12.07.21

Где живёт принцесса Укока?

11 июля в Академгородке «презентовали» трансформаторные будки, расписанные муралами

Фиолетовые «ГМО-люди», мистическая принцесса Укока и «кардиограмма» молекулярно-лучевой эпитаксии — вот сюжеты четырёх муралов, которые поселились на трансформаторных будках Городка, благодаря фестивалю научного стрит-арта «Графит науки». 11 июля фестиваль послал воздушный поцелуй сибирскому лету и закрылся, оставив на память изменённую реальность, благодарность от жителей и порцию ворчания от недовольных скептиков.

Фестиваль научного стрит-арта «Графит науки» был впервые проведён в Академгородке в 2017 году — тогда на подпорной стенке около дома на проспекте Коптюга появилась роспись «Доместикация лисиц», которая раскрывала тему перехода зверушек от дикой природы к человеку. С тех пор фестиваль набрал ещё больше ярких оборотов, несмотря на замечания людей, которые привыкли к классическому облику Городка — без современных излишеств. Как саркастически заметила тогда лидер общественного движения «Сохраним город-лес Академгородок» Наталья Шамина: «Научный городок стал неотразимо красив и пёстр, как папуас на свадебной церемонии». Поэтому в этом году согласовывать сюжеты будущих муралов пришлось с комиссией по сохранению культурного наследия, к которому теперь относится и Верхняя зона Академгородка. Как рассказала организатор фестиваля депутат горсовета Новосибирска Наталья Пинус, в этом году художественное воплощение получили темы генетически модифицированных организмов (Института цитологии и генетики), Пазырыкских курганов и принцессы Укока (Институт археологии и этнографии) и молекулярно-лучевой эпитаксии (Институт физики полупроводников).

Однажды июньским вечером во двор по улице Терешковой, 34 и 36, приехали весёлые молодые люди и с помощью проектора начали переносить на старую трансформаторную будку непонятные картинки. Это работала команда художника Светланы Соловьёвой, которая выбрала своей темой таинственную «Молекулярно-лучевую эпитаксию» — сюжет, посвящённый исследованиям учёных Института физики полупроводников. Девушка рассказала, что ей помогали в общей сложности 20 человек — среди них художники-любители и жители дома.

— Будто солнце светит во дворе! — искренне радуется новому облику трансформаторной будки жительница Елена Арнаутова. — Я во дворе часто с кошкой гуляю и всегда подходила к художникам, говорила им спасибо. Такие талантливые дети! Их новый взгляд даёт радость и хорошее настроение!

Воскресный вечер, солнце, приятные люди!

Научный сотрудник Институт физики полупроводников СО РАН Владимир Мансуров в доходчивой форме объяснил, что в основе метода молекулярно-лучевой эпитаксии лежит осаждение испарённого в молекулярном источнике вещества на кристаллическую подложку. Несмотря на достаточно простую идею, реализация данной технологии требует чрезвычайно сложных технических решений.

Даже симпатичный корж проникся методом молекулярно-лучевой эпитаксии.

Визитная карточка художницы Лизы Азил — мистические люди циклопического склада. Как рассказала куратор фестиваля Зося Леутина, для Лизы генно-модифицированная инженерия окутана мистикой и волшебством. «Для меня это тот мир, где люди и растения живут в согласии и ведут интересные разговоры», — зачитала Зося послание Лизы. К сожалению, сама художница немного опаздывала. Поэтому её этюд в фиолетовых тонах на улице Учёных презентовали без неё.

«Вы же не боитесь превратиться в огурцы?» — спросил у публики научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Даниил Гладких. Публика довольно захлопала. Учёный облегчённо вздохнул (слава богу, собрались просвещённые люди!) и рассказал, что ГМО — это сплошное благо, что в средние века морковка была серой, маленькой и горькой, а любимая народом кукуруза никогда не была такой «раздутой». И что генно-модифицированная инженерия — это дерзость человеческой мысли, которую могут по достоинству оценить лишь те, кто имеет достаточный уровень образования. И да, прививка от коронавируса абсолютно безопасна и всячески полезна.

Самая трудная судьба досталась сюжету, посвящённому Пазырыкской культуре, который был должен получить прописку во дворе Морского проспекта. И хотя эскизы были одобрены знаменитой исследовательницей Пазырыкской культуры, главным научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН Натальей Полосьмак, которая раньше жила в этом дворе, художникам пришлось свою деятельность свернуть. «Всё начиналось прекрасно. Этот эскиз набрал больше всего голосов. Ребята нашли жителей двора, которые готовы были им помогать в пересвете рисунка, обо всём договорились. На следующий день вместе с волонтёрами начали грунтовать стену, монтировать леса. И в этот момент появились они. Поборники не очень понятно чего, старого уклада, ситуации, где ничего никогда не должно меняться», — писала в социальных сетях Зося Леутина. В общем, случился конфликт поколений и вкусов, художники расстроились и решили, что «ну всё, ничего не будет». Но тут пришла старший научный сотрудник Институт археологии и этнографии СО РАН Марина Нестерова и сказала, что на Золотодолинской есть потрясающая трансформаторная будка и там принцессе Укока никто не помешает. На фотографии — первая часть мурала.

В соцсетях потом разгорелись споры: один из жителей написал, что центральная фигура картины напоминает висельника. Правда, на защиту принцессы вышли те, кто знаком с Пазырыкской культурой: товарищи, образовываться надо, это не верёвка, а ритуальный женский головной убор, стыдно истории не знать, в Городке живёте!

Следуй за белым кроликом! Марина Нестерова рассказала, что именно заяц послужил для Натальи Полосьмак своеобразным знаком на плато Укока, когда археологи выбирали, с какого кургана начать работу? «Курган, где обнаружили нашу девушку, был совсем непримечательным, — рассказывает участникам научной экскурсии старший научный сотрудник. — Но мимо него пробегал заяц, и Наталья Полосьмак решила, что это знак».

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА
back

Материалы по теме:

06.03.24 Люди как птицы

Как бухгалтер открыла в себе талант мозаичиста и теперь помогает другим людям реализовать свои творческие запросы, рассказала Галина МАШНЁВА

13.02.23 Собери всю коллекцию!

Вы уже встречали на стенах новосибирских зданий пиксельных зверюшек?

19.01.23 Сказка на Ленина

В Новосибирске иллюстрациями Бориса Зворыкина украсили трансформаторную будку

28.10.22 ТОП-12 новых граффити в Новосибирске

Главный редактор «Ведомостей» собрала 12 лучших граффити в Новосибирске, созданных за последние годы

15.08.22 Сугроб, бигфут и красная панда

«Ведомости» побывали на фестивале граффити и посмотрели, как рождаются уличные шедевры. Посмотрите и вы!

27.11.20 «Здесь был Вася»

Нужны ли городу граффити на стенах домов и какое наказание грозит их авторам?

22.08.19 ТОП-10 граффити Новосибирска, которые так и просятся в соцсети

Прогуливаясь по городу, включите эти арт-объекты в ваш маршрут.

24.09.18 Осторожно, окрашено!

В Новосибирске прошёл первый в России фестиваль граффити, объектом которого стали автомобили. Художники раскрасили чужие машины, бетономешалку, двухэтажную «копейку» и городской троллейбус.

up