09.10.24

К обороне готовы?

С 1 сентября 2024 года в российских школах начался новый учебный курс под названием «Основы безопасности и защиты Родины». Что новый урок привнёс в школьную жизнь?

Ученики с интересом относятся к практической стороне новой учебной дисциплины. 

Чему научат?

Предмет представляет собой эволюцию прежнего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), на котором школьниками рассказывали о поведении в чрезвычайных ситуациях и основах здорового образа жизни, дополненного знаниями в сфере гражданской обороны и расширенной программой начальной военной подготовки. В рамках ОБЗР школьники будут осваивать базовые навыки военной службы, в том числе строевую подготовку и оказание первой медицинской помощи. Основы безопасности и защиты Родины будут преподавать с 8-го по 11-й класс.

Всего в программе нового школьного предмета 11 тематических блоков, на изучение которых отведён один академический час в неделю. Если младшим школьникам расскажут обо всём в общих чертах, то старшеклассникам раскроют темы более детально.

Основу курса составляет обучение безопасному поведению в обществе и общественных местах, в быту, на природе и в транспорте. Особое внимание уделено безопасному поведению школьников в информационном пространстве — на обучение этим правилам выделен отдельный модуль. Детей, как и прежде, планируют обучать правильно переходить дорогу, спасать утопающих и быстро тушить пожары. Принципиально новое в программе — раздел «Военная подготовка. Основы военных знаний», над наполнением которого трудились эксперты из Министерства обороны РФ.

Педагоги ожидали, что к началу учебного года появится единый учебник по новому предмету, но общего учебного пособия по ОБЗР пока не существует.

Если организация обучения по модулям, вытекающим из курса ОБЖ, более или менее проста, то проведение занятий по военной подготовке оставляет вопросы. Но это только на первый взгляд. Темы блока начальной военной подготовки составлялись совместно с представителями Минобороны. Возглавлял процесс руководитель дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Московского суворовского училища, подполковник запаса Юрий Костикин, не понаслышке знающий о специфике таких занятий. В помощь гражданским коллегам подполковник записал лекции, посвящённые содержанию нового раздела. Вероятно, учебники единого образца появятся уже в следующем учебном году. Проблема решается вполне современно — на портале «Единое содержание общего образования» есть конструктор рабочих программ, с помощью которого можно сгенерировать планы конкретных уроков. В любом случае качество занятий будет по большей части зависеть от квалификации конкретного педагога.

Кто будет учить?

Фактически новый учебный курс вытеснил из образовательной программы основы безопасности жизнедеятельности. Логично, что решить кадровые проблемы быстрее всего путём переподготовки учителей ОБЖ под ОБЗР. В первой половине 2024 года в Новосибирской области повысили свою квалификацию более 350 учителей ОБЖ. Проректор по учебной работе НИПКиПРО Татьяна Поцукова, открывая курсы повышения квалификации, подчеркнула особую важность этого проекта, исполнение которого находится в фокусе внимания губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и регионального министерства образования.

ЦИФРА

16

часов составляет продолжительность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме «Теория и методика преподавания начальной военной подготовки» в рамках предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» для педагогов.

У такого подхода есть и свои нюансы. При всём уважении к педагогическому опыту и квалификации действующих учителей, не ясно, насколько качественно многие смогут освоить ориентирование на местности, рытьё окопов, правила обращения с оружием и многие другие ключевые навыки военного дела. Если учителя сами научатся тонкостям нового учебного курса весьма условно, то на большую пользу от преобразований школьной программы уповать не стоит.

С другой стороны, в России очень много молодых, крепких и энергичных мужчин с реальным боевым опытом. Пусть сейчас их внимание направлено на более важные и животрепещущие задачи, но в будущем многие ветераны боевых действий вполне могли бы посвятить себя воспитанию подрастающего поколения. В этой вариации развития событий тоже есть определённые тонкости — педагогическая квалификация должна оцениваться так же важно, как реальный опыт. Следовательно, профессия преподавателя ОБЗР может стать хорошей перспективой для тех ветеранов, кто не прочь получить педагогическое образование.

