Кто сравнится в масштабе?
Директор Новосибирской филармонии Анна ТЕРЕШКОВА — о мировом бренде, культурном коде и возвращении легенды
— Анна Васильевна, в чём видите свою миссию как руководителя филармонии?
— Моя главная задача — разобраться с системой управления, постепенно погружаясь в её тонкости. Новосибирская филармония — крупнейшая в России, где одновременно развиваются десятки музыкальных направлений. Кто может сравниться с нами в этом масштабе? Вот, к примеру, возьмём фольклорный ансамбль «Рождество» — да, там небольшой коллектив, но какую важную работу по сохранению самобытности они ведут: ездят в экспедиции, записывают, исполняют. Силами коллективов нашей филармонии каждый месяц в области проходит несколько десятков концертов на любой взыскательный вкус! Я не собираюсь менять годами отлаженный профессиональный механизм, он прекрасно работает и без моего вмешательства, в нём много уникальных особенностей, которые уже стали «фишкой» Новосибирска. Самый яркий пример — абонементная традиция: мы единственный в России город, в котором работает очень лояльная к публике система продажи и обмена абонементов, чтобы к нам могли ходить люди любого возраста и в разных жизненных ситуациях. Зачем в ней что-либо менять и нарушать? Я хочу, чтобы Новосибирская филармония звучала как мировой бренд, поэтому вижу свою главную миссию в продвижении проектов и коллективов.
— Этот год для всего культурного сообщества — особый, овеянный военной славой и подвигом. С какими планами в него вступаете?
— Да, в этом году вся страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и филармония к этому событию подготовила отдельный блок мероприятий, который был открыт 27 января на сцене Государственного концертного зала имени А. М. Каца торжественным концертом «Ленинград — Новосибирск. Мосты времени». Это был большой и пронзительный концерт, в котором приняли участие замечательные коллективы нашей филармонии — Ансамбль медных духовых инструментов «Сибирский брасс», Вокальный ансамбль Павла Шаромова, Filarmonica-квартет и другие коллективы Новосибирска. Концерт стал большим событием для всего региона, открывающим на высокой ноте Год защитника Отечества, — нас потом благодарили за него ветераны и участники СВО, которых мы пригласили. А на следующий день мы уже выступали в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, где представили петербургской публике совместный проект с театром «Красный факел» — реквием «Февральский дневник» — и выставку «Мосты времени», которую создал Музей Новосибирска. Эти события прошли под эгидой историко-культурного проекта «Ленинград — Новосибирск. 900 дней братства» и были сердечно приняты публикой, зрители аплодировали стоя. Очень дорогие сердцу воспоминания.
— Ленинград можно назвать «старшим братом» Новосибирска — особенно в культурном плане…
— Разумеется, своим широким культурным диапазоном мы обязаны ленинградцам, которые вели огромную просветительскую деятельность в годы эвакуации. Уже тот факт, что 9 июля 1942 года в Новосибирске состоялась триумфальная премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича — в присутствии самого композитора, — говорит о многом. А сколько сил вложил в просвещение наших земляков руководитель Ленинградской филармонии, тоже эвакуированной в годы войны в Новосибирск, Иван Соллертинский? Наши города связывают неразрывные нити любви и сотрудничества — это часть нашего культурного кода. Поэтому вместе с Санкт-Петербургской филармонией мы готовим большой совместный проект, — тем более обе филармонии объединяет главный дирижёр двух оркестров Димитрис Ботинис. Символично, что 10 мая в филармонии Санкт-Петербурга будет звучать Седьмая симфония Шостаковича в исполнении двух великих российских симфонических оркестров страны под руководством главного дирижёра. А 22 июня уже новосибирская публика сможет оценить результат сотрудничества Новосибирска и Санкт-Петербурга. И в том, и в другом городе кроме концерта запланированы совместные выставки и закладывание Сада памяти. Мне кажется, что у нас получится красивая и мощная история.
— Какое место в текущем творческом процессе отводится фестивальной деятельности?
