13.04.22

Стратегия нового времени

Ирина ДИДЕНКО — об «обратной» вертикали, инвестиционных инициативах и поиске возможностей в условиях кризиса.

Впервые в истории заксобрания НСО число его вице-спикеров возросло до пяти. И впервые же появился «профильный» вице-спикер, чья зона ответственности — экономика. Назначенная на этот пост 31 марта Ирина Диденко рассказала о планах работы в новом качестве.

— Ирина Валериевна, в заксобрании появился пятый вице-спикер — случай беспрецедентный…

— Но мы и живём сейчас в беспрецедентное время, требующее сложных, неординарных и в то же время оперативных решений. Наверное, речь шла даже не о должности, а о необходимости укрепления статуса деятельности в экономической сфере. Президент страны поставил задачу изменить подходы к сфере экономики, так как в новых реалиях требуются новые конструктивные решения, направленные на сохранение стабильности в регионах, поддержку граждан, минимизацию влияния санкций и повышение доходной части регионального бюджета.

Требуется совершенно другой уровень работы: анализ ситуации, выявление проблем, постановка конкретных задач и оперативное принятие взвешенных решений. При этом надо сделать так, чтобы наши новые инициативы были услышаны на федеральном уровне. Работа предстоит каждодневная и кропотливая.

— С чего начали работу?

— Мы провели ряд совещаний, куда приглашали представителей правительства и бизнес-сообществ, чтобы выработать механизмы взаимодействия и отработать связи — снизу вверх. У нас в последнее время сложилась ситуация, что вертикаль сверху вниз, с федерального уровня, отлажена довольно чётко, а вот наоборот не всегда всё складывается. И наша задача — сформировать эту площадку для получения обратной связи. Мы хотим дать возможность высказаться представителям экономического сектора, реальных производителей и отраслей, донести их мнение, в первую очередь, до профильных министерств правительства.

Был сделан предварительный анализ текущей ситуации. Понятно, что он не полный, какие-то цифры будут только по итогам первого квартала. Анализ носит прогнозный характер, с учётом понимания, где у нас проблемные места, какие отрасли могут пострадать и в каких объёмах произойдет спад. Тем не менее, понимание, с чего начинать работу, появилось.

ДОСЬЕ

ИРИНА ДИДЕНКО
Депутат Законодательного собрания двух созывов. Постоянно работает в комитете по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. До назначения на должность вице-спикера по экономике была заместителем председателя комитета. Член комиссии по экологии. Входит во фракцию «Единой России». Мастер спорта, чемпионка России.

— Дальше работа будет строиться по конкретным отраслям?

— Да, мы уже провели рабочую группу по транспорту и логистике, где пытались оценить ситуацию в транспортной сфере: в авиационной отрасли, в железнодорожной, в автомобильной, в судоходстве, включая перевозку грузов и перенастраивание логистических цепочек. Собрали компании, которые работают в этих отраслях. От них поступил ряд конкретных предложений, в том числе и для федерального уровня, и каждое из них мы намерены точечно отрабатывать. Будем выходить с законодательными инициативами, в том числе и через наших депутатов Госдумы. Надеюсь, что в этих сложных условиях они будут рассмотрены более внимательно, чем раньше, и быстрее по срокам.

— Можете привести какие-то конкретные примеры?

— Например, у нас большинство контейнеров для грузоперевозок находится в собственности иностранных компаний. Есть предпосылки, что они уйдут из региона вместе с контейнерами. И мы будем выходить с инициативой о принятии мер для того, чтобы наладить здесь такое производство. А вообще предложений очень много, но нужно подождать, пока все они оформятся более конкретно. Какие-то из них касаются снижения налоговой нагрузки на бизнес, но это всегда должно быть взвешено с точки зрения поступлений в бюджет. Есть предложения по линии минэкономразвития, минпромторга — по созданию механизма стимулирования ряда отраслей, чтобы здесь, в области, создавать добавленную стоимость. Сегодня этих мер поддержки у нас нет. Мы здесь ждём инициативы от инвесторов, но должны предлагать решения и сами.

— Об этом говорили и раньше.

