Хранилище знаний
Так получилось, что 50-летие открытия в Новосибирске одной из ведущих научных библиотек страны — ГПНТБ СО РАН — оказалось «праздником со слезами на глазах». В конце зимы не стало Бориса Степановича Елепова, бессменно руководившего ГПНТБ СО РАН на протяжении 36 лет. Однако жизнь продолжается. У нового директора библиотеки Андрея Евгеньевича Гуськова есть твёрдая убеждённость в том, что библиотеки как источники знаний рано списывать со счетов, и масса далеко идущих планов.
— Расскажите об основных вехах вашей биографии.
— Я родился в 1979 году в новосибирском Академгородке, после школы поступил на механико-математический факультет НГУ, затем в аспирантуру. После защиты диссертации некоторое время работал в IT-индустрии, занимаясь разработкой программного обеспечения. В какой-то момент передо мной встал выбор — продолжить развиваться как IT-специалист или полностью погрузиться в научную деятельность. Благодаря академику Юрию Ивановичу Шокину, возглавлявшему Институт вычислительных технологий, я сделал правильный для себя выбор. По его рекомендации в 2010 году меня выбрали учёным секретарём этого института, а год спустя — заместителем директора по научной работе. А в 2014 году я получил предложение от Бориса Степановича перейти в ГПНТБ СО РАН. Он готовил меня как своего преемника и рассчитывал активно помогать в первые годы, но никто не ожидал, что обстоятельства сложатся столь трагическим образом. Я сразу поставил для себя одной из важнейших задач установку мемориальной доски Борису Степановичу, что мы и сделали 4 октября.
— Родители как-то повлияли на выбор вами профессии?
— Мой отец был учёным-физиком, поэтому и я всегда был близок науке. Работать я начал в 16 лет и сразу в учреждении СО РАН — Алтае-Саянской опытно-методической экспедиции, которая занималась сейсмическими исследованиями, я помогал писать компьютерные программы для этих целей. Что интересно, моя прабабушка когда-то работала заведующей детской библиотекой в городе Серафимович Волгоградской области. А теперь линии судьбы удивительным образом переплелись так, что я возглавляю научную библиотеку.
— Вы помните день, когда впервые пришли в библиотеку?
— Поскольку я живу и большую часть жизни проработал в Академгородке, то в главном здании ГПНТБ мне не доводилось бывать до того момента, когда я пришёл сюда работать.
Впервые я пришел в Отделение ГПНТБ в Академгородке, когда готовился к аспирантскому экзамену. В школьные годы тоже бывал в библиотеках нечасто, поскольку у нас дома было много книг, а у наших друзей была очень хорошая библиотека, и я редко уходил от них без новой книги. А читать я любил и читал много, особенно Артура Конан Дойля.
— Что вы ощущаете, возглавив библиотеку? Помогает ли вам опыт, полученный на прежних местах работы?
— Конечно, хотелось бы сказать, что работать директором легко и вдохновенно, но это не так. Работа, с одной стороны, интересная, с другой — постоянно чувствуется груз ответственности. Помогает то, что и раньше я редко занимался чем-то одним — приходилось сразу решать целый спектр задач, которые требуют различных подходов. Директорская работа — наиболее насыщенная в этом смысле. Разные вопросы возникают ежедневно, а поиск их решений требует постоянного нахождения в тонусе и готовности включаться в ту или иную ситуацию.
Должен сказать, что с жизненной школой мне повезло — на каждом этапе у меня были очень хорошие учителя. Меня многому научил мой первый начальник Владимир Сергеевич Сабуров, который сейчас работает в Конструкторско-технологическом институте вычислительной техники. Первые шаги в науке я сделал под руководством Анатолия Михайловича Федотова из Института вычислительных технологий — он довёл меня до защиты диссертации. В плане подготовки управленческих решений и системности мышления я многое почерпнул у Сергея Протасовича Ковалёва. Работа с Юрием Ивановичем Шокиным показала мне, каким должен быть директор хорошего академического учреждения. А Борис Степанович успел поведать много премудростей о работе библиотеки.
— С какими показателями ГПНТБ подошла к своему юбилею?
— За 2015 год через неё прошло около 100 тысяч посетителей. Показатель неплохой, но я вижу, что наш потенциал гораздо больше и нам надо научиться его использовать. За последние годы посещаемость у нас стала меньше, но это общая тенденция для всех библиотек России. Люди стали меньше читать, причём читать меньше хорошей литературы. Нам нужно развивать государственную политику в области культуры, чтобы повысить интерес к чтению и вернуть Россию на первые места в рейтингах читающих стран.
Но люди всё равно продолжают посещать библиотеки, особенно те, где созданы комфортные условия для чтения и времяпрепровождения вообще. ГПНТБ в этом плане выделяется среди библиотек Новосибирска. Это один из символов города, одно из самых узнаваемых его мест после оперного театра и часовни Николая Чудотворца. Большая площадь, красивый фонтан — всё располагает к тому, чтобы наша библиотека была центром притяжения.
