Мыслить, читая
Как со временем меняется школьная программа по литературе и что должны успеть прочесть и понять современные школьники за время обучения?
Время не стоит на месте, и школьная программа также подвергается трансформациям, отражая изменения в обществе, науке и технологиях. Многие трансформации прошли на ура — школьники неплохо осведомлены о современных технологиях, имеют хороший уровень финансовой грамотности. Об этом на одной из августовских встреч с коллегами-учителями рассказала министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. К сожалению, не все изменения так радужны. Опираясь на опрос, проведённый Новосибирским институтом мониторинга и развития образования, глава министерства заметила, что на очень низком уровне у школьников региона находится читательская грамотность. Неужели современный урок литературы стал настолько менее эффективным, важным и интересным?
Список произведений и авторов, обязательных к изучению в школах, обширен и многогранен. Каждый год что-то в него добавляется, а что-то вычёркивается. Что влияет на эти изменения? Разумеется, в первую очередь, меняются сами дети. Акселерация и трансформирующаяся система ценностей делают необходимым корректировать список литературы школьной программы. Ещё одним важным фактором всегда остаётся окружающая действительность. Литература всегда призвана помочь адаптироваться и понять реалии современного мира. Меняется мир — меняются и «помощники». К примеру, с текущего учебного года одиннадцатиклассникам больше не предлагают познакомиться с произведениями Пелевина, Шаламова, Ремарка, Камю, Кафки, Оруэла и Хаксли.
Логично предположить, что в учебном курсе должно увеличиться количество патриотических и военных произведений, однако в 2024 году стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста» было удалено из рекомендаций. Вероятно, ответственные за составление программы сочли эти стихи слишком «взрослыми» для учеников пятого класса. Не может не радовать то, что расширен список рекомендованных произведений Пушкина и Лермонтова для учеников девятого класса. Наверное, изменения в программе имеют общий контур, но он явно не такой однозначный, как можно предположить. Педагог высшей квалификационной категории с более чем 30-летним стажем работы Татьяна Соломенная отмечает, что в целом программа не очень изменилась за годы её преподавательской деятельности. Как и прежде, классическая литература составляет незыблемую основу школьного курса. Некоторые произведения «выпадают», а потом возвращаются. Некоторые уходят бесследно. Преподаватель литературы признаётся, что рада возвращению в список школьных произведений романа «Как закалялась сталь» Николая Островского, который был вычеркнут из перечня изучаемых произведений в 1989 году.
19
выпускников Новосибирской области сумели набрать высший бал за ЕГЭ по литературе в 2024 году.
Заслуженный учитель России и действующий педагог со стажем 44 года Ольга Косиненко уверена, что преобразования программы не имеют столь большого влияния, как может показаться на первый взгляд. По её мнению, главная составляющая любого урока литературы — поиск важных идей и рассмотрение разных точек зрения. На протяжении своего трудового пути Ольга Геннадьевна сталкивалась со множеством преобразований в школьной литературной программе — состав авторов и произведений редактируется практически ежегодно. Несмотря на это, педагог всегда находит возможность эффективно и интересно преподавать. «Важно, чтобы педагог не концентрировал внимание учеников на элементарном знании сюжета, или поиске изобразительно-выразительных средств. Самое главное — работа со смыслами. Нет смысла — нет урока», — уверяет Ольга Косиненко. Учитель не сомневается, что одной из главных задач педагога было и остаётся формирование той самой читательской грамотности у ученика. Это возможно лишь при изучении произведений с различной авторской позицией. К тому же среди признанной классики сложно найти что-то однобокое и плоское, а значит, глубокое проникновение в суть всегда даёт широкий взгляд на мир.
Важно заметить, что система сохраняет за педагогом некоторую вариативность — зачастую учитель может самостоятельно выбрать произведение определённого автора. Отсюда становится ясно, что роль педагога остаётся наиболее важной и зачастую превалирует над значимостью предложенной программы.
Ольга Геннадьевна подчёркивает, что единственное, что отчасти связывает руки учителя, — обзорный характер изучения материала в 11-м классе. Подразумевается, что ученик самостоятельно изучит все произведения, с которыми его бегло познакомят на уроках. Ольга Косиненко отмечает, что более половины её гимназистов относятся к этому ответственно, и такой показатель заинтересованности она считает неплохим. Сетует на «беглое» изучение литературы в 11-м классе и Татьяна Соломенная. Она признаётся, что в небольшой поселковой школе ученики редко заинтересованы в самостоятельном прочтении даже самых фундаментальных произведений.
Конечно, сбрасывать всю ответственность за низкий уровень читательской грамотности у школьников на учителей и систему образования будет несправедливо. В сравнении со своими сверстниками 40 лет назад современный подросток имеет слишком много факторов, негативно влияющих на этот показатель. Клиповое мышление, низкая способность к концентрации, технологическое влияние и огромный объём информации дают о себе знать. Современный человек, вероятно, читает не меньше, чем читали во второй половине прошлого века. Вопросы вызывает лишь качество текстов: постов в социальных сетях, рекламы и сообщений в мессенджерах.
В бесконечном множестве текста остаётся непростительно мало смысла. Той самой важнейшей составляющей любого произведения, о которой твердят опытные преподаватели литературы. Система образования прилагает много усилий для того, чтобы вернуть молодёжь в ряды осознанных читателей.
Одним из средств, призванных развить у школьников умение осознавать прочитанное, стало итоговое сочинение. Это обязательная часть аттестации в 11-м классе. Её проводят перед ЕГЭ — в первую среду декабря. От результата, который школьник получит за сочинение, зависит, допустят ли его к экзаменам. Также итоговое сочинение даёт 10 дополнительных баллов для поступления в вуз. В работе над сочинением важно не только выразить своё мнение по выбранной проблеме, но и привести аргументы из литературы. Как ни крути, это подвигает ребят к чтению и обдумыванию хотя бы некоторых знаковых произведений. Мы поинтересовались у преподавателей, прочтение какого произведение могло бы полностью закрыть потребность школьника в аргументации для итогового сочинения. И Ольга Геннадьевна, и Татьяна Анатольевна, не задумываюсь, ответили: «Война и мир» Льва Толстого. Из менее объёмных произведений были названы «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова и «Капитанская дочка» Александра Пушкина.
Материалы по теме:
С 1 сентября 2024 года в российских школах начался новый учебный курс под названием «Основы безопасности и защиты Родины». Что новый урок привнёс в школьную жизнь?
В новом учебном году в школах Новосибирской области меняется подход к содержанию образования и вводятся новые предметы
С 1 сентября в школах появился новый предмет «Труд» — что изменится в преподавании, кроме названия?