21.10.22

Частицы интеллекта

Когда в Новосибирской области начнётся внедрение интеллектуальной транспортной системы?

Валерий Ильенко: «ИТС необходима агломерации, которая задыхается в пробках».

Интеллектуальная транспортная система (ИТС), которая в нашей области коснётся Новосибирской агломерации — Новосибирска, Бердска, Искитима, Кольцова, Оби и Новосибирского района, — это огромный комплекс технологических и интеллектуальных решений. Его внедрение позволит управлять автомобильными потоками и существенно снизит плотность пробок на наших дорогах. Комплекс настолько огромный, что полная стоимость его внедрения для Новосибирской агломерации составляет 5,3 млрд рублей, при этом средства — в основном федеральные. Можно, конечно, за несколько лет построить множество дорог, развязок, мостов и кардинально «расшить» узкие места в движении, но затраты в таком случае будут на порядки выше. Так что внедрение ИТС, которая частично или полностью работает в 24 регионах России, — неплохой выход из ситуации. Для комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике тема внедрения ИТС стала одной из приоритетных с начала работы седьмого созыва областного парламента. Тому, что произошло в этой сфере за два года, и был посвящён отчёт Контрольно-счётной палаты НСО, заслушанный депутатами.

Как сообщил аудитор КСП Валерий Алёхин, техно-рабочим проектом ИТС Новосибирской агломерации предусмотрено создание на региональном уровне единой платформы управления транспортной системой, в которую входит геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных. Аудитор также напомнил, что начало формирования ИТС в регионе могло быть датировано ещё 2020 годом, но из-за недобросовестности федерального подрядчика, который не выполнил работы начального этапа, 390 млн рублей, выделенных региону на 2020–2021 годы, просто пришлось вернуть в федеральный бюджет. Весной этого года был заключён новый контракт с компанией «Ситроникс», имеющей опыт таких работ в других крупных городах. Впрочем, и с новым подрядчиком поначалу не всё складывалось гладко.

— Первый неудачный контракт отодвинул начало внедрения ИТС минимум на год, — отметил председатель транспортного комитета Валерий Ильенко. — Когда формировался контракт с «Ситрониксом», также были сбои, что нас очень беспокоило. Поступало даже предложение расторгнуть и этот контракт, но министр транспорта и дорожного хозяйства НСО Анатолий Костылевский убедил нас, что необходимо продолжать работать и внедрять эту систему. Собственно, практически все несостыковки, которые были за это время, мы и увидели в заключении КСП. Сегодня ситуация нормализовалась, и могу уверенно сказать, что работы, предусмотренные контрактом 2022 года, будут выполнены к 25 ноября. Но мы и в дальнейшем будем пристально смотреть за ситуацией. Думаю, что федеральные деньги мы получим и поэтапно будем решать вопрос создания ИТС.

ЦИФРА

 40% 

всех светофорных объектов агломерации должны быть подключены к ИТС — это является одним из условий достижения второго уровня зрелости внедрения системы.

На реализацию мероприятий по созданию ИТС на 2022–2024 годы предусмотрено 852,3 млн рублей из федерального бюджета. Сумма от общей стоимости проекта небольшая — чуть более 15%, но начинать с чего-то нужно. В частности, до конца нынешнего года будет закуплено необходимое серверное оборудование, программное обеспечение, а также в тестовом режиме к ИТС подключат первые 20 светофоров на загруженных магистралях города. По словам министра Анатолия Костылевского, полное внедрение ИТС в нашем регионе — вопрос небыстрый. Весной этого года была принята методика Минтранса РФ, в которой были утверждены пять «уровней зрелости» регионов для внедрения интеллектуальной транспортной системы.

— Сейчас, объективно, мы можем достичь только второго уровня зрелости, — отметил министр. — Дальнейшее движение зависит не столько от финансирования, сколько от наличия необходимого оборудования.

Так как отдельные компоненты ИТС, такие как сети связи, относятся к объектам критической инфраструктуры, на них разрешено ставить только отечественное оборудование, которого, к сожалению, пока нет. В том числе, например, оборудование для сетей 5G. Подразделения госкорпорации «Ростех» занимаются разработкой необходимого оборудования, но его обещают не раньше, чем к 2025 году. Впрочем, и достижение даже двух уровней зрелости должно существенно улучшить ситуацию на дорогах агломерации.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика