26.03.24

Видеть цель

Благодаря участию новосибирских колледжей в проекте «Профессионалитет» студенты уже во время учёбы знают, где будут работать. 270 ребят первого и второго курсов педколледжа заключили целевые договоры с работодателями

Занятия в педагогическом технопарке ведёт преподаватель информатики Максим Афанасьев. 

В Новосибирском педагогическом колледже №1 имени А. С. Макаренко стало интереснее учиться. Студия мультипликации, гончарного искусства, технопарк, музыкальная лаборатория — всего девять новых образовательных пространств работают в рамках федерального проекта «Профессионалитет» для подготовки педагогов и открытия дополнительных специальностей.

В этом проекте Новосибирская область участвует с 2023 года, история это грантовая, нужно победить в конкурсе Министерства просвещения РФ. В 2024-м к педколледжу №1 присоединились ещё два новосибирских ссуза: колледж промышленных технологий, который является ядром производственно-образовательного кластера в сфере машиностроения, и колледж электроники и вычислительной техники, который является базовым учреждением в сфере цифровизации и подготовки IT-специалистов.

По итогам конкурса выделяется серьёзное финансирование на развитие материально-технической базы. Главный колледж, или ядро образовательно-производственных кластеров, получает 100 млн рублей за счёт федерального бюджета. Для малого кластера, каким является Новосибирский педагогический колледж №1 имени А. С. Макаренко, предусмотрено 60,5 млн рублей.

Дополнительно по распоряжению губернатора выделяется сопоставимая сумма из регионального бюджета. Внебюджетные средства вкладывают и колледжи, а работодатели, участвующие в кластере, передают в пользование своё оборудование и производственные площади.

Обучение на гончарном круге.

— В чём смысл этого проекта? Колледж начинает готовить специалистов для определённой сферы, имея строгие обязательства по целевому обучению и трудоустройству не менее 85 процентов от выпуска на те предприятия, которые вместе с колледжем и составили образовательный кластер, — рассказала министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. — Таким образом, колледжи работают на конкретного работодателя конкретной отрасли и закрытие конкретных кадровых вакансий. Например, в Новосибирском педагогическом колледже №1 сегодня заключён 271 целевой договор с образовательными организациями Новосибирска и Новосибирской области — это те ребята, которых уже ждут на работу.

Целевое обучение в рамках «Профессионалитета» предполагает, что студенты находят будущего работодателя ещё во время учёбы, есть возможность выбрать. 270 ребят первого и второго курсов педколледжа заключили целевые договоры и уже знают, куда пойдут после окончания учёбы. Кроме того, второй год здесь реализуется дуальная форма обучения — студенты выпускных курсов могут устроиться на работу, сейчас таких уже 48 человек.

Студенты создают мультфильмы на профессиональном оборудовании.

Направление мастерских, которые создают по федеральному проекту «Профессионалитет», зависит от того, какие компетенции, умения и знания выпускника наиболее востребованы у работодателя. В том же педколледже теперь могут готовить педагогов допобразования инженерно-технической направленности. Для этого был создан педагогический технопарк, где будущие учителя осваивают новые технологии.

— В нашем педагогическом технопарке студенты осваивают работу с различными устройствами. Это 3D-принтеры, в будущем планируются фрезерный станок, лазерный с ЧПУ и возможностью гравировки. Сейчас занимаемся квадрокоптерами — это конструктор, который мы собираем и сразу тестируем, — рассказывает преподаватель информатики Максим Афанасьев. — Беспилотники изучают на третьем курсе, но наши студенты начинают раньше, потому что мы очень плотно работаем с работодателем — «Кванториумом».

Педагог Наталья Селянгина со студентами в лаборатории естествознания.

Всего в Новосибирском педагогическом колледже имени А. С. Макаренко вместе с заочным отделением обучаются более 2 000 студентов, из них 1 138 — на дневном отделении. В начальное и дополнительное образование, считавшееся делом в основном женским, приходят и молодые люди, их сейчас в колледже 45, в основном это будущие учителя технологии.

В образовательной студии гончарного искусства, созданной по проекту «Профессионалитет», будущие педагоги осваивают работу с глиной. Здесь установили профессиональные печи для обжига и запекания красочного покрытия. Как создавать свои шедевры и учить этому других, рассказывает преподаватель высшей квалификационной категории Ирина Соколова. А в образовательной студии изобразительного искусства и прикладных видов творчества Александра Кирсанова со студентами создают мультфильмы — учатся делать их и в программе Stop Motion в мобильном приложении на смартфонах, и в профессиональной программе, с которой работают «диснеевские» студии.

По условиям проекта «Профессионалитет» колледж имеет право менять образовательную программу и сами сроки освоения программы, если это нужно работодателю. С помощью этой гибкой системы предлагается решать проблему кадрового голода в конкретных отраслях.

В студии педагогической музыкально-исполнительской деятельности занимаются будущие учителя музыки.

Результатом проекта должны стать высокий процент трудоустройства по специальности и эффективная адаптация молодых специалистов на предприятии, чтобы работа приносила им самим удовлетворение. Недавно был объявлен очередной конкурс федерального проекта, на этот раз в нём участвуют девять новосибирских колледжей.

В педагогический кластер, ядром которого является Новосибирский педагогический колледж №1, в сетевой форме входят ещё два педагогических колледжа — Болотнинский и Черепановский, где реализуются совместные программы. Работодателями выступили две школы, один детский сад и учреждение дополнительного образования детей — Областной центр развития творчества детей и юношества. Этот центр, в систему которого входят детский технопарк «Кванториум» и региональный центр «Альтаир», заинтересован в педагогах дополнительного образования инженерно-технической направленности. Так что интересная работа нынешним студентам обеспечена.

КСТАТИ

До 2030 года все колледжи Новосибирской области примут участие в проекте на получение статуса площадки «Профессионалитет» и станут образовательно-производственными кластерами.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

08.04.24 Привлечь молодых

Льготы на услуги ЖКХ и жильё, дополнительные выплаты получат молодые педагоги-целевики региона

09.10.23 Дорога в школу

Как привлечь к работе молодых педагогов и что даёт области программа «Земский учитель»?

up