— Это во многом зависит от материально-технической базы. Как обстоят дела с ней?
— Наша библиотека является лидером в Сибири по автоматизации библиотечной деятельности. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с нашим столичным «братом-близнецом» — ГПНТБ России (в 1958 году Государственную научную библиотеку Министерства высшего образования СССР разделили на две ГПНТБ — московскую и новосибирскую), постоянно помогаем библиотекам нашего региона. Наша гордость — музей редкой книги, в котором много уникальных древних книг и рукописей, которые оцифровываем на хорошей технике.
Сейчас будем уделять пристальное внимание обновлению парка компьютеров — техника устаревает быстро, и это требует определённых вложений.
— Как отразилась на библиотеке реформа РАН?
— Поскольку академия сельскохозяйственных наук теперь присоединена к РАН, то логичным следствием является присоединение к нам Сибирской научной сельскохозяйственной библиотеки, которая находится в Краснообске. Приказ о реорганизации Федеральное агентство научных организаций подписало 30 сентября. Таким образом, у нас появляется филиал в Краснообске, который мы снабдим и новой литературой, и электронными ресурсами.
У нас есть такая возможность, так как по закону об обязательном экземпляре наша библиотека является единственной в Сибири, которая должна получать по одному экземпляру каждого издания, которое печатается в России. К сожалению, не все издательства аккуратно исполняют этот закон, и до нас доходит лишь около 80 процентов издающихся в России книг. Но это тоже немало — более 100 тысяч изданий ежегодно, а остальные мы отыскиваем по другим каналам.
Ещё одна проблема — охрана интеллектуальной собственности. В эпоху инноваций и модернизаций она приобретает особое значение, но у нас почему-то незаслуженно отошла на второй план. А бизнес, который планирует вложение денег в инновации, должен быть уверен в их защищённости, в том числе от недобросовестной конкуренции. Начиная с семидесятых годов, ГПНТБ готовила патентоведов — специалистов по охране авторских прав. Они работают и до сих пор, но постепенно стареют и уходят, а смены у них нет. Поэтому мы договариваемся с мэрией Новосибирска о том, чтобы возобновить эти курсы, с которых на предприятия будут приходить люди, понимающие, что такое патентное дело, интеллектуальная собственность и её охрана. Помочь наладить связи между наукой, инновацией и бизнесом — ещё одна наша важная задача.
АКЦЕНТЫ
О роли библиотек:
— Сейчас библиотеки выступают не только в роли хранителей знаний, но и всё больше занимаются их распространением. Мы тоже проводим различные мероприятия по популяризации чтения: только в сентябре у нас прошли книжная ярмарка, фестивали науки. ГПНТБ я вижу как культурный центр, куда люди стремятся не только за книгами, но и за знаниями в широком смысле, за новым интеллектуальным опытом. Поэтому она должна давать людям нечто большее, чем возможность почитать, — она должна рассказывать о науке и культуре. В этом направлении и движется весь наш коллектив из более чем 400 человек. И на этом пути мы должны делать библиотеку ещё более комфортной для наших читателей.
О Борисе Елепове:
— Приказ о его назначении директором ГПНТБ СО РАН вышел в тот же год, когда я родился. Казалось, что он был в ГПНТБ всегда. Это был настоящий директор — все сотрудники говорят о нём только хорошее. Он знал очень многих лично, заботился о людях и помогал им. Наверное, в этом заключается один из секретов того, как ему удалось провести через сложные времена такое большое учреждение. Борис Степанович мог и кулаком постучать по столу, и повысить голос, но было видно, что в душе он очень добрый человек. И, конечно, Профессионал с большой буквы.
О бумажных книгах:
— Убеждён, что никуда они не денутся. Статистика говорит: в Европе и Америке продажи электронных книг росли примерно до 2013 года. Сейчас рост прекратился, остановившись на максимальной отметке 20—25 процентов: остальное — бумажные книги. В Штатах, самой технологически развитой стране, доля продаваемых электронных книг стала сокращаться. Здесь можно провести аналогию с кино: когда появились кинотеатры, многим казалось, что классические театры скоро отомрут, ведь кино выигрывало у них по всем параметрам.
Однако этого не произошло, а посещение театров было и остается показателем культурного уровня. То же самое относится к печатным и электронным книгам. Книга на бумаге даёт совсем другое качество чтения.
БЛИЦ-ОПРОС
Девиз: Всё в твоих руках.
Увлечения: футбол, горные лыжи.
Книга: «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
Виталий СОЛОВОВ
Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Директор ГПНТБ СО РАН Ирина ЛИЗУНОВА — о «земельном вопросе» библиотеки и современном российском самиздате