13.10.21

Сложности с интеллектом

Депутаты заксобрания не удовлетворены ходом работ по разработке интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации.

Машины и автобус на улицах Новосибирска

Интеллектуальная транспортная система должна управлять автомобильными потоками и существенно снижать плотность пробок на дорогах.

Как только прошлой осенью избранный 7-й созыв Законодательного собрания Новосибирской области начал свою работу, председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов сразу обозначил один из главных приоритетов работы комитета на ближайшие годы. А именно — внедрение в Новосибирске и агломерации (Бердск, Искитим, Кольцово, Обь и Новосибирский район) интеллектуальной транспортной системы (ИТС), способной управлять автомобильными потоками и существенно снижающей плотность пробок на дорогах. Строительство новых дорог и развязок в регионе уступает уровню автомобилизации населения, и наличие ИТС — один из очевидных выходов в данной ситуации.

Уже к концу 2020 года от слов перешли к делу: известная московская компания «Ситроникс», имевшая похожий опыт в других городах-миллионниках России, начала разработку проекта нашей ИТС. Ещё весной 2020-го в Федеральное дорожное агентство от Новосибирской области была отправлена заявка на федеральное финансирование проекта, которая прошла отбор и была поставлена в лист ожидания. На тот момент полная стоимость внедрения ИТС в регионе оценивалась в 2,5-3 миллиарда рублей, и предполагалось, что основное финансирование будет из федерального бюджета. Сегодня прогнозы именно в этой части не столь оптимистичны, однако депутатов больше тревожит тот факт, что начало внедрения системы сильно отстаёт от графика. Эта тема стала основной на очередном заседании рабочей группы по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Новосибирской агломерации.

Вице-президент компании АО «Ситроникс» Алексей Морозов, участвующий в заседании в режиме видео-конференц-связи, доложил депутатам, что проектная документация прошла успешную оценку в части сметного и инженерного решения. Но победные реляции были восприняты депутатами критически. Многочисленные претензии к проекту предъявили ТУАД НСО, министерство цифрового развития, мэрия Новосибирска, Управление МВД РФ по Новосибирской области, администрация города Искитима. Основные замечания — отсутствие интеграции проекта с существующей инфраструктурой и имеющимся программным обеспечением. Также депутаты отметили, что три из шести заказчиков — Новосибирский район, города Бердск и Искитим — до сих пор не подписали акты приёмки работ.

Как подчеркнула заместитель председателя транспортного комитета Елена Тырина, в апреле 2021 года была определена «точка невозврата» по подготовке проекта — 1 июля 2021 года, однако подрядчики затянули со сроками. Между тем до конца нынешнего года необходимо освоить 80 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета на закупку серверов и программного обеспечения для будущего центра управления ИТС.

— Уже октябрь, а торги только начинаются. Возможно ли за оставшиеся два с половиной месяца провести конкурсные процедуры максимально эффективно? — задала Елена Тырина вопрос, волнующий всех депутатов.

Но ещё более встревожил депутатов момент с почти двукратным удорожанием проекта — до 5,3 миллиарда рублей. Заместитель председателя комитета Сергей Титков уверен, что эти излишки могут «повесить» на областной бюджет.

— Вопросов пока очень много, — отметил парламентарий. — Сколько денег даст федеральный центр, а сколько придётся вкладывать нам? И готова ли область сегодня на такие затраты? Из проекта до конца так и непонятно, каким будет реальный эффект от внедрения ИТС.

— Сроки разработки проекта интеллектуальной транспортной системы нарушены, к качеству также есть вопросы, — резюмировал Майис Мамедов. — В ближайшие две недели мы вновь вернемся к этой теме. Комитет рекомендует внести проверку реализации проекта в план работы Контрольно-счётной палаты Новосибирской области.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

28.03.24 Интеллектом по пробкам

Как в Новосибирской агломерации внедряется интеллектуальная транспортная система?

21.10.22 Частицы интеллекта

Когда в Новосибирской области начнётся внедрение интеллектуальной транспортной системы?

up