Курс на Восток
Директор ГПНТБ СО РАН Ирина ЛИЗУНОВА — о «земельном вопросе» библиотеки и современном российском самиздате
ИРИНА ЛИЗУНОВА
Доктор исторических наук. С 2002 года — ведущий, затем главный научный сотрудник, с 2016 года — заведующая лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН. В 2021 году избрана директором ГПНТБ СО РАН. Тематика научных трудов — история книжной культуры, история СМИ, история управленческой мысли.
Одно из крупнейших книгохранилищ России — Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН — 17 октября отметила своё 105-летие и 65-летие на сибирской земле. Это первый юбилей библиотеки под руководством доктора исторических наук Ирины Лизуновой: директором Ирина Владимировна стала в ноябре 2021 года. Хороший повод поговорить с ней о первых результатах её двухлетней работы в новом качестве и о завтрашнем дне библиотеки.
— Долгое время новосибирская общественность напряжённо следит за тем, что происходит вокруг земли, отведённой когда-то для строительства второй очереди ГПНТБ СО РАН…
— В ноябре 2021 года мы сразу решили, что земельный вопрос станет нашей важной задачей, а землю надо возвращать библиотеке из ведения «ДОМ.РФ». Мы обратились к полпреду, губернатору, руководству Сибирского отделения РАН, все поддержали в нашем стремлении, и как итог — теперь земля находится в оперативном управлении ГПНТБ СО РАН. На неё до сих пор претендуют некоторые федеральные структуры и бизнес, нам приходится напоминать, что этот участок изначально предназначался для библиотеки. Проектом архитектора Анатолия Воловика даже были спланированы специальные подземные коридоры, ведущие к предполагаемому новому корпусу библиотеки на этом земельном участке. И дело не только в том, что нам нужно новое книгохранилище. Хотя оно действительно необходимо — архитектурный проект 1960-х годов предусматривал для нашего здания хранилище на пять миллионов книг, а сейчас их уже 10 миллионов. В планах нашего развития мы позиционируем ГПНТБ СО РАН не только как библиотеку, но и как крупный библиотечно-информационный, образовательный, культурно-просветительский и издательский центр, включающий музей книги, оснащённый современным оборудованием, музей науки и техники, где можно представить все значимые мировые открытия, в том числе и сделанные сибирскими учёными. В этом здании планируется разместить центр консервации и реставрации книги (для санации книг и их возможного второго рождения), современный дата-центр, поддерживающий мощные информационные ресурсы библиотеки, а также помещения для детей, образовательной и научной деятельности, пространство для деловых встреч и многое другое. Мы представляем, что должно быть во второй очереди ГПНТБ СО РАН, теперь требуется дальнейшая разработка проекта, его продвижение, финансовая поддержка учредителя.
— Какие интересные приобретения были сделаны библиотекой за последние два года?
— Важнейший памятник российской культуры — Фонд редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН — продолжает пополняться находками, есть среди них и открытия мирового значения. Но о них мы объявим в ноябре — пока сохраняем некую интригу. Древлехранилище этого отдела — во многом заслуга Елены Ивановны Дергачёвой-Скоп, и мы отметили её вклад открытием 19 октября мемориальной доски. Это она заложила археографические традиции открытия книжной Сибири, поиска редких книг — теперь эта работа продолжается её учениками, экспертами высочайшего уровня по рукописной книжности страны. Увы, в 2023 году новых экспедиций по деревням староверов в глухих уголках Сибири не было. Археографическая работа не входит в госзадание и финансируется либо на наши небогатые средства, либо спонсорами, которых мы ищем сами. Было бы неплохо, чтобы государство обратило на нас внимание как на единственную библиотеку, которая на таком уровне занимается археографией.
— В целом новосибирцы уже привыкли к тому, что ГПНТБ СО РАН — не просто библиотека…
— Действительно, мы ещё и крупный научно-исследовательский институт, который сейчас ведёт шесть проектов, и это не предел. Проекты связаны с изучением истории и современного состояния книжного дела в Сибири, стране и мире. Отдельная тема — русское зарубежье, например, до сих пор практически не изучена история русской книжной культуры Китая, в чём мы убедились, съездив в Харбин. Этот город — не просто очаг русской диаспоры в Китае, но и сердце эмигрантского русского книгоиздания, средоточие русской культуры и литературы в Азии. Роль ГПНТБ СО РАН мы видим в том числе и как крупнейшего центра книжной культуры в Новосибирске, а как научная библиотека много времени уделяем популяризации науки. Интерес публики к таким мероприятиям, как «Наука 0+», говорит сам за себя.