— Есть ощущение, что наши фестивали сменяют друг друга, как день ночь: закончился один, начался другой. И в этом большая заслуга всего коллектива филармонии. В январе прошёл первый концерт нового для региона фестиваля — Сибирского оперного фестиваля Василисы Бержанской. Мы, кстати, сами для себя придумали вызов: завершим фестиваль на сцене НОВАТа гала-концертом — будем выступать на чужой площадке, что вдвойне ответственно. Закончится Оперный фестиваль, начнётся всеми любимый Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина, который охватит весь регион. Затем на очереди джазовый фестиваль, хоровой (наша хоровая капелла — одна из крупнейших и лучших в стране!) и органный. А летом детей ждёт масштабный фестиваль «Когда не надо в школу». Одним словом, следите за нашей афишей. Кстати, я в Сочи познакомилась с Верой Таривердиевой, вдовой Микаэла Леоновича, пригласила её на концерт Василисы Бержанской 26 февраля, где прозвучат знакомые всем сочинения Таривердиева. Планируем в 2027 году делать фестиваль Таривердиева. Сейчас уже сезон фестивалей расписан, поэтому работаем на перспективу.
— Были ли у вас мечты из серии «вот если бы я была директором филармонии, то…»
— Я очень мечтала, чтобы в Новосибирск вернулся Теодор Курентзис, который стал для меня после маэстро Каца новым эталоном дирижёра. Он 8 лет не выступал в Новосибирске, но у меня с ним связаны личные воспоминания, поэтому мечтала ещё раз увидеть его руки во время концерта. И 10 марта в Государственном концертном зале имени Каца пройдёт концерт оркестра musicAeterna под управлением маэстро Теодора Курентзиса. Прозвучит Вторая симфония Густава Малера, известная как «Воскресение». Легенда возвращается.
— Что нового ждать публике в этом году?
— В следующем году исполняется 70 лет нашему симфоническому оркестру, и мы хотим в конце декабря сделать новую программу — по образу и подобию традиционного новогоднего концерта Венского филармонического оркестра. В преддверии праздников это станет событием для всего города, когда публика красиво одевается и приходит в крупнейшую филармонию страны, чтобы почувствовать музыкальную магию. *
— Мы своего слушателя растим с беременности мамы. Новосибирская филармония гордится тем, что начала одной из первых в России и уже более десяти лет проводит концерты для будущих мам, потому что развитие музыкальности начинается ещё в утробе. А когда малыш появляется на свет, то его ждут музыкальные программы для грудничков. В этом году мы решили переодеть наших артистов, которые работают с детьми, — будем шить им новые, яркие и красивые костюмы, чтобы поход в филармонию был для ребёнка настоящим праздником.
— Этот год также отмечен круглой и знаковой датой — 100-летием Дома Ленина. Мы готовим к 7 мая большую программу, которая развернётся даже на железнодорожном вокзале. К тому же юбилей Дома Ленина совпадает с Днём радио, а, как известно, в годы Великой Отечественной войны в его стенах работала радиостанция, которая вела вещание на весь город. Ну и, к сожалению, так как все предыдущие руководители были более творческими, то мне сейчас уже придётся вспомнить о том, что я занималась проектами комфортной городской среды, строительства, — нам предстоит большой ремонт. Сейчас заходим на проектирование. Нужно привести в порядок великолепный памятник истории и культуры Новосибирска. Он должен достойно выглядеть, а людям должно быть комфортно и удобно в его стенах. Хочется, чтобы и кафе было с большим ассортиментом, и диванчики-подушки для ребятни.
— Мы запускаем проект под условным названием «80 музыкальных произведений о Победе». Потому что песни о Победе мы все знаем, а вот крупные музыкальные сочинения не столь широко известны — у всех на слуху только Седьмая симфония Шостаковича. Мы решили собрать свою музыкальную коллекцию — произведения будут звучать у нас в холле как музыка Победы перед мероприятиями. Работа началась, впереди много открытий.
Реклама ГАУК НСО "НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАРМОНИЯ" ИНН 5406018199 Erid: 2SDnjeUvY7v
Материалы по теме:

Генеральный директор Новосибирской филармонии Анна ТЕРЕШКОВА — о яблоньках «Рудольф», одарённых людях и злых интернет-комментаторах