12.09.24

Трудный урок

С 1 сентября в школах появился новый предмет «Труд» — что изменится в преподавании, кроме названия?

От модели к практике

Нововведение стало итогом многолетней дискуссии о том, какими сегодня должны быть уроки труда. Главное новшество состоит не только в названии (прежде предмет назывался «Технология»), а в том, чтобы к проектной деятельности добавилась практика. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, введение в школах предмета «Труд (Технология)» должно способствовать приобретению базовых навыков работы с разными материалами. Согласно обновлённой программе, в начальных классах уроки труда будут проходить раз в неделю, ученики познакомятся с профессиями и производствами, конструированием и моделированием, а в практической части будут заниматься с различными природными и современными материалами.

В 5–9-х классах программа состоит из обязательных модулей, среди которых — производство и технологии, технологии обработки материалов и пищевых продуктов, компьютерная графика и черчение, робототехника с новыми разделами о БПЛА, 3D-моделирование, прототипирование и макетирование. Помимо обязательных, есть вариативные модули, к примеру, животноводство и растениеводство, востребованные на территории. В новосибирской школе №112, которая находится на берегу Обского моря, в непосредственной близости от Новосибирской ГЭС, развивают судомоделирование и судостроение. Десять лет назад в школе открыли энергетические классы по программе «РусГидро» «От новой школы к рабочему месту» — ребята могли заниматься по программам Корпоративного университета гидроэнергетики и НГТУ. Здесь построили уникальную лодку на солнечных батареях, на которой команда 112-й школы вошла в число победителей «Солнечной регаты» в России и заняла третье место на международных соревнованиях в Берлине. Побед этих уже не перечесть, а свой опыт школа распространяет в районах Новосибирской области, так что в техническом лицее №176 города Карасука уже есть своя флотилия.

— Глобальное обновление материально-технической базы школы у нас началось в 2014 году, когда построили новые помещения, где разместили в том числе и мастерскую по созданию 3D-принтера. Ребята здесь изучают основы экономии тепла на примере солнечных коллекторов, разрабатывают и реализуют свои проекты — были построены макет турбины Новосибирской ГЭС, станция для зарядки самокатов с солнечными батареями, макет купола для арктических условий Марса или Луны, прототип аккумулятора солнечного тепла, — рассказывает Игорь Полионов, учитель технологии, руководитель детского Технопарка МБОУ СОШ №112, почётный работник общего образования РФ.

КСТАТИ
Обновлённый предмет «Труд (Технология)» предполагает более углублённое знакомство детей с основами черчения, компьютерной графики и 3D-моделирования. В приоритетах программы 2024–2025 года — беспилотные авиационные системы, спутникостроение, телекоммуникации, искусственный интеллект, судомоделирование и судостроение.

На уроках Игоря Полионова ребятам некогда скучать.

Кто будет учить?

Педагогов технологии и дополнительного образования готовят в Новосибирском государственном педагогическом университете, каждый год набирают группу в 15 человек. Они изучают технологии обработки всевозможных материалов и пищевых продуктов, современные производственные технологии, в том числе аддитивные — в технопарке НГПУ установлены 14 принтеров, поддерживающих разные технологии печати. С прошлого года в институте заработала система подготовки по беспилотным авиационным системам.

— Оборудован класс по робототехнике, где наши студенты собирают и программируют роботов, изучают методику преподавания робототехники. Есть швейные мастерские, аудитория по обработке пищевых продуктов, — рассказывает завкафедрой физики, техники и технологического оборудования НГПУ Александра Верещагина. — Мы готовим учителей-универсалов, поэтому все — и девушки, и парни — и на станках работают, и готовят.

Специалисты говорят, что существенных изменений в программе предмета не произошло, сократили только часы на умный дом и добавили на беспилотные аппараты. Другое дело, что переходить от уроков технологии к урокам труда школы не торопятся. Для этого часто просто не хватает материальной базы.

Модели, созданные учениками школы №112.

Табуретка на принтере

В современных уроках технологии так много тем, что учителям приходится самим постоянно учиться. Игорь Полионов признаётся, что каждый год проходит два-три курса повышения квалификации, что-то осваивает самостоятельно, — иначе в нашем быстроменяющемся мире невозможно. Родом Игорь Александрович из учительской династии — мама преподавала в начальных классах, отец работал учителем труда. После окончания пединститута работал в УПК мастером, вёл группу декораторов-оформителей, трудился мастером по дереву в училище, где готовили мебельщиков. И вот уже больше четверти века, с 1998-го, преподаёт в школе №112. Команда педагогов здесь сильная, о чём говорят победы учеников на «РобоФесте», «РобоФинисте», WorldSkills, а сама школа считается флагманом инженерного образования в регионе.

Школьная мастерская похожа одновременно на конструкторское бюро и заводской цех — компьютеры, чертежи, цифровая техника, деревянные заготовки, конструкторы станков ЧПУ. Высокотехнологичное учебное оборудование позволяет изготовить если не полноценную табуретку, то её модель со множеством современных вариантов.

— Нам пришлось отказаться от классической деревообработки — пыль и опилки вредят компьютерной технике. Я сам большой любитель дерева, и для меня этот переход знаковый. Табуретки, точнее, складной стульчик, мы делали последний раз в 2010 году, когда все выпускники девятого класса ушли с такими. Сейчас делаем кормушки для птиц, используя не пилы и лобзики, а лазерную резку. Делаем макеты складных лестниц и стульчиков, чтобы они потом могли это построить сами. Делаем разные поделки и сувениры к праздникам — брелоки или карандашницы. Печатаем их на 3D-принтере, — делится Игорь Александрович.

В этом году школе №112 передали здание на соседней улице, где сейчас оборудуются дополнительные кабинеты информатики, труда (технологии) и судостроения. Обновление происходит за счёт бюджета города и области, плюс средства грантов и социальных партнёров. Если современные школы строятся уже с мастерскими, то старые школы, не имея таких возможностей, могут пользоваться базой технопарков и кванториумов, которые развивает министерство образования НСО. По замыслу авторов, новая программа должна возродить лучшие традиции советской системы трудового обучения, когда мальчишки пилили и строгали, а девочки шили и готовили, но в обновлённом формате с учётом современных реалий и технологий.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

09.10.24 К обороне готовы?

С 1 сентября 2024 года в российских школах начался новый учебный курс под названием «Основы безопасности и защиты Родины». Что новый урок привнёс в школьную жизнь?

19.09.24 Мыслить, читая

Как со временем меняется школьная программа по литературе и что должны успеть прочесть и понять современные школьники за время обучения?

18.09.24 Ставка на суверенитет

В новом учебном году в школах Новосибирской области меняется подход к содержанию образования и вводятся новые предметы

up