12.07.24

Чужие здесь не ходят

Почему заборы и закрытые детские площадки современных ЖК провоцируют общество на социальное расслоение?

Новые ЖК, конечно, украшают Новосибирск, но в то же время могут задавать не совсем позитивные социальные тренды.

Эффект гетто

Ирина, посетитель форума Woman.ru: «Мы хотим вокруг своего нового дома поставить забор, чтобы огородить свою детскую площадку. Именно потому, что эти “прелестные” дети из “старых” домов, расположенных вокруг нашего нового дома, начинают пакостить. Ломают скамейки, разрисовывают, сама каждый вечер эти компании от подъезда дома отгоняю. Элитой себя не считаю! Просто хочется сохранить в приличном виде дом и детскую площадку, часть которых построена и на мои кровно заработанные деньги. Вы сами виноваты, что ваши дома и дворы находятся в таком… состоянии».

Анастасия, посетитель форума Woman.ru: «Этот мегаупрёк мы слышали неоднократно: что же вы себе не сделали детскую площадку сами? А ничего, что у нас площадка (по плану) должна была быть именно на этом месте, где стоит этот типа ваш “элитный” дом? Вы имеете право огородить свой дом, вопрос такой: за счёт кого? Не пускать детей на площадку, только потому, что те “домом не вышли” — ну такое. Мы все живём в том обществе, которое есть, сложилось на данный момент, и отгородиться от него просто забором не получится».

Российские урбанисты и социологи всё чаще стали рассуждать на темы «социального расслоения», которое провоцирует строительство локальных ЖК, где «всё включено» — от парковок до красивых детских площадок. И речь сейчас идёт не о загородных комплексах, а о новых домах, которые точечно растут посреди городских пространств времён советской застройки и вызывают у «коренных жителей» определённые эмоции. Антрополог Елизавета Головина, исследующая социальные связи в современном городе, считает, что иногда застройщики, работающие над амбициозным проектом, не учитывают «локальный менталитет» того или иного района и нарушают десятилетиями сложившуюся гармонию. К примеру, решил застройщик построить 30-этажную «стекляшку» в тихом зелёном районе со «сталинками», где веками складывался свой уклад. Понятное дело, что респектабельная (по его мнению!) высотка вступит в явное противоречие со всем районом — конфронтации с местным сообществом точно не избежать, потому что высокий забор, стекло, бетон и всякие современные фишки будут смотреться слоном в посудной лавке на фоне патриархальных пейзажей.

К тому же многие такие локальные ЖК уже имеют встроенные современные, красивые и удобные детские площадки, которые практически всегда огорожены забором — детям из «старых домов» туда вход закрыт. У собственников и представителей управляющих компаний один аргумент: мы за детскую площадку рублём платили, поэтому чужие здесь не ходят! На что местные выдвигают свой: понаехали тут со своими правилами, наши дети тоже право имеют. Урбанисты считают, что в подобных случаях срабатывает эффект «гетто», когда люди из «старых домов» вдруг спускаются по социальной лестнице на несколько ступеней ниже, чем жильцы ЖК.

— Специалисты считают, что это создаёт действительно опасное социальное напряжение, — уверена клинический психолог Анна Лепихина. — У людей, живущих в новом ЖК за большим забором, складывается своя картина мира: мы — статусные, а вы — нет. Наличие квартиры в новом ЖК, красивой детской площадки и прочих благ создают иллюзию избранности. И как следствие — отрицания «чужих», потому что они — вандалы, хулиганы и прочие. Отсюда и все эти огромные заборы и электронные замки на входе на детскую площадку, чтобы дети «чужих» здесь не играли.

Проведя достаточное время на форумах, где обсуждаются закрытые детские площадки, можно вывести некий общий знаменатель, который заложен в нашу лимбическую систему ещё с древних времён: в моей пещере живут «свои», а в другой — «чужие». Всё, что приходит из-за условного забора, — враждебно и опасно. Поэтому все истории рассказаны, как под копирку: «эти приходят на нашу территорию и специально гадят». А значит, условный забор должен быть ещё выше и желательно ток по нему пустить. Но психологи и социальные антропологи уверены, что такое поведение зачастую провоцируют высокие заборы и охранные системы в новых ЖК: запретный плод сладок, ну и «классовую неприязнь» никто не отменял.

