29.11.21

Держаться в рамках

Депутат заксобрания Ирина ДИДЕНКО — о проблемах малых городов, стимулировании инвесторов и подводных камнях концессионных соглашений.

Ирина Диденко в красном пиджаке

Ирина Диденко работает в Законодательном собрании второй созыв. За это время она стала одним из самых авторитетных депутатов областного парламента, соавтором ряда ключевых законопроектов, зарекомендовала себя как опытный специалист в сфере инвестиционной политики. В этом созыве Ирина защищает интересы жителей Бердска, Искитима и Искитимского района.

— Ирина Валериевна, каковы ваши впечатления от первого года работы на новом для себя округе?

— Работы, конечно, много. У нас прошла очень активная и плодотворная выборная кампания. Соблюдая все меры предосторожности, связанные с пандемией, мы провели большое количество встреч на территории. Встречались с рабочими коллективами, работниками бюджетной сферы, с жителями. В итоге было собрано более 800 наказов, из них 600 вошли в итоговую программу. Поэтому год был посвящён определению первоочередных приоритетов на каждой территории. Часть задач уже удалось выполнить.

Например, Искитим — это проблемная точка на экологической карте области. В его черте находится карьер, по дорогам города едут большегрузы с цементом, известью, продукцией стройиндустрии. Люди задыхаются от пыли. И мы смогли найти понимание в нашем министерстве природных ресурсов и экологии. В результате совместной работы было составлено и вынесено на сессию заксобрания письмо в адрес федерального Правительства о включении Искитима в федеральную программу «Чистый воздух» национального проекта «Экология».

Кроме того, мы добились получения дополнительных средств на проведение централизованного водопровода на шести улицах частного сектора Искитима, ещё по 11 идёт разработка проектно-сметной документации, чтобы поставить их в план на следующий год.

— А какова ситуация в Бердске? С какими проблемами сталкиваются жители?

— Мы в Бердске именно в этом году сосредоточились в первую очередь на проблемах образовательных учреждений. Наш комитет при обсуждении программы наказов предложил министерству образования разработать новую программу, в которую вошли бы строительство и ремонт школьных стадионов или спортзалов, ремонт и оснащение пищеблоков, модернизация инженерной инфраструктуры, в частности, электропроводки, нагрузка на которую сейчас сильно возросла.

В минобре нас услышали, поддержали. Осталось немного: совместно обсудить наши рекомендации и найти источники финансирования. В федеральном бюджете деньги на такие цели есть. Ясно, что это не только наша проблема, это касается всех образовательных организаций страны.

— Насколько остро на вашем округе стоит проблема дорог?

— Проблема дорог стоит остро, мне кажется, везде. У нас в Бердске есть промышленные площадки, и к ним ведут две основные дороги — улицы Промышленная и Химзаводская. И в ходе выборной кампании, когда мы ездили на встречи с работниками предприятий, очень остро звучали вопросы по этим дорогам. Их не ремонтировали никогда с момента строительства, больше 30 лет. И они были как после бомбёжки. А на той площадке находится почти сотня предприятий, на которых трудятся около четырёх тысяч работников. Я обратилась к правительству с поправкой. Суть её: необходимо создавать инфраструктуру для промышленных площадок — для создания рабочих мест, для бюджетной отдачи. Она от таких промышленных площадок если не больше, то соразмерна отдаче от того же ПЛП. Там есть предприятия, которые осуществляют инвестиционную деятельность, расширяются, будет увеличиваться выпуск продукции, появятся дополнительные рабочие места. При формировании бюджета в прошлом году поправка не прошла, но, когда весной вносились первые изменения в бюджет, мы всё-таки добились, чтобы эти улицы были отремонтированы. И в мае их уже привели в порядок. Это было как раз в период майских праздников. Люди перед ними уезжали с работы по разбитым дорогам, а после праздников ехали на свои предприятия по уже отремонтированным. Конечно, они были потрясены.

— Сейчас в заксобрании очень большое внимание уделяется концессионным соглашениям — по школам, по поликлиникам. В чём их выгода для области и в чём опасность?

— Понятно, что, если бы в бюджете было достаточно денег, мы строили бы и строили всё сами. Но наш бюджет ограничен. И мы при ограниченном ресурсе выстраиваем приоритеты. Заключаем концессии и берём на себя обязательства выплачивать концессионеру средства. Но дело в том, что у нас в будущем бюджеты не станут вдруг неограниченными. Значит, мы должны задумываться о том, чтобы не получилось так: наберём наперёд столько обязательств, что просто с ними потом не справимся. Вот о чём речь. Потому что у нас есть защищённые статьи, социальные обязательства, которые мы не имеем права трогать. И если на нас ещё лягут эти выплаты по концессиям, то есть риски, что мы не то что дополнительно ни одного наказа не сделаем, а даже выйдем за рамки своих бюджетных возможностей. И придётся занимать деньги, чтобы вернуть средства за концессии, где мы уже заёмные деньги заплатили. Я так и говорила на рабочей группе: каждая отдельная концессия хороша, и не всегда это очень дорого, — но, когда собрать их все вместе и посчитать, вполне могут выплыть такие риски.

