«Здесь был Вася»
Нужны ли городу граффити на стенах домов и какое наказание грозит их авторам?
Бывший «дом чекистов» на углу ул. Серебренниковской и ул. Октябрьской — открытый альбом для «автографов».
В современном мегаполисе улицы разговаривают сотнями разных голосов — крикливыми вывесками, лакшери зеркальных витрин, обсценной лексикой маргинальных подворотен и гаражных тупиков. Искусство граффити давно стало частью общего городского высказывания, способное превратить унылую серость бетонных стен в яркую и броскую фразу. Но одно дело эффектный мурал или бунтарское граффити-высказывание, и совсем другое — корявый автограф на стене дома, начирканный за несколько минут с помощью баллончика или фломастера.
В остром желании оставить свою роспись теггеры покоряют даже высоты и пишут на козырьках подъездов.
Чтобы полюбоваться на образцы новосибирского теггинга, совсем необязательно рыскать по подворотням — достаточно выйти на Красный проспект, чтобы увидеть росписи-кляксы на стенах. Или следы от них, скрытые под свежей штукатуркой.
Социальные психологи считают, что феномен граффити — это проявленные импульсы архаических реакций из серии «Здесь был Вася», пометка своей территории, обозначение своего пространства. К примеру, ещё в 1920-х годах в Калифорнии уличные банды использовали граффити для обозначения «своего» района, внутри которого действовали установленные законы. Ну а фрейдисты считают, что это чистой воды сублимация инстинктивных влечений человека, подавляемых социальными табу, — многие граффити содержат оскорбления и непристойности. И здесь тот же теггинг можно рассматривать как процесс социализации молодого поколения, которое снимает таким образом свой страх перед этой непонятной жизнью. Чиркнул по стене из баллончика — остался на какое-то время в истории. Уже не так страшно.
— Теггинг — самый быстрый способ самоидентификации, — считает психолог-консультант Анна Бердникова. — Это как послание в «городском мессенджере»: я тот, кто пришёл сюда и написал на этой стене. Разумеется, эта очевидная самопрезентация характерна для подростков или тех, кто проходит запоздалую сепарацию и всё ещё бунтует против этого мира. Отчасти в нём содержится и закодированное послание взрослому миру: мол, мы некая сила и с нами нужно считаться, потому что мы — ваше будущее.
Самый быстрый способ заявить о себе — написать свой тег на «куске». Куском райтеры называют место на стене дома, двери, окне, столбе, где можно поставить свой автограф, не залезая на чужой тэг. В среде теггеров считается нормальной фраза «Я видел твой кусок» — мол, ага, мы с тобой одной крови. Чем-то это напоминает биологические послания, которые пишут друг другу наши братья меньшие. В общем, все мы пишем друг другу письма. Кстати, известный в России коллекционер граффити Максим Кишкин считает, что главная цель теггеров — общение между собой, поддержка субкультуры и самовыражение, пусть и недолговечное.
Пример классического граффити, которое стильно структурирует пространство.
В социальной сети «ВКонтакте» полно групп, где умудрённые опытом граффисты-бомбисты учат молодняк оставлять в городе следы по принципу кавалеристов — прискакал, наделал дел, ускакал. «Хочешь теггать — умей бегать!» — наставляют бывалые, а детки доверчиво выкладывают свои образцы, нарисованные на школьных тетрадках в клеточку, и наивно спрашивают: «Теггаю всего неделю. Как вам моя роспись?»
Понятное дело, что детки пытаются творить (шкодить) в тёмное время суток, — за привод в полицию родители по головке не погладят. А загреметь в участок можно запросто: если тебя поймали с баллончиком-фломастером в руках, есть УК РФ — ст. 213 «Хулиганство» или ст. 214 «Вандализм» — за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Ну и административную ответственность никто не отменял: ст. 7.17 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 300 до 500 рублей за порчу имущества, а ст. 20.1 КоАП РФ — наказание за мелкое хулиганство в виде штрафа или ареста до 15 суток. Другое дело, что полиция такими неуловимыми Джо практически не занимается, поэтому теггеры воюют со службами ЖКХ. Закрашенное граффити называется баффом, и на этой основе появился баффангард — своеобразный диалог уличных художников с коммунальщиками. Примерно такой разговор и вёлся на дверях художников в мастерских на Советской, 79а.
— Это можно назвать и своеобразной городской игрой «поймай меня, если сможешь», — комментирует Анна Бердникова. — Теггеры бросают вызов: мол, я тот, кто может нарушить закон — догони меня! — а коммунальщики его принимают.
Очень красивый мурал на ул. Орджоникидзе.
В Новосибирске, по большому счёту, с теггингом активно не борются: к примеру, на пересечении улиц Серебренниковской и Октябрьской вдоль и поперёк исписано «автографами» историческое здание чекистов. Понятное дело, что так молодое поколение бунтует на подсознательном уровне против архетипа «товарищей», но причём здесь лицо города? И в то же время закрашивается замечательный граффити-объект «Я из Сибири», живущий на стене здания во дворе гостиницы «Центральной», — лешие, ведьмы и русалки погибли под скучной серой краской.
Кстати, в том же «ВКонтакте» есть группа «Граффити в Новосибирске», где бурная энергия уличных художников трансформируется в конкретные заказные объекты. «Добрый день! Есть 110 м бетонного забора, который нужно раскрасить, с нас краска, с вас творческий порыв. На тему экологии», «Кто хочет разрисовать кузов самосвала? Пишите», «Всем привет. Есть примерно 25–30 метров стены высотой метра 4. Вокруг лес и река. Буду рад, если найдутся желающие разрисовать стену» — вот такими сообщениями пестрит доска объявлений. Но, к сожалению, посетители этой группы — не целевая аудитория теггеров, для которых важен не процесс творчества, а самоидентификация в своей референтной группе. Главный абсолют, к чему стремится каждый теггер, — получить звание «All city king», «король города». Поэтому, увы, справиться с ними практически невозможно. «Интересно, что в этом случае не работает теория разбитых окон, — пишет Анастасия Близнюк, создатель Интегрального музея-квартиры Академгородка. — На только что окрашенную поверхность или новые ролл-ставни это наносится чуть ли не с большим рвением. Сдаётся, что нужно просто изобрести как можно скорее универсальное средство для смывки и молча удалять. И в такую игру играть с авторами бесконечно».
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Как бухгалтер открыла в себе талант мозаичиста и теперь помогает другим людям реализовать свои творческие запросы, рассказала Галина МАШНЁВА
В Новосибирске иллюстрациями Бориса Зворыкина украсили трансформаторную будку
Главный редактор «Ведомостей» собрала 12 лучших граффити в Новосибирске, созданных за последние годы
«Ведомости» побывали на фестивале граффити и посмотрели, как рождаются уличные шедевры. Посмотрите и вы!
11 июля в Академгородке «презентовали» трансформаторные будки, расписанные муралами
Прогуливаясь по городу, включите эти арт-объекты в ваш маршрут.
В Новосибирске прошёл первый в России фестиваль граффити, объектом которого стали автомобили. Художники раскрасили чужие машины, бетономешалку, двухэтажную «копейку» и городской троллейбус.