Молодёжь и политика
Откуда взялся стереотип об аполитичной молодёжи? Как вчерашнему школьнику разобраться в тонкостях российской и международной политики? Об этом говорим с депутатом заксобрания НСО Дарьей КАРАСЕВОЙ
ДАРЬЯ КАРАСЕВА
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области. Работает в комитете по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике; комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции (заместитель председателя). Руководитель фракции партии «Новые люди» в заксобрании НСО.
— Дарья Николаевна, вы стали депутатом Законодательного собрания в 23 года. Многие в этом возрасте не особо интересуются политикой. Почему?
— Аполитичность молодёжи — во многом стереотип. Трёхдневные выборы, электронное голосование — сейчас многое делается для того, чтобы каждому было удобно. Открываешь смартфон, заходишь на «Госуслуги», ставишь галочку — процесс занимает пару минут. Но многие всё равно не голосуют, особенно молодые люди. Здесь очень важно понимать, что «не прийти на выборы» не равно «не интересоваться политикой». Даже среди моих знакомых в Новосибирске и области очень много по-настоящему умных, неравнодушных людей, которые долгое время предпочитали не голосовать. Потому что не видели тех кандидатов, которых хотели бы поддержать.
В 2020 году, когда мы создавали партию «Новые люди», то во многом делали ставку на таких людей. И в качестве кандидатов выбирали людей без большого политического бэкграунда, но с опытом благотворительных, экологических и предпринимательских проектов. Наша сверхзадача — создать реальную альтернативу, без скандалов и популизма, а с конкретными предложениями. Когда люди это увидят, интерес к политике станет гораздо выше. Но эту задачу не решить за несколько месяцев и даже лет, ей нужно заниматься постоянно.
— А как влияют на уровень политической осознанности молодёжи разные профильные организации, которых у нас становится всё больше?
— Их, прежде всего, нужно разделять на две большие группы: созданные государственными структурами и появившиеся, что называется, «снизу». Одно дело, когда в вузе студенты-политологи собираются вместе, дискутируют на разные темы, приглашают экспертов. И совсем другое, когда создаётся молодёжный совет при каком-либо органе власти. В последнем случае возникает опасность, что он будет работать для галочки.
Главное отличие современной молодёжи — её не мотивируешь какими-то отдалёнными перспективами. Человек хочет получать знания и приносить пользу здесь и сейчас — и, как следствие, эффективно работать.
Именно поэтому мы не создавали никакого «молодёжного крыла» при «Новых людях». Если молодой человек приходит и хочет присоединиться к работе, то ему нужно дать такую возможность. Поставить рядом наставника, чтобы он, не ограничивая, помог разобраться и избежать типичных ошибок новичка. В моей команде есть люди, которым немного за двадцать, они уже работают помощниками депутатов, развивают свои собственные проекты. Недостаток опыта легко компенсируется инициативностью и свежестью мысли.
— Вы тоже ведёте несколько программ, предназначенных для молодёжи. И они касаются не только политики. Расскажите о них подробнее.
— Первой из них стала программа по развитию молодёжного предпринимательства «Я в деле». Она помогает старшеклассникам и студентам научиться работать в команде, создавать собственные бизнес-продукты и выходить с ними на рынок. Заниматься любимым делом, приносить пользу другим и при этом достойно зарабатывать — это, по выражению лидера «Новых людей» Алексея Нечаева, настоящая русская мечта. А для этого нужна финансовая грамотность.
Мне всегда хотелось внедрять в Новосибирской области самые передовые образовательные технологии. Например, примерно десять лет назад я училась по программе бизнес-образования «Капитаны» в РЭУ имени Плеханова. Мне казался очень интересным подход, ориентированный на практику. Уже тогда хотелось, чтобы в Новосибирске появилось что-то подобное. В итоге два года назад на базе НГТУ появилась образовательная программа «Капитаны». Ещё один проект касается внешкольного образования, которую придумал наш сторонник Денис Рабе. Суть его проекта «Сто баллов — круто!» состоит в том, что студенты педагогических вузов помогают старшеклассникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, подготовиться к ЕГЭ. Параллельно будущие учителя получают нужные для преподавания навыки и «влюбляются» в профессию. Проект уже вышел за рамки региона и получил федеральный статус.
Ещё один проект — «Мастера будущего» больше касается политического просвещения. Сложные геополитические процессы трудно объяснить неподготовленному человеку. Но это можно сделать с помощью игровых механизмов. Для этого разработана специальная большая патриотическая игра «Геополитика». Её участники — как правило, это около 150 человек — получают роли политических лидеров, промышленников, военных, учёных и журналистов из разных стран. В течение трёх дней они взаимодействуют друг с другом и стараются добиться целей, прописанных у каждого персонажа. При этом у «Геополитики» нет заранее прописанного сценария. Всё зависит от самих участников. Такие игры впервые начали проводить в Москве. Я участвовала в них несколько раз, начиная со студенчества. Очень давно хотелось провести что-то подобное и в Новосибирской области. И вот этой весной при поддержке министерства региональной политики нам удалось организовать «Геополитику» в Новосибирском государственном техническом университете. Собрали 150 человек из наших вузов, пригласили коллег из Омской и Томской областей, Алтайского края. После игры многие благодарили и говорили, что теперь мировая политика стала куда понятнее. Это главный результат игры. Мы показали, что даже сложные геополитические процессы могут быть интересными и доступными для каждого. Обязательно будем проводить такие игры и в дальнейшем.
— То есть с помощью такого механизма получается вовлекать молодых людей в политические процессы?
— Игровые механизмы — хороший инструмент, но нельзя ими ограничиваться. Подходов может быть сколько угодно. Самое важное — вовлекать людей, а не имитировать бурную деятельность. Если человек понимает, что получает новые знания и навыки, у него появляется стимул работать над собой дальше. А когда он может ещё и применять их на практике, добавлять что-то своё, то возникает точка роста. И это касается любой деятельности: учёбы, работы, хобби. Политика здесь не исключение.
Главное отличие «Я в деле» от других образовательных программ — максимум практики.
Предполагается, что за несколько месяцев обучения команды проходят полный цикл от бизнес-идеи до её реализации. За каждым коллективом закрепляется наставник. Его задача — направлять участников, но не изобретать ничего за них. Курс строится на бизнес-тренингах, играх, встречах с новосибирскими предпринимателями. Каждый сезон, а их у нас было уже три, завершается так называемой «Битвой проектов». Команда представляет итоговый продукт, презентует его перед экспертами и потенциальными инвесторами. Победители отправляются в Москву, чтобы представить регион на федеральном уровне.
Новосибирской области есть чем гордиться. Наша команда в третьем сезоне программы заняла третье место в России. Ребята объединили высокие технологии и бизнес-проект. В итоге они разработали стетофонендоскоп. Это медицинский прибор, который позволяет прослушивать и записывать звуки внутренних органов человека. В России такие механизмы начали разрабатывать совсем недавно, когда западные аналоги оказались недоступны из-за санкций. Изобретение высоко оценили федеральные эксперты.
Материалы по теме:

Депутат заксобрания НСО Дарья КАРАСЕВА — о глобальных вызовах и о том, каким она видит развитие Новосибирской области в ближайшие годы

Депутат заксобрания Дарья Карасева вошла в состав Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ

Депутат должен оставаться открытым для живого общения с людьми, уверена лидер фракции «Новые люди» Дарья КАРАСЕВА