09.10.23

Дорога в школу

Как привлечь к работе молодых педагогов и что даёт области программа «Земский учитель»?

Кадровые проблемы школ решаются преимущественно за счёт притока молодых педагогов.

Проблемы с обеспеченностью кадрами в сфере образования были всегда — как и поиск путей их решения. О том, как обстоят дела сегодня, рассказала заместитель министра образования Новосибирской области Светлана Королькова.

— Кадры — проблема вечная, — подтвердила она. — Этот вопрос всегда стоял на повестке дня. Чтобы его решать, надо не забывать о поддержке молодых педагогов, когда они приходят в школу. Они должны понимать, что их ждут, хотят им помочь, тем более что они обучались уже по-новому, умеют работать на современном оборудовании, владеют передовыми методиками и технологиями. Наша задача — сделать так, чтобы они приходили, оставались в школе и были востребованы.

По словам замминистра, кадровая проблема традиционно обостряется в июне, когда кто-то из педагогов заканчивает свою трудовую деятельность, а молодёжь ещё не подтянулась. Однако к сентябрю потребность закрывается примерно на 80%, преимущественно за счёт молодых педагогов, в большинстве — выпускников педагогических вузов. Так, если в июне этого года общая потребность по области достигала примерно 1 000 человек, то за лето было принято более 850 учителей. Оставшиеся вакансии закрываются за счёт перераспределения нагрузки между педагогами. Кроме того, надо учесть, что сегодня вводятся новые школы, в каждую из которых требуется от 50 до 100 учителей, это тоже увеличивает кадровую потребность. В течение последних пяти лет ситуация с количеством освобождающихся в июне и закрываемых к сентябрю вакансий практически не меняется, сообщила Светлана Королькова.

Наиболее высокая потребность в кадрах традиционно отмечается в Новосибирске, Новосибирском и Искитимском районах. Что касается специализации, то чаще всего школы ищут учителей математики, русского языка и литературы, иностранного языка.

Когда заходит речь об обеспечении школ кадрами, часто звучат предложения вернуть советский принцип распределения выпускников вузов, в том числе педагогических. По мнению Светланы Корольковой, сегодня это вряд ли возможно, но функции распределения должен взять на себя целевой набор в учреждения высшего и среднего образования, где готовят педагогов, — это будет гарантировать трудоустройство выпускников в школы области, считает она.

ЦИФРА

25

тысяч человек заняты в сфере образования в Новосибирской области.

49

лет — средний возраст педагога в регионе, за последние годы за счёт притока молодых педагогов он сократился примерно на 5 лет.

Главный поставщик кадров в регионе — Новосибирский государственный педагогический университет, один из крупнейших вузов такого профиля в стране. Как сообщил его ректор Алексей Герасёв, число бюджетных мест в университете постоянно растёт, за 6-7 последних лет оно увеличилось с 1 600 до 2 300, в перспективе ожидается, что возрастёт до 3 000. На внебюджетной основе в 2023 году в вуз было зачислено около 1 000 человек — в итоге учиться начали 3 300 первокурсников. Однако на целевое обучение поступили только 236 абитуриентов. Это немного, признал ректор, и вуз готов увеличить это число в 2-3 раза, однако для этого нужна совместная работа со школами, чтобы они мотивировали выпускников на дальнейшее обучение в вузе.

— Когда нет распределения, целевое обучение — единственный гарантированный способ получить молодого специалиста, и этим инструментом нужно пользоваться, — подчеркнул ректор НГПУ.

Кроме того, вуз может направлять в школы студентов старших курсов, отметил Алексей Герасёв, эти вопросы решаются индивидуально с руководством учебных заведений. Он добавил, что выпускники наиболее охотно идут работать в новые, только что построенные школы, оснащённые в соответствии со всеми современными требованиями.

В Новосибирском педагогическом колледже №1 имени А. С. Макаренко в 2023 году проходят целевое обучение 260 учащихся, сообщила исполняющая обязанности директора колледжа Анжела Горбачёва. С каждым из них проводится индивидуальная работа по подбору рабочего места. Не редкость, когда на целевое обучение переводятся студенты старших курсов колледжа, практически все они потом остаются в профессии, рассказала она.

Необходимо не только привлечь педагога в школу, но и позаботиться о том, чтобы он там закрепился, и тут ситуация в целом неплохая, отметила Светлана Королькова, — своё место после года работы покидает всего 1%, однако все усилия направлены на то, чтобы свести эту цифру к нулю.

Замминистра напомнила о мерах поддержки педагогов в Новосибирской области. Так, для тех, кто работает в селе, предусмотрена 100-процентная компенсация оплаты коммунальных услуг. Молодые педагоги, делающие первые шаги в профессии, получают 20-процентную доплату к окладу.

В регионе действует программа «Земский учитель», по которой учителям, переезжающим на работу в сельские школы, выплачивается 1 млн рублей. С 2024 года педагоги, пожелавшие перейти на работу в сёла в приграничных районах, будут получать по 2 млн рублей — в Новосибирской области к таким территориям относится Купинский район. Педагог должен отработать в селе не менее пяти лет — в противном случае выплату необходимо будет вернуть. В Новосибирской области за четыре года работы программы пока отмечен только один подобный случай.

— Ежегодно с помощью программы «Земский учитель» мы закрываем 50–70 вакансий, — рассказала Светлана Королькова. — Это один из самых высоких показателей в России. В основном приезжают специалисты из соседних регионов. Большое преимущество проекта — то, что мы получаем уже сложившегося профессионала высокой квалификации, потому что проводится тщательный конкурсный отбор. Пять лет ещё не прошло, но по опросам участников программы можно сделать вывод, что уезжать по истечении срока они пока не собираются.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

08.04.24 Привлечь молодых

Льготы на услуги ЖКХ и жильё, дополнительные выплаты получат молодые педагоги-целевики региона

26.03.24 Видеть цель

Благодаря участию новосибирских колледжей в проекте «Профессионалитет» студенты уже во время учёбы знают, где будут работать. 270 ребят первого и второго курсов педколледжа заключили целевые договоры с работодателями

up