Учебный курс ОБЗР уже начали преподавать в школах, а значит, совсем скоро возникнет понимание того, насколько эффективна существующая кадровая политика.
Практический опыт

Всё новое — хорошо забытое старое. Курс начальной военной подготовки был введён в школах Советского Союза в 1939 году. Эти занятия не только развивали практические навыки, но и формировали патриотизм и готовность служить Родине. Как и многие советские наработки, программа исчезла из школ в 1990-е. Многие представители старшего поколения неоднозначно относятся к этим занятиям, другие вспоминают курс НВП с теплом. В любом случае в изучении подобных дисциплин сложно найти факторы, которые смогут очевидно навредить современным школьникам. Советник директора по воспитанию и преподаватель-организатор ОБЗР гимназии №16 «Французская» Михаил Игонин уверен, что на начальном этапе изучения предмета ученики пока не ощутили особой разницы от обновления учебной программы.

— Ученики восьмых классов, ранее не изучавшие ОБЖ, только приступили к урокам ОБЗР, но юноши уже находятся в предвкушении будущих трёхдневных учебных сборов по основам военной службы, которые ранее проводились только у 10-х классов, — объяснил педагог.

Михаил Юрьевич рассказал, что в 10–11-х классах военной подготовке будет посвящён учебный модуль «Основы военной подготовки», в который включено изучение современных образцов вооружения, например автомата Калашникова (АК-12). Кроме того, школьники изучат историю возникновения и развития робототехнических комплексов, а также виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов. Важной задачей остаётся формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности. Учитель уверен, что преобразование учебной программы положительно скажется на детях, но здесь есть некоторые нюансы. Михаил Юрьевич признаётся, что малое количество времени на изучение предмета — один академический час в неделю — в совокупности с недостатками в оснащении кабинетов ОБЗР в школах может сказаться на качестве образовательного процесса.

«За» и «против»

Любые изменения находят как своих сторонников, так и тех, кто ими не доволен. Для большинства польза от преобразования ОБЖ в ОБЗР очевидна. Даже если не брать во внимание такие важные стороны, как формирование гражданской позиции, патриотизма и чувства ответственности за Родину, практическая сторона образовательного курса не теряет своей актуальности. Умение правильно реагировать на экстренные ситуации пойдет на пользу любому. Тем не менее находятся те, кто воспринимает нововведения в штыки. В первую очередь, недовольные встречаются среди родителей. Однако, прояснив, что никакую дополнительную форму и инвентарь приобретать не придётся, многие меняют гнев на милость. Ещё одним камнем преткновения служат индивидуальные особенности детей.

Сразу хочется отметить, что девушки могут изучать модуль «Основы военной подготовки» в добровольном порядке.

В остальном применяется такой подход: если ребёнок любого пола по религиозным или иным уважительным причинам отказывается участвовать в стрельбах и изучать боевое оружие, то по заявлению родителей или на основании медицинской справки директор учебного заведения может освободить его от этих занятий. В таком случае ученик должен будет пройти теоретическую часть учебных сборов и сдать зачёт. Находятся и те, кто уверен, что ОБЗР — бесполезная трата времени, а детям лучше изучать «настоящую науку».

Первые занятия по программе «Основы безопасности и защиты Родины» уже прошли не только в школах Новосибирской области, но и по всей стране. Новая учебная дисциплина входит в школьную жизнь, оставляя некоторые важные вопросы без однозначного ответа. Любые новшества требуют системного подхода и управления, основанного на практическом опыте. Несомненно, важно и то, как школьники воспримут изменения. Стоит помнить, что даже если ребенку не нравится математика, как правило, он покидает школьные стены, умея считать. 

Александр СОЛОМЕННЫЙ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

19.09.24 Мыслить, читая

Как со временем меняется школьная программа по литературе и что должны успеть прочесть и понять современные школьники за время обучения?

18.09.24 Ставка на суверенитет

В новом учебном году в школах Новосибирской области меняется подход к содержанию образования и вводятся новые предметы

12.09.24 Трудный урок

С 1 сентября в школах появился новый предмет «Труд» — что изменится в преподавании, кроме названия?

up