и место для сбора, устраивающее всех, а проводить общедомовые собрания и формировать их протоколы удалённо и электронно. Скоро водители со спокойной душой могут забыть дома или вообще потерять водительское удостоверение, паспорт транспортного средства и страховку — для всего этого будут госуслуги. На портале, уже, кстати, есть возможность поставить информирование о наличии «писем счастья» — штрафов за нарушение ПДД. Стоит задача со временем вообще отказаться от рассылки бумажных писем, каждое из которых обходится бюджету почти в 100 рублей.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Материалы по теме:

23.03.22 Доступно всем

Областная программа развития МФЦ будет продлена до 2030 года

18.03.22 Нажми на кнопку

В Новосибирске началось электронное комплектование новых групп в детские сады

up