— Депутаты приняли закон об инвестиционном фонде. Он в некоторой степени как-то нивелирует финансовые риски, о которых вы говорите?

— Закон об инвестиционном фонде как раз, по сути, был логическим итогом этого обсуждения, чтобы мы могли сохранить наш будущий бюджет и защитить бюджетные обязательства. Сейчас мы должны понять, сколько концессий у нас уже заключено, сколько планируется заключить и как это будет выглядеть в финансовом плане. Теперь участие минфина позволит сдерживать расточительность.

— Ирина Валериевна, все знают, что вы не только законы разрабатываете, но и бьёте рекорды в вертолётном спорте. Хватает ли при такой активной работе времени на своё увлечение?

— Времени, конечно, мало, но я стараюсь поддерживать форму. К сожалению, из-за пандемии в прошлом году мы вообще не участвовали в соревнованиях, международные старты нам недоступны и сейчас — их просто нет. В этом году у нас был только чемпионат России. Надеюсь, что в следующем ситуация изменится.

— А расставаться с воздухом не подумываете?

— Даже не рассматриваю такой вариант! 

АКЦЕНТЫ

Об условиях для инвесторов
— Являясь куратором партийного проекта «Локомотивы роста», я регулярно встречаюсь с предпринимателями. Так вот, часто задаваемый ими вопрос — как раз о формировании перечня инфраструктурных проектов, которые можно было бы реализовать за счёт бюджетных кредитов. На такой встрече в Искитимском районе мы получили ряд предложений, которые направили губернатору и в профильные министерства. Речь идёт о качественных дорогах к производствам, к площадкам, которые реализуют инвестиционные проекты — такие как Улыбинская птицефабрика, например. И опять же — отсутствие газификации, что мешает размещать производства в местах, где формируется ресурс. Вы побывайте на вокзалах Бердска и Искитима в утренние часы. Увидите электрички, переполненные людьми, едущими на работу в Новосибирск. Почему люди уезжают? Ответ простой: нет работы и достойной зарплаты. Нужно создавать рабочие места, привлекать инвесторов, создавать инфраструктуру, строить доступное жильё. Тогда малые города станут комфортными для проживания.

О нюансах концессий
— Цель концессии — привлечение частных денег. А раз частник заходит, предполагается, что он будет лучше обслуживать, обеспечивать качество услуг. Это создание здоровой, хорошей конкуренции именно с бюджетными учреждениями. И я задаю вопрос: а как вы сможете заработать на поликлиниках, на школах? Это всё чисто бюджетные деньги.
Концессия по школам — это федеральная инициатива и дополнительный инструмент привлечения федеральных денег. Но нужно понимать и юридическую составляющую этого механизма. Потому что он новый, и его, конечно же, надо проработать от и до. Речь ведь идёт не только о создании объекта, но и о его эксплуатации на протяжении 13–15 лет. А это дети — 5 775 детей ежедневно туда будут приходить. Главное — создать безопасные условия их пребывания в образовательных учреждениях. А кто их будет обеспечивать? Руководитель? Или представитель концессионера? В предложенном нам варианте была вообще не разграничена зона ответственности. А это должно быть прописано сразу.
Вся проблема в том, что на стадии формирования условий и их внесения в соглашения наше министерство юстиции не участвовало вообще. Я не могу себе представить, как соглашение, которое в себе несёт обязательства, в том числе финансовые, которое подразумевает ответственность за детей, предлагается заключить без участия юристов, без правовой поддержки. К счастью, теперь и минюст, и минфин включены в работу, расписаны их обязательства и ответственность.

О газификации
— На публичных слушаниях по проекту бюджета, которые проводил наш комитет, спикер заксобрания Андрей Иванович Шимкив предложил направить обращение в Правительство РФ по поводу газификации. Речь идёт об использовании совершенно новых инструментов. Если сегодня нам Правительство даёт возможность использовать бюджетные кредиты на инфраструктуру, почему бы не применить этот инструментарий для газификации — уже не для догазификации, а именно для создания на территории области массированной инфраструктуры для доведения газа до людей с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов. 
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

20.07.23 Шаг за шагом

Депутат Ирина ДИДЕНКО — о работе в команде, программе «Чистый воздух» и поддержке предпринимателей

01.12.22 Сумма трёх слагаемых

Вице-спикер заксобрания по экономике Ирина Диденко — о спорах вокруг концессий, экономической стратегии и инициативах с мест

13.04.22 Стратегия нового времени

Ирина ДИДЕНКО — об «обратной» вертикали, инвестиционных инициативах и поиске возможностей в условиях кризиса

Новости  [Архив новостей]

up