Большой успех — создание в ГПНТБ СО РАН диссертационного совета по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Это четвёртый такой совет в стране и единственный за Уралом. Надеюсь, что первые защиты состоятся уже в 2024 году. Мы учредили наш третий научный журнал — «Книга. Чтение. Медиасреда» с международной редколлегией, рассчитываем, что он станет значимым и авторитетным для научной, библиотечной, образовательной и культурной общественности страны и мира.
— Долгое время вы возглавляете лабораторию книговедения. Расскажите об этом подразделении библиотеки.
— Лаборатория работает с 2002 года и состоит из двух секторов — в одном изучается книжная культура, а в другом — самиздат и нетрадиционная печать. Первый из них создавался под написание многотомного труда «Очерки книжной культуры Сибири и Дальнего Востока с 1917 года до конца ХХ века», но затем его тематика расширилась, и сотрудники сектора — а они все люди с учёными степенями — работают и по самым широким направлениям, включая историю книгоиздания, книгораспространения, библиотечного дела, и по специфическим, таким как история военной или зарубежной книги. А самиздат заинтересовал нас потому, что сейчас это один из самых быстроразвивающихся сегментов издательского дела в мире. Если его зарождение в России восходит к политическим причинам, то теперь на первый план вышла потребность людей в самореализации. Многие богатые и успешные люди, достигнув высот в бизнесе, пытаются самореализоваться через литературное творчество. Свои формы самиздата сложились в интернете, они тоже требуют изучения. Когда мы проводили у себя фестиваль самиздата, на который приехали его теоретики и практики со всей страны, получилось очень интересное событие.
Подобной лаборатории книговедения в России больше нигде не существует — ни в одной национальной библиотеке страны. Мы можем утверждать, что центр изучения книжной культуры, зародившийся в начале ХХ века в Петербурге и долгие годы существовавший в Москве, сейчас переместился в Новосибирск.
— Кстати, как сейчас выглядит международное сотрудничество ГПНТБ СО РАН?
— Оно продолжается: к нам приезжают коллеги-учёные из разных стран, со многими из них сохраняются контакты на личном уровне, мы продолжаем с ними сотрудничать. Но основная деятельность у нас ведётся со странами Азии. В октябре мы открыли центр Всемирной ассоциации молодёжи Узбекистана, с генконсулом этой страны и представителями узбекской диаспоры договорились о создании в перспективе мультикультурного зала евразийской культуры. Уже на следующий день открывали выставку книг на киргизском языке, а ещё через несколько дней провели День испанского языка и испаноязычной культуры с участием советника посольства Доминиканской Республики. Что-то серьёзно менять в международных планах нам не пришлось, разве что больше внимания стали уделять странам Востока. Хочется, чтобы наши связи с Индией, Малайзией, Шри-Ланкой, Сирией, Иорданией стали ещё крепче.
— Портрет среднего посетителя библиотеки как-то меняется со временем?
— Пожалуй, есть два таких портрета. Один — реальный читатель, который приходит к нам в читальные залы. Сейчас он продолжает молодеть. В последнее время, когда мы ввели в практику громкие чтения по выходным дням в зале художественной литературы, к нам стали приходить семьи с маленькими детьми. Так мы растим своих будущих читателей. А второй — это пользователь, который работает с нашими электронными ресурсами и базами данных. Он, наверное, один и тот же на протяжении многих лет, но у него — всемирное лицо. Это студенты и люди с учёными степенями, наши соотечественники и русскоязычные пользователи из-за границы.
— А что обычно читаете вы?
— Я люблю слушать аудиокниги, но не могу позволить себе делать это слишком часто, потому что сразу увлекаюсь и не могу отвлечься ни на какие другие дела, пока не дослушаю книгу до конца. Люблю современную художественную литературу самых разных авторов. В последнее время с удовольствием слушаю научно-популярные книги, тематические подкасты.
Материалы по теме:
Так получилось, что 50-летие открытия в Новосибирске одной из ведущих научных библиотек страны — ГПНТБ СО РАН — оказалось «праздником со слезами на глазах»..