— Возьмём простую ситуацию. Ребёнок играет в старой песочнице в своём дворе и видит, как соседские дети играют в красивом детском городке, но за забором. — предлагает пример для анализа семейный психолог-консультант Анна Веселина. — Он говорит маме: хочу туда, к тем детям! Мама ему объясняет, что нельзя. Маленькие дети не понимают всех наших взрослых социальных тонкостей. Но их система умеет быстро формировать импринты — на основе житейского опыта. «Я не такой, как те дети за забором, я хуже», — вот что может запечатлеться в маленьком человеке. Когда он войдёт в подростковый возраст, то, возможно, будет делать то, чего так боятся жители новых домов. Да, все эти ситуации ведут к социальному расслоению.

Детям лучше играть на открытых пространствах.

Есть ли жизнь за забором?

Екатерина, посетитель сайта «Сибмама»: «Один известный блогер написал, что “проблема озаборивания уже давно захватила наши города и сделала из городских улиц тюремную зону”. Я с ним согласна. Новосибирск превращается в зоопарк, где люди гуляют вдоль клеток. Везде заборы. Сквозь дворы уже вообще не пройти. Дети больше не играют все вместе — все по своим огороженным дворам сидят. Зимой была свидетелем, как машина скорой помощи, пытаясь объехать заборы, увязла в снегу».

Советский коллективизм, когда «своё» считалось мещанством, а «общее» — признаком социального прогресса, привело нас к эре индивидуализма и охране личных границ со сторожевыми псами и условными вышками. Сегодня город, который является местом совместного проживания, превращается в средневековый конгломерат, когда каждый дом ощетинивается укреплениями. Вроде живём в одном городе, ходим на работу и воспитываем детей, но чувства изолированности — всё больше.

— Забор даёт ложное чувство безопасности, — уверена социолог Елена Морозова. — Если у человека есть злой умысел, то он без проблем попадёт на вашу закрытую территорию. Он, наоборот, создаёт и усиливает негативные ситуации — и в бытовом плане, когда въезд затруднён для спасательных служб, и в социальном. Сейчас в Москве начинают решать ситуацию с заборами не в их пользу — они портят вид города и создают ненужное социальное напряжение.

В своих исследованиях урбанисты пишут о том, что сегодня застройщики выставляют огороженные территории как преимущество, формируя общественное мнение, а значит, и спрос. И тогда концепция города как места, где люди живут какими-то общими интересами, исчезает, уступая место махровому «индивидуализму»: это — моё, ты — чужой, я — в домике. Заборы становятся «муляжом безопасности», но при этом они усиливают чувство непричастности к окружающему миру и формирование идеологии «моя хата с краю». Ну и сегрегацию в обществе заборы провоцируют серьёзную, когда люди из «старых домов» начинают невольно завидовать современным и ухоженным пространствам «новых домов». Я предполагаю, что сейчас посыпятся аргументы из серии «мы за свой ЖК рублём платили» и «почему вы свою “хрущёвку” не облагородили?», но мы сейчас с вами пытаемся рассмотреть ситуацию не с позиций частной собственности (да, она имеет место), а через оптику социальной антропологии и современных тенденций в урбанистике. А они — таковы. Но к теме ещё вернёмся.

Почему заборы становятся большой проблемой?

- У новых ЖК большие территории. Горожане тратят больше времени, чтобы их обойти.

- Из-за огороженных придомовых территорий практически полностью парализовано перемещение пешеходов внутри кварталов.

- Заборы портят вид Новосибирска — у нас и без них скудные городские пейзажи.

- Заборы провоцируют в людях чувство социальной отрешённости.

- Затруднены проезды спецтехники — пожарных нарядов, бригад скорой помощи, полиции, МЧС.

КСТАТИ
Результаты исследований урбанистов и социологов показали, что там, где мало открытых общих пространств, люди ведут менее подвижный образ жизни, переживают меньше ярких впечатлений и меньше общаются.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

11.10.24 Чужие здесь не ходят-2

Почему забор считается в урбанистике элементом «враждебного дизайна» и как им можно измерять социальный капитал?

19.06.24 Не Бермудский, но треугольник

Чем недовольны новосибирцы и как городские конфликты меняют социальный портрет нашего города?

02.11.21 Улицы раздора

Из-за чего вспыхивают конфликты в Новосибирске и как направлять их в конструктивное русло?

08.07.21 Бои большого города

Доктор социологических наук, профессор Ирина Скалабан — о том, кто, с кем и каким образом конфликтует в Новосибирске и как конфликты могут послужить развитию городской среды

up