Рассказ козьего зуба
Скотоводство в Центральной Азии насчитывает как минимум восемь тысяч лет: результаты исследований новосибирских учёных опубликованы в журнале Nature: Human Behavior.
Младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Салтанат Алишер-кызы на раскопках памятника Обишир-5.
В апреле 2021 года авторитетнейший научный журнал Nature: Human Behavior опубликовал статью «Раннее свидетельство присутствия домашних овец в Центральной Азии». Для мировой археологии результаты исследований, обнародованных в этой статье, стали важным шагом к пониманию того, как наши далёкие предки несколько тысяч лет назад одомашнивали животных. В авторском коллективе статьи — 21 человек, среди которых кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Светлана Шнайдер.
— Примерно 11-12 тысяч лет назад на Земле произошёл переход от плейстоценовой эпохи к голоцену, климат стал теплее и влажнее, и людям пришлось быстро адаптироваться к новым условиям. Если раньше в качестве основной экономической системы человек использовал охоту, то в этот период начинается резкий переход к одомашниванию растений и животных. Еды становится больше, человеческая популяция разрастается, человек начинает быстрее расселяться по планете и осваивать новые экологические ниши, — рассказывает Светлана.
Работа по одомашниванию животных продолжается и сейчас — достаточно вспомнить выведенных в Новосибирском Академгородке приручённых лисиц. Но когда она началась? В разных регионах планеты процесс, конечно, происходил по-разному. Относительно большинства районов Евразии ответ на этот вопрос был известен, и только Север и Центральная Азия долгое время хранили тайну доместикации за семью печатями. «Вскрыть» одну из этих печатей удалось в Ферганской долине, для чего была собрана мощная коллаборация из 17 научных организаций разных стран Европы и Азии. А точнее — на археологическом памятнике Обишир-5 на территории Кыргызстана.
— Ферганская долина — это прекрасная горная страна на высоте 1 500 – 1 700 метров над уровнем моря, богатая водой и травами, через которую в древности шло множество миграционных путей, а позднее прошло одно из ответвлений Великого шёлкового пути. До сих пор люди, живущие там, занимаются скотоводством. Памятник Обишир-5 — это небольшой грот, который советские археологи изучали ещё в 1967–1973 годах, выделив по обнаруженным там орудиям локальную обиширскую культуру, существовавшую, по их предположениям, 8–10 тысяч лет назад. Однако вопрос о том, были ли жители Обишира-5 скотоводами или охотниками, оставался открытым, — рассказывает Светлана Шнайдер.
Но начавшую в 2015 году раскопки команду археологов ИАЭТ СО РАН, в состав которой входила Светлана Шнайдер, интересовали более ранние слои — возрастом 10,5–5 тысяч лет назад. И здесь работа археологов стала напоминать настоящее детективное расследование.
Челюсть овцы или козы на памятнике Обишир-5.
Археолог продолжает: «Как и в советское время, мы нашли большое количество каменных артефактов — в том числе орудия, сделанные методом отжимного отщепления, когда подходящие куски камня не откалывались, а отжимались. Получившиеся пластинки подрабатывались мелкой ретушью. Мы подвергли пластинки дополнительному трасологическому изучению и выяснили, что на всех остались срезы от кусков мяса. Для нас это стало первой зацепкой».
А скоро обнаружилась и вторая зацепка: младший научный сотрудник ИАЭТ Александр Федорченко, изучив под микроскопом камень-тёрочник, выявил там следы растирания органических останков, однако, что это такое (зерно или что-то ещё), пока остаётся вопросом. Но, как бы там ни было, в 2017 году специалисты новосибирского института поставили вопрос ребром: а не использовали ли древние жители Ферганской долины ранние формы производящего хозяйства? Как это часто бывает со смелыми идеями, в научном сообществе её восприняли скептически.
Уильям Тейлор проводит пробоподготовку в лаборатории Института по изучению истории человечества.