— Да, мы и раньше об этом говорили. Ничего не меняется. Мы отмечали, что у нас нет программы экономического развития. Инвестиционная программа, которая у нас есть, не отвечает требованиям нового подхода к развитию экономики. Главные направления сегодня — это создание новых рабочих мест, налоговая и бюджетная отдача. У нас в инвестиционной программе напрямую таких индикаторов нет. Вся работа, которую мы делали раньше, нуждается в актуализации. Мы всегда говорим про реальный сектор экономики. Где он у нас обозначен в отраслевом и территориальном плане? Депутаты не раз направляли рекомендации по рассмотрению и внедрению новых мер в экономике региона, отмечали, что не просматривается стратегическое видение развития реального сектора. Сегодня время показало, что это теперь уже жизненно необходимо делать.

— Были ещё темы обсуждений помимо транспорта и логистики?

— Мы провели круглый стол по предложениям предпринимательских объединений — таких как «Опора России», «Деловая Россия», МАРП. Обсудили все инициативы, их очень много. Особенно заинтересовало предложение, которое мы и раньше обсуждали, — оказывать протекцию нашим товаропроизводителям — и в сфере закупок, и в сфере поддержки инвестпроектов, размещения производств. Все предложения нужно взвесить, ведь мы всё равно остаёмся в едином экономическом пространстве страны, но теперь уже можем смотреть через призму санкций, когда понятно, какие иностранные компании ушли, какие рыночные ниши освободились. И мы уже можем выходить с инициативой о стимулировании размещения отечественных производств. Нельзя ждать, что рынок сам отрегулирует этот процесс. Предприниматели вряд ли смогут оперативно среагировать, потому что ключевая ставка ЦБ совсем не инвестиционная. И федеральными мерами поддержки не все могут воспользоваться. Поэтому надо выработать свои меры и подходы. И по ряду отраслей самим подготовить инвестиционную инициативу, выявить освободившиеся ниши и привлечь предприимчивых людей, инвесторов. Мы рассчитываем, что будем услышаны. Наработки есть, и только совместно с правительством мы сможем воплотить их в жизнь.

АКЦЕНТЫ

О главных целях
— Наша сверхцель — это налоговая отдача, сохранение и увеличение числа рабочих мест. Это всегда надо держать в голове. Рабочие места — это заработная плата, доходы граждан. Налоговая отдача — пополнение бюджета, а значит, исполнение всех наших обязательств — социальных, инфраструктурных и так далее. Всё, что является задачей органов государственной власти субъекта. А в текущей ситуации работа по достижению этой цели разбивается по тем сферам, где формируется отрицательная динамика, чтобы уменьшить её с учётом санкционных внешних факторов и создавать новые стимулы, новые возможности для развития предприятий.

О ГЧП и концессиях
— Себестоимость строительства сильно возрастёт, что повлечёт за собой не только удорожание инвестиционных проектов — я имею в виду ГЧП и концессии — но и других объектов капитального строительства. И мы предлагали правительству выстроить приоритеты по объектам. Совершенно очевидно, что физический объём в строительстве уменьшится — значит, и объектов будет меньше. Мы понимаем, что приоритеты наших региональных проектов должны выстраиваться в рамках национальных проектов — и это неприкосновенно. А дальше — все остальные. Не исключено, что если сегодня выстроить по приоритетам, то наши проекты по ГЧП и концессиям окажутся внизу. Я считаю, и мои коллеги-депутаты придерживаются той же точки зрения, что те проекты, которые ещё не начаты, надо как минимум придержать до определения первоочерёдности и формирования новой оценки целесообразности и актуальности продолжения реализации этих проектов сейчас. Потому что доходная база теперь может оказаться иной — меньше, чем ожидалось. Плюс стоимость объектов увеличивается. Рассчитываю, что рано или поздно к этому решению всё равно придётся прийти, потому что ресурсы ограничены. Всё равно от чего-то придётся отказаться — даже если доходы падать не будут, физическое денежное выражение не позволит нам остаться в тех рамках, которые мы обозначили в конце прошлого года. Это честно. И это очевидно.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

20.07.23 Шаг за шагом

Депутат Ирина ДИДЕНКО — о работе в команде, программе «Чистый воздух» и поддержке предпринимателей

01.12.22 Сумма трёх слагаемых

Вице-спикер заксобрания по экономике Ирина Диденко — о спорах вокруг концессий, экономической стратегии и инициативах с мест

29.11.21 Держаться в рамках

Депутат заксобрания Ирина ДИДЕНКО — о проблемах малых городов, стимулировании инвесторов и подводных камнях концессионных соглашений

up