Учёные работали с артефактами Обишира-5 самыми разными методами — от традиционных до новейших. Архезоологический анализ — сопоставление найденных на памятнике костей — много полезных результатов не дал: кости сохранились очень плохо, большинство из них были раздробленными или погрызенными. Но стало ясно, что это в основном кости овец и коз. (Кстати, костей человека, или, как говорят археологи, антропологического материала, на Обишире-5 найдено крайне мало.) Масс-спектрометрия (сейчас в ИАЭТ создаётся новая лаборатория, которая будет работать по этому методу) показала тот же самый результат. Работает метод следующим образом: если от кости остался только небольшой фрагмент и обычным методом определить её происхождение невозможно, то из этого фрагмента высверливается частица для определения, какие белки и в каком сочетании в ней содержатся.
— Совпадение результатов стало для нас следующим подтверждением того, что мы движемся в правильном направлении, — рассказывает Светлана Шнайдер. — Тем более что и в верхнем, более позднем, слое анализ показал доминирование тех же самых видов животных.
Дальше подтверждения пошли одно за другим. Анализ зубного цемента у сохранившихся зубов животных продемонстрировал, что большая часть животных на Обишире-5 была убита в возрасте одного-двух лет. Примерно в таком же возрасте скот забивается на мясо и сейчас. Зубной цемент также «подсказал», что убивали овец и коз примерно в одном и том же сезоне — в конце осени — начале зимы. Опять-таки характерная примета скотоводческого уклада.
— Этот метод разработали в Советском Союзе ещё в 1950-х годах, и связан он с тем, что цемент зубов образуется по тому же принципу, по которому растёт древесный ствол, — в нём выделяются тёмные и светлые части по принципу годовых колец. По срезу зуба можно определить, и сколько лет было его обладателю, и когда он погиб, — рассказывает один из участников экспедиции Вильям Рендю (университет Бордо).
Одна из соавторов статьи — старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Светлана Шнайдер.
Жирную точку в этом «расследовании» поставил ДНК-анализ. Образцы ДНК из костей с Обишира сравнили с данными диких и одомашненных овец и коз, и оказалось, что они ближе ко вторым. А соотнесение результатов обследования обиширских костей с базой данных по регионам показало, что животные из Ферганской долины находятся между своими сородичами, обитавшими на Ближнем Востоке, и теми, которые живут на территории Тибета.
— Так исследование подтвердило гипотезу о том, что распространение доместицированных овец и коз шло в направлении с Ближнего Востока на Дальний, а промежуточную точку мы уловили на Обишире-5. Радиоуглеродный анализ показал, что костям найденных нами домашних животных от 6 до 8 тысяч лет, а это значит, что скотоводство в Центральной Азии намного древнее, чем считалось ранее. Это может объяснить нам важные экономические изменения в регионе и за его пределами, — подытоживает Светлана Шнайдер.
Теперь внимание исследователей будет сосредоточено на Южном Туркменистане, богатом на археологические памятники (Пасенджик-Депе, Джейтун). Материалы каменной индустрии, которые найдены археологами на Обишире, в этом хронологическом диапазоне на территории горной части Центральной Азии встречаются очень широко, и учёные задаются вопросом: не связано ли распространение этой индустрии с переходом жителей региона на скотоводческий уклад? Похоже, что на этом пути археологов ждёт ещё много открытий…
Материалы по теме:
Вирусолог «Вектора» Анастасия Гладышева — о тайнах адаптационного механизма вирусов и работе в Гвинее во время военного переворота
Археолог Светлана ШНАЙДЕР о том, зачем люди тысячи лет назад пришли в глухой уголок Таджикистана, какие приметы есть у археологов и зачем изучать французский Жанзак?
Сотрудник НГАУ, кандидат биологических наук Екатерина ГРИЗАНОВА о том, как приобщиться к науке в третьем классе, навредить вредителям полей и получить самую престижную премию для молодых учёных
Биолог из Новосибирска Ольга ПОСУХ рисует комиксы, чтобы популяризировать науку. Недавно в издательстве «Самокат» вышла её первая книга
Когда средневековый книжник XIII века Гумберт Романский писал в своей келье трактат «О проповеди креста», он и подумать не мог, что 750 лет спустя его труд подготовит к публикации молодой историк в далёкой Сибири — доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории НГУ Валентин ПОРТНЫХ.
Лучший молодой изобретатель Новосибирской области 2017 года Екатерина СИМОНОВА о том, сколько времени растут кристаллы, почему их не называют в честь учёных и где их можно использовать.